Поэт в России - больше, чем поэт

Apr 03, 2017 21:11


Литература долгое время занимала в жизни российского образованного общества непомерно большое, я бы сказал - гипертрофированное место.

Высшей точкой этого причудливого явления, наверно, был как раз феномен "политехнической четвёрки": Ахмадуллиной, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского.

Может, всё дело в том, что в СССР не было рок-музыки, телесериалов и ток-шоу "Давай поженимся".

==========================
Мои американские студенты как-то спросили меня: " а что вы делали без сериалов, рок-концертов, викторин, дискотек?". Ответила: "ходили в библиотеки, читали книги, слушали оперу, смотрели фестивальные кино, театральные премьеры". Они онемели - ибо по их представлениям так живет только высшее общество.
Взлёт тиражей толстых журналов во второй половине 1980-х объяснялся ровно теми же причинами. Народу хотелось интересненького. Когда ему чуть позже дали рабыню Изауру и просто Марию, тиражи рухнули.
Зато коммерческие издательства выпустили книги с этим названием)
Их тоже, конечно, можно считать за литературу. Но до этого, когда "Новый мир", "Знамя" и т.д. в десятки раз увеличили тиражи на публикациях Солженицына, Шаламова, Рыбаков и др., нам объясняли, что народ жадно тянется к Правде.
Это считается паралитературой. И тоже имеет право быть)
Конечно. Но в СССР её практически не было - и народу приходилось кушать гражданскую лирику Евтушенко.

В СССР были Алла Пугачева, "Приключения Шерлока Холмса" и "Утренняя почта". Политехнический и стадионы, собиравшиеся "на поэтов", были до Пугачёвой и Холмса.
При них уже стадионов не было.
Да, тиражи раскупались, но тогда вообще всё раскупалось, кроме Политиздата. Причиной был всё тот же (хотя и менее острый, чем в 60-е) дефицит развлечений.
а потом стадионы нвчаом собирать Чумак и Кашпировский.


массовая мода в СССР на сугубо узко-интеллегентские штучки объяснялась полным отсутствием поп- культуры

массовая популярность сугубо узко-интеллегентского Театра на Таганке в 60-80 гг - дык в Москве ни одного стриптиза не было..с шестом сиськами

массовая популярность Высоцкого - он был единственный легальный исполнитель шансона.. как только в перестройку разрешили всяких Вилли Токарев и Михаил Круг - широкие массы забыли про Высоцкого

популярность рок-группы Машина времени с ее заумно-интеллгентской окуджавой - в начале 80ых в СССР не было ни одной нормальной диско-группы
как только пришел Ласковый май - он вынес всех рокеров из массовой моды

массовая популярность книжек Евтушенко - дык в СССР не было своей Дарьи Донцовой, самый обычный детектив было фиг купить и тд
в СССР масовая культура была жутким дефицитом.. Обычный детектив в книжном магазине не купит.. зато Пушкин и Толстоевский - целыми полками лежали.. Аллу Пугачеву показывали 1-2 раза в год - на новый год и на день милиции.. Да обычного настеного календаря с девкой в купальнике -было не купить
в общем в позднем СССР был жуткий культурный голод. ,голод на яркие образы и острые ощущения, На какую нибудь мексиканскую мелодраму "Есения" ходили десятками миллионов ..

даже в массовой моде на Мастер и Маргарита коммунисты виноваты - не дали простому советскому народу жаждущему мистической сказки с эротикой для взрослых - ни своего Гарри Поттера ни Властелина колец
ведь популярность декадентского изысканного философского романа 20ых годов МиМ среди современных широких масс неестественна..
https://www.facebook.com/v.m.shatsky/posts/1430573043673080?pnref=story

===================================
Год 1988. Я служу в Советской армии. В самоволке. Забрался в кинотеатр, на один из первых, проникших в Советский Союз с началом гласности эротических фильмов. Эротика - на меня действует странным образом: не возбуждает, а усыпляет. Я трижды ходил на «Казанову» Феллини. И трижды засыпал. Однако спать не дают оханья и аханья зала, который не привык к таким зрелищам. Вдруг в середине сеанса громкий возглас, явно уже не первой молодости, тетки: «Ой! А мы до всего этого своим умом доходили». И было в этом вскрике столько тоски и невыразимой горечи… И такое целомудренное бесстыдство. Что только за это нельзя было простить советскую власть.

В Советском Союзе не было не только секса на экранах. «Годы потрачены на постиженье того, что должно быть понятно с рожденья» - это  поэт сказал не о сексуальных позах. Постиженье элементарных вещей было долгим. И едва ли завершилось к сегодняшнему дню.

И в этом постижении на первых порах ключевую роль играла поэзия. Просто никого другого не было.

«Поэт в России - больше, чем поэт»

Какое количество подражаний и пародий породила эта строка. «Зима - в России больше, чем зима». «Жена - в России больше, чем жена». «Пьянка - больше, чем пьянка». «Правительство - больше, чем правительство». Как часто хотелось сказать: всё у вас, больше, чем всё. То есть всё - не по размеру.

Но поэт в эпоху доминирования Евтушенко - действительно был много больше, чем просто поэтом. Поэзия - заменяла философию, социологию, публичную политику, публицистику и эссеистику. Поэзия - была единственно возможной формой публичной политики.  Поэзия - заменяла клубную деятельность, общественные движения, социальные протесты.

Поэзия в эту эпоху была больше, чем поэзией, не от хорошей жизни. В Советском Союзе не было «мыльных опер». Даже латиноамериканских. Но были стихи Евтушенко: «Ты спрашивала шепотом: «А что потом? А что потом?» Постель была расстелена, и ты была растеряна».

Не было осмысления предыдущего опыта в историографии, но были стихи Евтушенко о «Наследниках Сталина».

Не было ещё нормальной откровенной детской психологии, но было «Не надо говорить неправду детям».

Не публиковались книги о психологии «расколотого Я», которые могли бы помочь личностному росту и выстраиванию правильной «Я-концепции», но были стихи: «Я разный. Я натруженный и праздный. Я целе- и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный, застенчивый и наглый, злой и добрый»

Не было стриптиз-клубов, но были переполненные эротизма стихи Вознесенского и Евтушенко о стриптизе, где они вроде бы им возмущались…

Даже чисто потребительские проблемы обсуждались в стихах: «А, правда, товарищ начальник, в Америке - пиво в железных банках?»

Если вы зададите с десяток разных вопросов о запретных темах в Советском Союзе, то мы с большей долей вероятности обнаружим, что впервые их затронули в поэзии. Например, кто первым поднял тему ЛГБТ в советской печати? Причем без обсуждения, а как просто указание на ритмы нового времени? Правильный ответ: Евтушенко в маленькой поэме «Ритмы Рима» в 1965 году.

==================

- Синьор, я хозяин бара, и конечно, это не моё дело; но я хотел бы предупредить вас, что женщина, подсевшая к вашему столику,- извиняюсь, мужчина...

- Что за странная шутка!

- К сожалению, это не шутка, в жизненный опыт, синьор. Обратите внимание на руки и ноги - они чересчур крупные и мускулистые. Растительность снята с лица специальной пастой. Длинные волосы - или парик, или свои, отпущенные. Вас, может быть, ввела в заблуждение выпуклая форма груди? Это следствие парафиновых инъекций. Болезненно, но действенно. Синьор, вы еще очень молоды и, видимо, неопытны, поэтому я счел своим долгом несколько неделикатно предупредить вас...

- Значит, эта женщина - мужчина?

- Мужчина, синьор...

- Чёрт знает что такое! Кстати, называйте меня не синьор, а синьорина. Я уже столько дней безрезультатно ищу себе хоть одну настоящую женщину... Что поделаешь - не везет...

«Синьоры! От имени и по поручению президиума Клуба педерастов разрешите мне поднять первый тост за женщин. Пусть вас не удивляет этот тост, синьоры. При всех их физических и моральных недостатках женщины необходимы для того, чтобы рождать нас, педерастов. Итак - за женщин!»

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО
"Ритмы Рима" 1965 года

«Стриптиз наоборот
сейчас у нас в новиночках».
«Что это за штуковина?»
«А делается так:
выходит, значит, дамочка,
лишь бляшечки на титечках,
а после одевается,
и в этом - самый смак».
«Старо...
на сцену жизни
все выползают голыми,
а после одеваются
в слова,
слова,
слова,
но под словами всё-таки
друг друга видят голыми.
Стриптиз наоборот -
ля вита такова».
ТАМ Же
=======================
После смерти Распутина и Евтушенко остался ли кто живой с отсветом былого уважения к мастерам слова - с пропесочиванием на Пленуме, дачей в Переделкино и Домом творчества в Гаграх? Есть, конечно, и сегодня большие писатели: Дина Рубина, например, или Борис Акунин. Но это не та величина, другая. Не та, не та!

Бенедикт Сарнов вспоминает, что в начале 60-х его зазвал в кабинет руководитель отдела в «Литературной газете» и, сообщив, что был на концерте Евтушенко в Лужниках, где толпу, рвавшуюся на стадион, пришлось сдерживать конной милицией.

«Он слегка понизил голос:
- Впечатление огромное…
И, наклонившись к самому моему уху:
- Я подумал, что этот человек мог бы возглавить временное правительство».

Такого влияния, как было у поэзии в конце 50-х и в 60-х - не было у русской поэзии никогда за всю историю. Ни до этого, ни после этого. Не было в царской России и в первые послереволюционные годы. Поскольку не было такого количества грамотных людей. Не было в тридцатые, когда Мандельштам говорил, что у нас стихи ценят выше всего - у нас за них убивают. Поэтический взрыв начался в годы войны, был придавлен в последние годы сталинского правления. И ярко вспыхнул после ХХ съезда.

Не было такого влияния у поэзии и после того. Поскольку поэзию потеснили другие виды текстов, искусств, коммуникаций, социальных явлений. Первой, кто начал отодвигать эстрадную массовую поэзию, была музыка: барды, рок-музыка и пр.
Потом начался расцвет телевиденья.
Бум детектива и фантастики.
И так дальше. И с ускорением.
Особенно после Перестройки и начала эры Интернета.

В 1992 году я начал работать с представителями «Корпуса мира» в Средней Азии. Помню, меня смутило, насколько молодые люди из США не знали литературу. Особенно поэзию. В том числе американскую и британскую.
Мы знали наизусть строки их поэтов: Бернса, Блейка, Киплинга, Байрона, Шекспира.
А они нет. Почему?
Мой друг Чарльз Батлер сказал мне: «А у тебя в детстве комиксы были? А сколько каналов по телевизору? А видеомагнитофон был? А рок-концерты?».

В СССР много чего не было. Но была поэзия, где поэт - больше, чем поэт. Именно в этом уникальность Евтушенко начала шестидесятых - главного поэта эпохи пика поэтического влияния. Трибуна, лидера поколения, главного выразителя стремлений, надежд, чаяний.

http://relevantinfo.co.il/more-than-a-poet/
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Интересно прочесть за последние сутки было много подражаний Евтушенко, это вот,
когда обличительная лирика, всегда наотмашь,
хлёсткая горькая правда, сшибающая с ног
чтобы свежесть метафоры,
постоянное чувство высоты пъедьестала под ногами и родной земли,
ну всё вот это вот, что в его лирике так и пёрло, оно, оказывается, теперь воспроизводится на голубом глазу как что-то новое.
А мы ещё удивлялись, как можно комсомольскую плакальщицу Алексиевич было нобелем увенчать.
Ещё как можно, и вновь продолжается бой, и сердцу так тесно в груди, и хотя уже и не Ленин, но кто-то снова такой молодой, и красный Октябрь впереди. Может быть, Евтушенко, Алексиевич и им подобные где-то отлежались втихаря, чтобы о них забыли, а тем временем на шведский одна свои книги перевела, другой в Америке поселился, а тут уже выросли молодые евтушенки и алексиевичи, ни сном ни духом не ведая, какой пакостный тухлый вторяк они пишут.
Впрочем, один хрен, главное вот этот евтушенковский протест за мир во всём мире, устремлённый ни к кому, в никуда и в никогда
евтушенки - алексиевич себя наизнанку выворачивают, безмозгло выводя в словесных узорах свою безыдейную зияющую пустоту , а претендуют на полнозвучность высокой нравственности...
===================================================

Евгений Евтушенко, СССР массовая культура, СССР, Литература, СССР западная культура, Советская литература

Previous post Next post
Up