«Санта Клаус завоевывает Марсиан», Николас Вебстер (1964)

Oct 03, 2012 21:21



"Santa Claus Conquers the Martians" - киносказка, снятая в 1964 году режиссером Николасом Вебстером. Единственный фильм, выпущенный студией Jailor Production, находящийся в "общественном достоянии", и на IMDb имеющий рейтинг 2.40.
Марсианская педагогическая парадигма дала трещину. Дети совсем отбились от рук - не хотят есть, не хотят спать, не слушаются, погрязли в депрессии. Виной всему спутник Telstar (первый активный спутник связи, запущенный в 1962-м), посредством которого маленькие марсиане знакомятся с земными телепередачами. А на Земле как раз канун Рождества и корреспонденты ведут свои репортажи с фабрики Санта-Клауса (Джон Колл).
Чтобы разобраться с детским непослушанием, глава марсианской администрации (Леонард Хикс) - интересный мужчина с баклажанного оттенка лицом, в вейдеровском плаще, лиловом трико и в восхитительном шлеме с антеннами и гофрированным шлангом сбоку, обращается к локальному аналогу гендальфа, Первому Древнему (который появляется и исчезает в клубах дыма, а выглядит, как и положено гендальфу). Интерес администратора не ограничивается только должностными обязательствами, он и сам отец, и потому действовать намерен решительно.
Мудрый старик объясняет, что у детей на Марсе нет детства, бездушная электроника с рождения вытесняет из их голов ожидание чуда, а детям хочется играть и удивляться, и вот теперь они восстали против рассудочной и холодной культуры марсиан-взрослых.
Администратор разрабатывает спецоперацию, приоритетная цель которой - похитить Санта-Клауса и доставить его на Марс.
В его окружении, однако, находятся несогласные. Выделяющийся из свиты густыми моржовыми усами силовик (Винсент Бек; в ходе операции он потом еще предложит ради смеха взорвать Нью-Йорк) считает, что от Санты на Марсе будут одни неприятности, и все эти подарки, игры, безудержное веселье и глупое дрыгоножество детям на пользу не пойдут, и вообще, нечего развращать подрастающее поколение всеми этими землянскими глупостями.
Вход марсианского звездолета в земную атмосферу не остается незамеченным: по тревоге подняты ВВС и ПВО. "И вся эта суета из-за какого-то мелкого толстяка в красном костюме!", презрительно фыркает усач.
Захватив в качестве "языков" пару детей, марсиане отправляются на Северный полюс. Земные дети не могут позволить украсть Санту, поэтому ломают радар звездолета и сбегают в снега. Марсиане вынуждены перейти к запасному плану и задействовать свой козырь - робота Torg, отсылающего к роботу Gort из фильма "День, когда Земля остановилась" 1951-го года. В сериале "Mystery Science Theater 3000" про этого робота говорят: "парень в картонной коробке с кофеваркой на голове", и еще отмечают полярного медведя, который предваряет появление робота, а выглядит так, что даже сложно выбрать, кто из этих двоих лучше - медведь или робот.
Санте и его помощникам - карликам в красных колпачках и со шкиперскими бородками, вломившийся в их фабрику робот тоже приходится по душе - уж они-то знают толк в таких штуках. От такого обращения робот начинает вести себя как игрушка. Марсианам приходится задействовать парализаторы, под лучи которых попадает и миссис Клаус. "Дорогая, как давно я не видел тебя такой молчаливой", говорит ей Санта с рассеянной улыбкой.
Марсианам удается осуществить то, зачем приехали, но вопиющий факт похищения попадает во все газеты, вызывая негодование общественности. Вернер фон Грин (очевидный намек понятно на кого), суровый глава космической программы, до сих пор не избавившийся от немецкого акцента, выступает с официальным обращением к нации: «мы пойдем на все, чтоб вернуть нашим детям Санту!»
По следу похитителей направляется ракета, а тем временем сами они преображаются на глазах благодаря харизме Рождественского Деда и шуточками, которые тот постоянно отмачивает. И уже очень скоро, благодаря им, и вопреки всем козням консерваторов, будет произведена культурная революция в масштабах отдельно взятой планеты - той самой, что четвертая от Солнца и на которой даже шоколадный торт и банана-сплит подаются в пилюлях. Игрушечное производство будет возобновлено, марсиане откроют для себя простые человеческие радости и "кристмас спирит", а на детских лицах, в не зависимости от их окраса, снова засветятся улыбки. Хоу. Хоу. Хоу.
Снятый в лучших традициях B-movie, в очень своеобразной цветовой гамме и галлюцинаторных декорациях, с актерами, которые очевидно, сами не вполне понимают, где оказались и что тут вообще происходит, это, прежде всего, фильм-праздник в духе неизбывной бахтинской "карнавализации", которая в кинематографе 60-х только набирала свой разбег и еще не успела надоесть всем до чертиков. Это кино ассоциируется со знаменитым монологом лектора Никадилова из "общества по распространению" в прекрасном фильме "Карнавальная ночь": "Лучше всего, конечно, пять звёздочек! Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно. Наука ещё пока не в курсе дела. Асса!!!" И прекрасно дополнило бы "меню" любого новогоднего застолья - где-то посередке между "Этой Веселой планетой" и "Голубым огоньком", между заливной рыбой и селедкой под шубой, когда хлопки шампанских пробок и треск фейерверков еще не слились в бесконечную раздражающую какофонию, и чувство Предвкушения Праздника еще не погребено под мандариновой кожурой и слоями оливье самого Праздника.

рецензии, фильмы

Previous post Next post
Up