Поп-культура в позднем СССР была но для другого поколения

Mar 10, 2019 08:36

К вчерашнему посту про  американский фильм "Эксперты". 1989.
Поп-культура в  позднем СССР была ,и достаточно  мощная,  но для другого поколения.
 Временой лаг  составлял 25-30 лет от современной на тот момент моды .

Одни люди задаются вопросом: «Почему в эпоху Застоя было такое унылое ТВ?»
Другие, напротив, хвалят, говоря, что оно таким и должно быть: классическая музыка, политическое новости, документальное кино о нефтяниках или свекловодах и примерно 2-3 раза в год - мелодии буржуйской АББы и прочего Бони-Эм.
Внимательно изучив программы тех лет, я заметила интереснейшую подробность.
Много киноконцертов с участием (вернее, с архивными записями) Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой. Создавались, ...стряпались ретро-номера и целые кинокартины с девушками, танцующими чарльстон или даже канкан.
Время от времени пускали старое кино с Ильинским-Кторовым и Анной Стен.
Было много современных номеров с воспеванием «старого граммофона» - ребятки в шляпах-канотье пели что-то из репертуара 1930-х - причём, зачастую, из нежелательного (с точки зрения самих 1930-х) репертуара.
Да.
Реабилитировали стиляг с их джазом и «Серенадой Солнечной долины».
Безусловно, в те годы во всём мире было ретро-поветрие - в Голливуде снимали фильмы о «ревущих-двадцатых», а итало-извращенец Тинто Брасс (вслед за Лилианой Кавани) эстетизировал никогда не существовавшее нацистское Ар Деко.
Однако на Западе ретро было одним из многочисленных направлений - пусть и стилеобразующих.
В СССР это - интеллектуальный мейнстрим, заданный сверху. Точнее, единственно-разрешённый и всячески пропагандируемый в пространстве поп-культуры.
Почему - так?
Вся эта потрясающая ретро-тема - это ни что иное, как ...вкусы пожилых людей, стоявших у власти.

Это любимые ритмы тех мальчиков, что ходили в белых штанах и танцевали фокстроты, обожали Леонида Утёсова, тайком слушали Петра Лещенко, влюблялись в Аннушек и Раечек, носивших беретики.
Поколение чуть моложе - врубало «джаз на хате» и «хиляло по Бродвею».
Или не хиляло, а слушало чарующую Ружену Сикору с Ниной Дордой.
Запах сирени, тёплый-ламповый-звук, каблучки по асфальту стучат...
Поэтому, встав у руля, чиновники и цензоры с удовольствием пропускали своё-любимое.
Родное.
Они в массе своей не понимали диско и тем паче - рок.
Они и не должны это любить.
Вспомните реакцию молодых «отцов», когда Марти Макфлай, попавший в 1950-е, принялся лабать им хэви-металл. Поэтому вся советская эстрада 1970-х - начала 1980-х несёт в себе мощный ретро-заряд.
Даже прорывные «бенефисы» с Людмилой Гурченко, Ларисой Голубкиной, Татьяной Дорониной имеют очевидную отсылку к эстетике 1920-1950-х годов.
А молодёжи - тем, кому 14-20-25 - это казалось скучноватым и архаичным.
Да, нравилось, конечно, но хотелось и чего-то другого - со_временного.
Юношеству не было никакого дела до мемуарных грёз чиновника Н., тусовавшегося в 1938 году под агрентинское танго.
Так что развлекательного контента на ТВ хватало, просто он транслировался для старших товарищей.
«В парке Чаир распускаются розы...».
Приятно и респектабельно.

https://zen.yandex.ru/media/zina_korzina/razvlekatelnoe-tv-bylo-no-dlia-drugogo-pokoleniia-5bbf13c7b023c400aa645741

Галина Иванкина, СССР, СССР молодежь, СССР застой, СССР западная культура

Previous post Next post
Up