собачий сердцен

May 02, 2017 20:24

Оригинал взят у kouzdra в собачий сердцен
У Кота Камышвого забавный пост про то, что американские студенты не нутрят рулезность профессора Преображенского.

Со ссылкой на статью, где явление и российские комментарии к нему разбираются. Комментарии у Кота тоже рулят - причем норот который топит "за профессора" валит что вот "не пробовали социализма" и что "засилье левачья и политкорректности". Ну в духе из той статьи:

Еще хуже с “прямым делом - чисткой сараев” (“и вот, когда они <…> займутся чисткой сараев - прямым своим делом…”). Он, что же, хочет сказать, что люди не могут переходить из одного социального слоя в другой и заниматься тем, чем им хочется? ... Тут оказываются затронуты смысловые центры их мировоззрения. Идея непреодолимости социальной стратификации им органически чужда. Что бы я ни говорила, они интуитивно “чуют” в Преображенском социальную брезгливость - и не знают, что с этим делать».

Что интересно - почему-то никому не пришла в голову простенькая довольно идея, что дело не в "сицилистах и леваках" - причина "чуждости этой идеи" (а в действительности - активного ее неприятии) то что это - один из краеугольных камней американского общества от самого его основания - США изначально позиционировали себя как "общество равных возможностей" - что и означает по простому именно что "любой мусорщик может приложив усилия стать миллионером" - понятно что в реальности это не очень так - но социальная открытость США не имеет никакого отношения к "левачью", политкорректности и социализму (другое дело что означенные идеи имеют отношение к тому самому идеологическому корпусу из которого вышли в том числе и США с их идеологией).

Второе - что собственно Преображенский же не учит Шарикова добиваться успеха в жизни (то есть того, что опять же является основополагающей американской ценностью) - он учит его "культурным манерам" и прочей туфте и пытается прокомпостировать ему мозги идеей, что именно это - а не реальный успех в чем-то общественно полезном и есть то, к чему надо стремиться.

НУ и да - именно этим нашей интеллигенции Преображенский и мил - для нее "хороший человек" - это который цитирует Ахматову и Бродского, в свободное от унылого зарабатывания денег время, ходит там по демократическим митингам или читает под одеялом Солженицына и оппозиционирует власти etc etc.

Тогда как для американцев положительный вполне персонаж - вульгарных хам, сделавший себя (и свой бизнес) сам - и если он сделал бизнес - то его манеры не имеют особого значения, и наоборот - хорошо воспитанный интеллигентный человек, который ничего не добился - ну не то что плохо - но определенно ниже self-made-man-a.

Вообще - США как государство строились на отрицании аристократизма и сословных границ - потому естественно претензии Преображенского на статус "нового дворянина" у них вызывают инстинктивное отторжение.
====================================
В реальности кому положено по рождению чистить сараи - тот их так чистит, что аж пыль столбом стоит. Но при этом утешает себя, что живет он в обществе равных возможностей, просто не очень хотелось что-то другое делать. Интересное ведь занятие, увлекательное.
Т.е. краеугольный камень "равные возможности" давно в грунт ушел, а здание, построенное на нем, держится на убеждении, что "я это делаю не потому, что мне это на роду положено, а потому, что это очень интересная и полезная работа."

Не всегда кстати, как и в "россии, которую мы потеряли" - хотя большинство да. Но вот двигать сословные теории что "так и должно быть" в америке крайний моветон с самого начала.

Потому отношение студентов вполне понятно.

PS: Ну и кстати - вообще говоря, чуть не главная причина почему советская интеллигенция перестроечного типа у меня вызывала крайнюю брезгливость - именно потому что вместо профессии или богатства хотя бы - у них "общество приличных людей" и Окуджава с Солженицым.

Собственно дрочка на профессора Преображенского свойственна тому слою, который знает, что ему по рождению положено сидеть в офисе от и до ("а потом - смерть") - дает ощущение причастности к "возвышенному".

Как там у Шнура -

- тебе повезло
- ты не такой как все
- ты работаешь в офисе

Оттуда и вся эта окуджава и хождение маршами - компенсаторное для поднятия ЧСВ
Так именно что нету у пархоменок и шендеровичей никакой статусности за пределами тусовки - в перестройку и раннюю демократию был - но давно весь вышел.

За это собственно они Путина и ненавидят, а вовсе не за зажим свобод - что "скрипач не нужен"

Вообще-то за сословность в США гоняли с самого начала - аж в конституции запрет титулов и прочей феодальной лабуды прописан.

Именно что в США не переваривают тех, кто уверен что им больше других положено потому что у них "родители с правильными генами".

рядовые американцы Видят-видят - что профессор - тупое пафосное хамло вполне видят - типаж по жизни очень знакомый всем. Тащатся с него тилихенты и те, кто под них косят.

Особенно интересной интерпретацией булгаковского текста является фильм итальянца Альберто Латтуады, вышедший на десяток лет ранее, чем его советский (а, вернее, антисоветский) вариант. В фильме Латтуады Швондер - идеалист, Шариков - чистая душа, естественный человек, а профессор Преображенский - садист и злой гений, играющийся в демиурга под крылом у нарождающейся в СССР номенклатуры. Согласитесь, что хотя подобный взгляд на булгаковский текст для нас необычен, он имеет право на существование.

Перестроечное же «Собачье сердце» с помощью тех же изобразительных средств, что и итальянская лента, внушает нам строго обратные идеи. Если советская власть десятилетиями внушала уважение к человеку труда (не будем скрывать, иногда это всё смотрелось карикатурно), и нарождающаяся буржуазия не решалась выйти за рамки общепринятой парадигмы, то после «Собачьего сердца» не любить пролетариат стало comme il faut.

Куздра, Интеллегенция, Булгаков

Previous post Next post
Up