Сарды (Sardis) - один из самых крупных городов древнего мира. Ездили мы туда уже достаточно давно, но я до сих пор помню, с каким чувством мы гуляли по развалинам этого города, представляя, каким могущественным он когда-то был…
«Богат как Крёз» - всем знакомое выражение. Царь Сардов был известен уже в древние века своим богатством. Но оно не сделало его счастливым…
Давайте же посмотрим на столицу Лидийского царства, что она представляет из себя сейчас.
Развалины Сардов находятся примерно в 80 км к востоку от Измира, в провинции Маниса у подножия горы, которая сейчас именуется Боздаг, а когда-то была известна как Тмол.
Самые первые находки здесь относятся к 13-му в. до н.э. Изначально поселение занимало лишь акрополь, позже разрослось, спустилось ниже, в долину, и в 7-м в. до н.э. сделалось столицей могущественного Лидийского царства. Здесь впервые в истории стали чеканить первые монеты - из сплава золота и серебра.
Могуществу и процветанию немало способствовала золотоносная река Пактол, в которой, по преданию, фригийский царь Мидас омыл свои руки, обращавшие в золото все, к чему прикасались. В настоящее время это мелкая речушка, которая носит название Сарт-чай.
(Фото из интернета)
Сейчас мы находимся у византийских лавок, мимо них мы идем к гимнасию, что показан на заглавной фотографии.
Вид на гимнасий сзади.
В лавках продавали красители, изделия из стекла, а также гончарные.
В одном из помещений находилась харчевня.
В другом была найдена крестильная купель.
Есть и латрина.
Попался также местный житель).
Рядом с лавками сохранились части портика, шедшего вдоль проходившей здесь римской дороги. Ее остатки мы тоже можем видеть на фото, - она была проведена поверх более древней, т.н. Царской дороги, которая начиналась здесь, а заканчивалась в Сузах, и была выстроена во времена персидского царя Дария I в 5.м в. до н.э.
Что интересно, современная трасса проходит параллельно древней дороге буквально несколькими метрами далее.
А вот и сам гимнасий - грандиозное здание, входившее в целый банно-гимнасический комплекс. Оно было сооружено во 2-м в. н.э.
Перед гимнасием находилась палестра для гимнастических упражнений.
Фасад здания было успешно восстановлен благодаря большой сохранности деталей.
В гимнасии
Взгляд наружу.
Местность тут очень живописная - зеленые холмы, овраги, остатки старых стен, и над всем этим возвышается горный массив Боздага - древний Тмол.
Божество горы Тмол считали отцом жившего в этих же краях Тантала. С Тмолом связывают и еще одну легенду про царя Мидаса - считается, что на этой горе произошло то самое состязание между Аполлоном и Марсием, благодаря которому несчастный царь получил ослиные уши, присудив победу не тому, кому следовало. Так Аполлон проучил Мидаса, бывшего судьей в состязании, за отсутствие музыкального слуха).
Но вернемся к главному герою нашего повествования - Крёзу. Он правил в Лидии в 560-546 гг. до н.э. Древние авторы описывают, как однажды в Сарды приехал афинский мудрец Солон, которому Крёз оказал радушный прием, а после провел по дворцу, чтобы показать ему все свои сокровища.
Некоторое представление о том, какими богатствами обладал Крез, мы можем иметь, если заглянем
в музей города Ушак, где собраны сокровища, найденные в лидийских курганах. Их так и прозвали - «Сокровища Креза». Среди них - крылатый солнечный диск из сердолика. Этот минерал, также как и сардоникс, получил свое название от города Сарды - до такой степени он славился этими двумя камнями.
Пока Крез водит Солона по дворцу, мы с вами продолжаем осматривать территорию вокруг гимнасия, а заодно внимать Геродоту.
Показав Солону все свои сокровища, Крез спросил его, встретил ли мудрец самого счастливого человека на свете, полагая, что Солон назовет его самого, царя Сардов. Однако же Солон ответил: «Да, царь, я видел самого счастливого человека. Это - афинянин Телл (…) Этот Телл жил в цветущее время родного города, у него были прекрасные и благородные сыновья, и ему довелось увидеть, как у всех них также родились и остались в живых дети. Это был по нашим понятиям зажиточный человек. К тому же ему была суждена славная кончина. Во время войны афинян с соседями он выступил в поход и при Элевсине обратил врагов в бегство, но и сам пал доблестной смертью. Афиняне же устроили ему погребение на государственный счет на месте гибели, оказав этим высокую честь».
Тогда Крез спросил, кто же самый счастливый после Телла. И вновь Солон назвал не его, а двух братьев, снискавших славу своим поступком, когда они впряглись сами вместо не вернувшихся с поля быков в повозку своей матери, жрицы Геры, чтобы доставить ее на празднество в святилище. Когда же Крез в гневе спросил, неужели Солон ни во что не ставит его, царя, мудрец ответил: «…Я вижу, что ты владеешь великими богатствами и повелеваешь множеством людей, но на вопрос о твоем счастье я не умею ответить, пока не узнаю, что жизнь твоя окончилась благополучно. Ведь обладатель сокровищ не счастливее [человека], имеющего лишь дневное пропитание, если только счастье не сопутствует ему и он до конца жизни не сохранит своего богатства. Поэтому многие даже очень богатые люди, несмотря на их богатство, несчастливы, и, наоборот, много людей умеренного достатка счастливы. Богатый, но несчастливый человек имеет лишь два преимущества перед счастливцем умеренного достатка, а этот последний превосходит его во многом: один в состоянии легче удовлетворять свои страсти и скорее перенесет тяжкие удары судьбы, а другой хотя и не может одинаково с ним терпеть невзгоды, но все же превосходит его в следующем: именно, что счастье оберегает его, так как он человек, лишенный телесных недостатков и недугов, беспорочный, счастливый в своих детях и благообразный. Если же, кроме того, ему еще предназначена судьбой блаженная кончина, то это и есть тот, о ком ты спрашиваешь, - человек, достойный именоваться блаженным. Но пока человек не умрет, воздержись называть его блаженным, но [называй его] лучше удачливым. Однако одному человеку получить все эти блага зараз невозможно: так же как и никакая земля не производит всего, что необходимо, но одна - только одно, а другая - другое; самая же лучшая земля - это та, что обладает наибольшими благами. Так и ни одно человеческое тело не производит все из себя, потому что одно [достоинство] у нас есть, а другого не хватает. Но тот, что постоянно обладает наибольшим количеством благ и затем счастливо окончит жизнь, тот, царь, в моих глазах, в праве называться счастливым. Впрочем, во всяком деле нужно иметь в виду его исход, чем оно кончится. Ведь уже многим божество [на миг] даровало блаженство, а затем окончательно их погубило».
Раздосадованный царь отпустил Солона, так и не услышав от него того, что хотел. О словах афинского мудреца он вспомнил тогда, когда Сарды пали, захваченные персами, а сам он попал в плен. Случилось это так. Крез послал людей к оракулу узнать, воевать ли ему с персами. Оракул ответил: «Воюй, и ты сокрушишь великое царство». Надо сказать, что Крез неоднократно попадал впросак, обращаясь к оракулу. Так, одному из своих сыновей, которому было предсказано, что тот погибнет от копья, он запретил даже близко приближаться к оружию, однако не смог отговорить сына от похода против разорявшего селения кабана; в результате сын его был убит на этой охоте случайно брошенным копьем. Другой же сын Креза был глухонемым, и царь всячески старался найти средство для его исцеления. С этим вопросом он обратился к дельфийской пифии, и получил ответ, что лучше бы ему не желать этого, потому что сын заговорит в роковой для царя день. Так оно и случилось: во время атаки один из персидских воинов собирался уже убить царя, как вдруг его глухонемой сын, не выдержав горя, обрел дар речи и сказал: «Человек, не убивай Креза!» Ответ же оракула на вопрос насчет войны с персами Крез истолковал в свою пользу и пошел на них войной, а в результате сокрушил царство, но только свое собственное.
Сарды были взяты персидскими воинами, а плененный Крез должен был закончить свои дни на костре. Когда его привели на место сожжения, единственное, что он мог произнести, было: «Солон! Солон! Солон!» Присутствующий при этом Кир, царь персов, потребовал объяснить, к кому он взывает. Крез рассказал ему о своем разговоре с Солоном и как не понял в свое время его слов о том, что никто не может быть названным счастливым прежде своей смерти. Говорят, после услышанного Кир Великий приказал освободить Креза. Тот же, сев возле царя персов, спросил, что делают его воины. «Грабят твой город и твое имущество», - ответил Кир. «Нет, царь, если ты победил, то они грабят твой город и твое имущество», - сказал Крез. Так Солон своими давними словами спас Креза от смерти, а сам Крез - город от разграбления.
Дворец же Креза - на удивление, построенный из кирпича, можно было, по словам жившего в 1-м в. до н.э. римского архитектора Витрувия видеть в сохранности еще в его время, т.е. через 500 лет после описываемых событий. Как он пишет, его использовали «для досуга престарелых граждан и под собрания старейшин». Местоположение дворца на сегодняшний момент неизвестно.
Также не известно и где находились парки и благоухающие сады, которыми так прославились при персидском владычестве Сарды - в городе или за его пределами. Но обычные полевые маки здесь шикарны.
Сейчас мы находимся у части банно-гимнасического комплекса, которая в 3-м в. н.э. была переделана в синагогу. Это была самая большая синагога за пределами Палестины.
Полы синагоги были богато украшены мозаикой, и части ее неплохо сохранились до нашего времени.
Восстановленная часть стены в синагоге и табличка с именами людей и организаций, сделавших пожертвования для восстановления.
Погода тем временем стала меняться, было понятно, что скоро пойдет дождь, поэтому мы не стали долго бродить вокруг, а сразу проехали к храму Артемиды, чтобы осмотреть и его - еще одну основную достопримечательность Сард.
В свое время, когда храм был обнаружен, на поверхности можно было видеть лишь эти две колонны, остальное было засыпано землей.
Изначально на этом месте находился храм Кибелы. Он был разрушен в 498 г. до н.э. во время Ионийского восстания, поднятого греческими городами против персов. Храм Артемиды был выстроен в 4-м в. до н.э., когда эта территория перешла в руки Александра Македонского. Впоследствии храм разрушался и вновь восстанавливался, в том числе и после сильного землетрясения 17-го года.
Об исполинских размерах храма можно судить по сидящей рядом с развалинами фигуре - человек выше среднего роста не достигнет даже верхнего края поставленной на ребро части колонны, если встанет рядом.
С этой точки можно разглядеть остатки стен на оплывшем склоне горы.
Глядя на эту «рукавичку», можно только представить, какие изменения тут произошли на местности.
И на каком честном сардском слове все это держится.
На развалинах храма Артемиды нам встретились удивительные цветы - хохлатый мускари.
Было интересно наблюдать, как, несмотря на приближающуюся непогоду, над их уже созревшими коробочками продолжают работать пчелы.
Более привычные глазу колокольчики.
В 5 в. н.э. рядом с храмом Артемиды появилась базилика. Ее уже не сфотографировали - пора было убираться от налетевшего ветра, несущего пыль, и дождя. Поэтому добавлю фото из интернета (кликабельно):
(Источник фото) На пути из Сард разразился дизастырь местного масштаба - все крутилось в воздухе, вертелось и поливалось дождем.
Конечно, я показала далеко не все, что можно увидеть в Сардах - город огромен, там сохранились и остатки большого театра, и развалины еще нескольких церквей, и другие строения - начиная от лидийских стен и заканчивая византийскими виллами, и даже пирамидальная гробница, принадлежавшая знатному персу. Кроме того, в округе находятся самые высокие в мире курганные захоронения лидийских царей - по-турецки они называются Бинтепелер («Тысяча холмов»). Их, конечно, не тысяча, а «всего лишь» 90; самый большой, 69 м в высоту и 335 м в диаметре, принадлежит отцу Креза - Аллиатту.
Сарды также упоминаются в «Откровении Иоанна Богослова» как место одной из Семи Церквей Апокалипсиса:
«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны». (Откр.3:1-4).
Познавший славу и несколько раз приходивший в упадок из-за набегов завоевателей и мощных землетрясений, город был окончательно разрушен в 1402 г. пришедшим сюда Тамерланом. Сейчас на месте бывшей лидийской столицы - маленькая деревушка Сарт, жители которой выращивают оливки и виноград.
Таков этот город - город переплетающихся с историей легенд, пронесший свое величие через сотни лет и множество завоеваний. Город, в котором, кажется, до сих пор, чего не коснись - и все обратится в золото, но не в то, которым гордился Крез, а в чистое золото Истории…