Барокко. Италия. Архитектура.

Nov 10, 2015 14:14



Мировоззрение 17 века пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе казалось бы несоединимые элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и приземленностью.

Место и время развития барокко - 17 век. Сначала это Италия, затем Испания, Португалия, Фландрия, несколько позже - Германия, Австрия, Англия, Скандинавия, Восточная Европа, Новый Свет.

[Читать далее]

Италия.

В 17 веке стиль барокко был ведущим стилем в искусстве Италии. Его принципы раньше всего сложились в архитектуре.

Начало нового стилистического этапа после Ренессанса знаменует церковь Иль Джезу, построенная в 1575-1584 годах архитекторами Виньолой и Джакомо делла Порта (ученик Виньолы и Микеланджело).

Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе (особенно в Речи Посполитой, в Украине, Литве и Белоруссии), а также в Латинской Америке.



Иль Джезу, Виньола и Джакомо делла Порта

В церкви Санта Сусанна (1596-1603) уступы стены по сторонам от портала и сильно выделенные центральные оси создают впечатление движения, нарастающего от краев к середине фасада. Сильно выраженное стремление вверх нарушает тектонические принципы ордерной системы: вместо равновесия несущих и несомых частей - их борьба, напряжение, контрасты, сложное динамическое взаимодействие.



Санта Сусанна, К. Мадерна.

Мастера барокко искали в ордере не конструктивную логику, а декоративную выразительность. Колонны, пилястры, карнизы, фронтоны и т.д. как бы вырастают из поверхности стены; они стремятся удвоиться, утроиться, одна форма незаметно превращается в другую.



Сант-Иньяцио, 1650, Алессандро Альгарди



Санта Мария ин Капителли, 1662-1675, Карло Райнальди.

Впечатление пластичности и динамики форм усиливали также контрасты сета и тени на сложной, богатой по рельефу поверхности фасада.



Санти Винченцо-э-Анастасио, 1650, Мартино Лунги младший



Сант Аньезе, 1645-1650, Карло Райнальди, Борромини.

Пространственность - как взаимодействие архитектурного объема с внешней средой и как особенность трактовки самой архитектурной формы - составляет специфическую черту барочного зодчества. Большое значение получила в это время лестница, примыкающая к фасаду,- она подчеркивала динамику архитектурных форм и продолжала ее вовне, соединяя здание с окружающим пространством.





Санта Мария Маджоре, 1673, Карло Райнальди.

В сооружениях барокко пространство как бы активно воздействует на архитектуру: формы то поддаются под ее натиском, то, сопротивляясь ему, выступают вперед и включают пространство в свою структуру.



Санта Мария делла Паче, 1656-1657, Пьетро да Кортона.

В фасаде церкви Санта Мария делла Паче взаимодействие здания с наружным пространством выражено выгибом стены верхнего этажа - движение, которое подхватывает и продолжает сильно выступающий закругленный портик с его неравномерным ритмом колонн.

Архитектура барокко «втягивает» человека в свое пространство и властно приобщает к своему эмоциональному бытию.

Пространственность сооружения являлась столь важным фактором его образной выразительности, что мастера барокко пользовались различными приемами, что бы добиться иллюзии реального существования воображаемого, «фиктивного» пространства. Так, Бернини прибегает к перспективному трюку : лестница, соединяющая собор св. Петра с Ватиканским дворцом, по мере удаления от нижней площадки, сужается, колонны, размещенные на ее ступенях, - сближаются и уменьшаются по высоте, различную высоту получили и сами ступени. Это создает впечатление огромного масштаба и протяженности лестницы.



Скала Реджа (Королевская лестница), 1663-66, Джованни Лоренцо Бернини.

Пространство интерьера также динамизируется, усложняется, обогощается пластическими контрастами - недаром мастера барокко часто использовали для построек, наряду с базиликальным, сложные планы. Церковь Сант Андреа имеет очертания эллипса - беспокойные, словно стремящиеся к изменению.




В предельно заостренной форме барочные принципы воплотились в творчестве Франческо Борромини (1599-1667) - второго крупнейшего зодчего Италии 17 века.





Сан Карло алле Куаттро, 1634-1667, фасад - Франческо Борромини.

В церкви Сан Карло алле Куттро на наших глазах как бы происходит становление форм: линия фасада искривлена, подвижна, антаблементы изгибаются то внутрь, то наружу, членения не получают завершения: антаблемент второго этажа разорван в центре и здесь помещен овальный картуш, который поддерживают два летящих ангела. Стена как бы растворяется в выступах и проемах, в игре светотени.



Интерьер церкви Сан Карло алле Куаттро, 1634-1667.

Усложненная динамика фасада и его напряженная пластика получают продолжение в интерьере церкви. Стены следуют очертаниям овала, но при этом то выходят вперед, то отступают. Ниши, колонны, пилястры, скульптура, декоративные формы предстают под разными углами, в сложных ракурсах и кажутся бесконечно разнообразными.

В стиле барокко скульптура, живопись, разнообразная пластическая декорация как бы продолжали архитектурные формы и помогали прочувствовать их специфику. Синтез дополнялся безудержной пышностью отделки (разноцветный мрамор, стукко, бронза, дерево, латунь) и эффектами освещения. Церковный интерьер являлся не только идеальной для католического богослужения средой, ослепительно-блестящей и театрально-приподнятой, но и превращался для молящегося в некий иллюзорный, иррациональный и в то же время чувственно осязаемый мир.

К прекраснейшим созданиям барочной архитектуры принадлежат загородные резиденции знати - виллы в окрестностях Рима. Ансамбль виллы, включавший здание и парк, размещался обычно на склоне холма. Парк строился террасами, которые связывались между собой лестницами и пандусами.



Вилла Альдобрандини во Фраскау, 1598-1603, Дж. Делла Порта,К. Мадерна.

Лучшим архитектурным ансамблем Италии 17 века стала площадь перед собором св.Петра в Риме, спроектированная Бернини.



Собор и площадь св. Петра в Риме.

Площадь организована так,что человек не направляется к собору по прямой, а должен идти вдоль коллонады, подчиняясь направлению движения, заданному Бернини. Он воспринимает здание собора в единстве с коллонадой и фонтанами. Фасад собора вырастает перед зрителем в момент непосредственного приближения к зданию. Но ошеломляющая грандиозность собора была уже подготовлена пространственным размахом площади, гигантской колоннадой.

В сложении и развитии искусства итальянского Барокко очень большую роль сыграл Джованни лоренцо Бернини.

Движение- одна из главных закономерностей бытия - олицетворяло для барокко саму стихию жизни. Поэтому динамика является для Бернини существеннейшим элементом художественного решения.



Аполлон и Дафна, 1622-1625, Бернини.

В группе «Аполлон и Дафна» движение трактовано по-новому, как процесс, длящийся во времени. Зритель становится свидетелем погони Аполлона, видит, как он уже настигает Дафну и как нимфа превращается в лавровое дерево.

Бернини стремился включить в сферу своего искусства разнообразные жизненные впечатления и приблизить пластический язык к реальности.



Портрет кардинала Шипионе Боргезе, 1632, Бернини.

В портрете Шипионе Боргезе вещественная достоверность в трактовке формы подчеркивала ощущение близости, реальности облика, а движение, пронизывающее скульптуру (голова повернута, губы приоткрыты, шапочка сдвинута наискось), помогало уловить в модели и неповторимое своеобразие внешности и особый тонус ее внутренней жизни. Персонажи Бернини выявляют себя в действии, в разговоре, им как бы необходим собеседник, зритель, чтобы раскрылись главные черты их натуры. Это характеры, которые обращены вовне, и поэтому между портретом и зрителем устанавливается непосредственный и мгновенный контакт.

Обращение к зрителю составляет одну из важных особенностей искусства барокко, стремящегося активно воздействовать на человека, потрясти его, продиктовать ему чувства и идеи.

С целью яркого эмоционального воздействия на зрителя связано и стремление Бернини к «большому эффекту»: он сочетает различные по цвету и фактуре материалы- бронзу, цветной мрамор, стекло и т.п. Богатая цветовая палитра, разнообразие поверхностей, специально направленный свет придавали скульптуре живописный характер.

Пространственность композиции, театрализация, вещественность пластического воплощения приближали зрителя к происходящему, приобщали его к изображенным персонажам и событиям. Тем самым как бы стиралась граница между произведением искусства, изображением и зрителем.





Знаменитая алтарная композиция «Экстаз святой Терезы» ярко раскрывает характер барочного образа. Группа помещена в глубине алтаря, обрамленного словно раздвигающимися колоннами. Свет, идущий из окна, скрытого за фронтоном, отражается в позолоченных лучах, на фоне которых помещены фигуры, так что вокруг них образуется мистическое сияние. Чувственное и непостижимое, телесное и духовное, реальное и иллюзорное существуют в «Экстазе святой Терезы» в нерасторжимой и противоречивой взаимосвязи, а их конфликт получает трагическую окраску.

Капелла Корнадо, в которой находится алтарь святой Терезы, создана по замыслу Бернини как цельный ансамбль, где архитектура, скульптура и живопись сливаются в абсолютном единстве, - капелла превращается в особый мир, законами которого Бернини властно подчиняет зрителя.

Барочная скульптура - не только декоративная пластика, но и алтари, надгробия, статуи - органично связана с архитектурной средой - с фасадом и интерьером здания или застройкой площади, средой, которая во многом определяла ее ритмико-композиционную организацию. Примером тому служат и фонтаны- лучшие архитектурно-скульптурные создания Бернини. Стержнем их композиционного замысла всегда является движение воды, соответствующим образом организованное мастером.



Фонтан Тритона, 1637, площадь Барберини, Бернини.





Фонтан Мавра, 1648-1655, площадь Навона, Бернини.

Фонтаны «Тритон» и «Мавр» своими формами как бы вторят непрестанному движению воды, ее неумолчному шуму.





Фонтаны Бернини исполнены динамической силы. В фонтане «Четырех рек» потоки и струи воды то мощные, широкие и буйные, то спокойные и тихие - бьют в разных направлениях.
Фонтаны Бернини стали неотъемлемой частью архитектуры Рима.

Основные источники:
Малая история искусств, издательство «Искусство», 1974 г.
История искусства Западной Европы, издательство «Юрайт», 2014, Т.В. Ильина

Previous post Next post
Up