Что делать в БДТ...

Jun 13, 2015 10:03

Почти две недели назад я посмотрела "Что делать" в БДТ.
Уже во время спектакля всё внутри меня стало протестовать, было больно, горько и обидно. Хотелось плакать. После спектакля в голове крутилось только одно: "Это убийство театра... Убийство драматического,  психологического театра". Невольно от накатившего ощущения безысходности вспомнилась реплика "Разверзнись и сокруши!" из любимейшего спектакля.

Подступавшие слёзы, боль и жалость. Было жаль актеров, которым нечего играть в этом высушенном, схематичном, как комикс, материале. Был только единственный момент для восхищения - Ируте Венгалите. Силой своего таланта и характера она преодолевала границы роли, и у меня складывалось впечатление, что словами своей героини она обращается не столько  к "Новым людям" Чернышевского, а скорее к людям, новым в БДТ, генерирующим то, что она вынуждена сейчас играть.

Еще было очень жаль красивейший зал отреставрированного театра, изнасилованный врезавшимися в него, как в чрево, холодными вздыбленными металлоконструкциями для размещения зрительских мест.

И жаль себя и других зрителей, которых создатели спектакля (хотя слово "создатели" в данном случае крайне неверно, "креативщики" - пожалуй, лучше подойдет) почему-то считают за недоумков, которым надо всё объяснять, пояснять во время спектакля и после. Видимо, только им, высоколобым, удалось понять некую таинственную истину, мудрость, к которой они пытаются приобщить и нас, пигмеев. Противно и гадко. Хотя, на мой взгляд, все эти попытки диалогов со зрителем во время и после спектакля, желание разъяснить и прокомментировать - в конечном счете, демонстрируют профессиональную несостоятельность креативщиков, такую творческую немогучку.

Хотя... Есть и сторонники таких форм... Но я пишу лишь о своих впечатлениях... Я люблю психологический театр. Люблю видеть на сцене живых людей с настоящими чувствами и эмоциями, люблю, когда меня охватывает чувство сопереживания, и через это возникает желание что-то осмыслить и переосмыслить, задуматься и понять. Я люблю, когда от сердца к сердцу. А когда мне в голову пытаются что-либо очень неизящно, топорно и не прикрыто впихнуть - я не приемлю. Что ж... Каждому своё...

Понятно, что художник волен выражаться так, как хочет и может... Хочет - устраивает акцию, хочет - диалоги. Только хотелось бы, чтобы и волю зрителя искусственно не оскопляли. Все-таки театр, как и любовь, двухсторонний добровольный акт. Было бы неплохо предупреждать потенциального зрителя перед продажей ему билетов не только о возрастном цензе, наличии или отсутствии обсценной лексики, но и о форме спектакля, о том, что он - очень далеко "по мотивам", о его провокационном стиле. А что? Почему бы нет? Если театру необходимы новые формы, давайте вносить их во все отношения со зрителем, а не только, когда он уже пойман в зрительный зал. Если уж "наивный реализм" - то во всем! Я бы еще предложила ввести поэтапную оплату зрителями стоимости билетов: 50% - по старинке авансом в кассе, а остальные 50% - после спектакля, если зритель посчитает спектакль достойным этой доплаты. Что - наивно? Да! Но зато какие бы были реалистичные и хорошо ощутимые показатели востребованности, успешности спектаклей! Наивно и реалистично одновременно!

А сейчас получается, что все риски несет на себе только зритель. Он рискует всем: своими деньгами (цены на билеты в этом сезоне стали далеко не гуманными), своим временем, своим настроением, а иногда - и здоровьем! Во время "Что делать" некоторые зрители вставали и покидали зал. Особенно мне было обидно и даже страшно за двух пожилых женщин. Они-то, наверное, шли сюда, памятуя о прежнем БДТ, возможно, в надежде увидеть зал после реконструкции, а увидели - нечто... Они стали в темноте спускаться по выстроенному зрительскому амфитеатру, и мне стало страшно: а если они оступятся и упадут? Этого еще не хватало! Наверное, те, кто согласовывал нагромождение этого металлического чудовища в зале БДТ, не предполагали, что зрители будут вынуждены передвигаться по нему не только при свете, но и в темноте, в разочаровании покидая свои места до окончания спектакля. Если бы предполагали, то, возможно, лучше бы задумались о технике безопасности.

А театру - что? Ничего! Всё отлично! Рисков никаких! Пиар работает хорошо, придворные писцы пишут о гениальных постановках, народ клюет, несет деньги в кассу, всё хорошо! Что еще нужно? Формально - всё отлично!

А как же "Любовь к людям", спросите?! Ну что вы прямо как Николай Гаврилович! Что вы!!! Это же "по мо-ти-вам!!!" Теперь правит всем некая Красота, понятие которой крайне субъективно.

Смех смехом, а за этой подменой, за длинными завуалированными фразами о чем-то глобальном, космическом и тоталитарном, о генерации смыслов, мне видится боязнь говорить о вещах поистине подлинных, выразить которые можно самыми простыми человеческими словами, без излишних сложносочиненных оборотов. Важно только по-настоящему их чувствовать, жить ими, даже ими болеть, искать их и быть неуспокоенным. А когда литературное произведение выбирается только потому, что название зацепило, ну что ж - пустота и выходит…

Грустно, обидно, больно. Но - что делать...
Как зрителю, мне остается радоваться, что пока еще не все спектакли предыдущих лет вырезаны из репертуара. Буду ходить на них и рекомендовать тем, кто хочет увидеть образцы настоящего драматического театра. Остатки театра «классической трагедии, романтической драмы и высокой комедии»...

Такова  жизнь. И когда-нибудь это пройдет. Всё пройдет. Всё пройдет по законам жизни: вся наслаивающаяся сейчас в огромном количестве шелуха когда-нибудь станет перегноем, будет питать землю, сделает её плодородной и даст жизнь чему-то поистине настоящему, способному утешить, вдохновить и спасти. Так будет.

#бдт #чтоделать
Previous post Next post
Up