Уход Искандера событие.
И не потому, что был "крупным советским писателем второй половины 20 века", "духовным авторитетом общества" и пр. и пр.
Причина другая.
Он был последним тяжеловесом, во всех смыслах, литературы национальных окраин.
Больше никого не осталось. Кончились взращенные большевиками дети первых пятилеток - интеллигенция освобожденных народов востока.
Интеллигенция вышла не столько национальная, сколько номенклатурная - жили в Москве, умирали в Москве, да и писали практически все только на русском, сам усопший за 87 лет земной жизни так ни одного рассказа на абхазском и не выдал.
Но своё предназначение, осознанно или нет, они выполнили. Окраинная литература стояла денно и нощно у шлагбаума, за который редкий русский писатель мог проскочить не ободрав коленки и не отбив голову.
Калек пропускали в большую советскую литературу, но присмотр за ними был всегда.
Еще брали дань - обязательными переводами самобытных "шедевров". И только великий запас от XIX века мешал национальным самородкам окончательно утвердиться в роли духовных учителей русских.
А хотелось.
Отсюда и почти детская банальность с назидательными сюжетами и примитивная, как рожок чабана, народная мудрость с избыточной афористичностью.
Весь этот незамысловатый набор, смешной и нелепый для любого, кто прочитал не по школьной программе, а для себя хотя бы и одну "Капитанскую дочку", свидетельствовал, что автор с гор спустился и слово его родник живительный.
Поклоняться литературе чабанов и виноделов было хорошим тоном.
Никто, никогда и не пытался (да и не позволили бы) сравнить чабана с Сартром, винодела с Маркесом, а хлопкороба с почти народным Фейхтвангером, эти литературы жили в параллельных мирах, они никак не соприкасались, а о каком-то взаимовлиянии и говорить грешно,
Там умирали маркесы, им на смену приходили бегбедеры и зюскинды, а здесь время остановилось, как в горной сакле, и лишь изредка (не обесценивать же своё Слово!) не спешно ступая, спускался на страницы газеты седой старец-лауреат, чтобы выдать нам итог своих многолетних раздумий над судьбами мира и человеческими грехами.
Мир об этом так и не узнал, к его счастью.
Теперь уже и не скоро узнает, нового нашествия национальной интеллигенции с предгорий Кавказа и с маковых полей Иссык-Куля в обозримом будущем не предвидится.
Искандер никогда не считал себя абхазским писателем и не был им. О чем сам прямо и говорил, называя себя именно "русским писателем". С таким же, приблизительно, успехом можно Бабеля к "национальным еврейским писателям с одесских окраин" отнести.
Или Маяковского к "национальным грузинским поэтам", про Довлатова даже боюсь чо писать...о)))
Так что - теоретически верно, но собственно конкретно к Искандеру никакого отношения не имеет.
Бабель вполне себе еврейский писатель, и даже приличный, в ранних рассказах точно.
А что до Искандера, то кем он сам себя считал не так и важно, воспринимался он большинством , как писатель Кавказа, да и книги его исключительно на кавказском материале.
Да хорош. Еврейский писатель (отличный, кстати) - это Шолом-Алейхем.
А Бабель, плохо это или хорошо, сделал еврейское местечко явлением русской национальной культуры.
По мне, так довольно "жизни. как луга, по которому ходят женщины и кони" (из "Конармии") и гениального русского языка. Впрочем, тут - каждому своё.
Идиш. Русским текстом набранный. Который почему-то считали одесским диалектом.
Равно как и у Искандера Сандро из Чегема - абсолютно русский литературный герой.
Вполне себе такой шушкшинский, кстати.
А то, что абхаз этот Сандро - так "у каждого свои недостатки". Пушкин, вон, вообще эфиоп...
В посте чувствуется сожаление по поводу неких неисчислимых полчищ исконно-посконных русскихЪ писателей, коим Фазиль Искандер, чурка проклятая, перегораживал путь в русскую литературу аж до последнего издыхания.
А по-моему - и хрен бы с ними.
Хорошая литература прорывается сама, а читать бездарей только потому, что они "русские" (тм)? Да ну нафиг.
так я и о русскихЪ прозаиках , увы, ничего хорошего сказать не могу - нет их. нечему прорываться. мы опустились на уровень, где и не может появится еще долго ничего хорошего, вот в этом я и вижу вину искандеров, не то чтобы их сугубо личную, а их времени .кроме нескольких откровенно конъюнктурных книжек (воинович. солженицын, аксенов) наша литература нафиг миру не нужна. вот таков итог. меня итог удручает.
Искандер писатель конечно, но тупиковая ветвь для русскои литературы, если он и был русским писателем, в чем я все-таки очень сомневаюсь. просто у него другого языка не было, чтобы рассказать о милых его сердцу абреках.
продолжения-то нет и не предвидится, явление закончилось вместе с его пионерами. значит чт- то там было не так и с языком, и с материалом, и с героями.
Как верно все написано и мне понятно.
Вынуждена с детьми изучать нацлитературу республики, где проживаю.
Письменность в третьем поколении.
Детский лепет на лужайке - это еще не самый плохой отзыв об уровне.
да пусть бы и на лужайке, но почему мы должны это признавать за литературу, тем более что выбор есть, пусть и в Европе, мы то вполне способны понять и европейскую литературу, хоть и сочинять на их уровне пока разучились.
К сожалению, речь идет не только о признании, но и об изучении в школах. Это пытка.
https://www.facebook.com/chichikov/posts/1177729325612203