Следующий мой пост "
Разгадка феномена Сталина". А этот пост подготовка к нему.
Личность Сталина интересовала миллионы его поклонников, ненавистников, и меня в том числе.
Мне давно хотелось увидеть в каких условиях, родился и вырос известнейший человек планеты. По той причине, когда путешествовал по Грузии, специально поехал на родину Иосифа, чтобы изучить места его детства и молодости.
Город Гори, известен как место рождения Сталина, и знаменит музеем с его именем.
Для меня Гори был интересен еще тем, что как описывают историки, построен моими земляками, армянами в XII веке, и там много армянских монастырей и церквей.
Строки из Википедии:
Основание Гори связывают с царствованием Давида IV Строителя в начале века XII.Царь Давид был человеком воинственным..... Вокруг него собрались войска армян. Он построил армянский город в Грузии, утвердил много армянских церквей и монастырей и назвал этот город Гура (Гори). Он имел от армянки сына, по имени Димитре, который был очень высокого роста... Оказалось, в городе армянские церкви разрушены. Или они уже давно стали грузинскими, это знакомая картина по отношению к армянским церквам по всей Грузии.
Туристам для просмотра интересна крепость, которая находится внутри города, музей Сталина, и пещерное поселение прошлого тысячелетия Уплисциха.
Уплициху решил посмотреть в первую очередь. Находится оно недалеко, на берегу реки Кура.
Уплициха представляет собой всякие помещения разного назначения, высеченные в мягкой скальной породе, разброшенные на сотни метров на склоне горы. Поселение было культовым, храмовым, языческим центром. Здесь проходили языческие ритуалы, совершались жертвоприношения людей молодого возраста. Факт жертвоприношения особо акцентируется гидами. Походя по тропинкам в этих пещерах, подумалось, что Иосиф тоже, наверняка не один раз, ходил по этим местам.
Крепость- монастырь Гориджвари с церковью Святого Георгия напротив города Гори, на высоком холме, видна с далека. Поехали посмотреть. Отремонтирована, построена новая дорога до ее ступенек при правлении Саакашвили. При хорошей погоде от монастыря, Гори как на ладони виден.
За полчаса к церкви пришло много людей, за собой ведя овец на жертвоприношение.
Внизу, от церкви, на склоне горы, несколько деревенских мужиков, явно с агрессивными характерами, кололи и резали этих овнов. Процедура колоть овец, явно была их "пожизненным промыслом". Я удивленно смотрел на кровище, и незаметно фотографировал конвейер жертвоприношения, чтобы не нарваться на непредсказуемых грузин (уже был горький опыт общения, чабан разбил фару моей машины).
Как я потом узнал, что на празднике Святого Георгия 23 ноября, здесь бывает столько кровища, что Хичкоку даже не снилось..
Кровища в День Святого Георгия .
(минутный ролик) Согласно истории Грузинская церковь свое развитие начала под верховенством армянской церкви, и христианство они приняли от Армении.
(В Армении христианство приняли в 301 году как государственную религии при Григоре Лусавориче, который признается всеми христианами Кавказа, как свой первый и всеобщий апостол.)
В связи с этим, армяне и грузины имели общее исповедание христианства, также церковные обряды).
В 7 веке грузины, вступив в греческую церковь, приняв Халкидонизм, отошли от армянской церкви, уничтожали былые свидетельства единства, но все равно до сих пор осталось много общего в традициях и вероисповедании.
В том числе обряд "Матах".
Матах - жертвоприношение (арм. означает «поднести соль») является одной из обрядовых традиций верующих Армянской Апостольской Церкви. Имеет смысл благотворительного пожертвования, принесения дара Богу в виде благотворительной трапезы, для оказания милости бедным. Смысл обряда, заключается в освящении соли и приготовлении с ней мяса животного.
Матах совершается по разным поводам, в основном как благодарность Богу за милость или как просьба о помощи. В то же время, Матах не является именно церковным ритуалом или обрядом. Матах, это как народно-религиозная традиция, предполагающая забой как "ритуально чистых" животных.
По преданию ААЦ, когда перед Церковью стал вопрос об пожертвование животных, переходящий с Ветхого Завета, и поскольку Господом Иисусом Христом был устранен этот обряд, то Святой Григорий Просветитель (300-312годы) предложил использовать животных для раздачи милости.
Для Матах закалывают животное мужского пола, барана, петуха, бычка.
Животное приводить в церковь категорически запрещено, поскольку церковь символизирует рай, куда животное входить не должно.
Благотворитель приносит соль в церковь, где священник освящает ее. Перед забоем животному дают поесть немного освященной соли, чтобы мясо стало ритуально освященным. С этой же освященной солью мясо варится в воде.
Сваренное в воде мясо без всяких приправ и подлив( хашламу), раздают бедным, соседям, и сами устраивают трапезу. Мясо не должно оставаться на следующий день.
Люди не знающие подлинного смысла действа Матаха, ошибочно воспринимают как ритуальное жертвоприношение.
У грузин обряд Матах, изначально перенимаемый у армянской церкви в течении тысячелетия, видоизменился, остался востребованным ритуалом и проводят его гораздо масштабнее.
В Грузии преподношение в жертву к Богу, считается, как возможность прямо контактировать с Всевышним.
Один из самых « кровообильных » праздников в мире, это День святого Георгия (по всей Грузии построены храмы в честь святого Георгия, особа почитаемый. Самый чтимый из святых, защита и надежда Грузии.). На отведенном месте для закалывания жертвы около церквей, в день Гиоргоба (23 ноября и 6 мая) кровище как в фильмах ужаса.
Для грузин, жертвоприношение, это еще демонстрация вероисповедования, и важное свидетельство в достатка жертвователя.
Не зря, в дни праздника Гиоргоба к церквям в горах едут тысячами.
Животное обводят вокруг храма, не семь раз как армяне, а до трёх раз. В кругах участвуют более молодое поколение меняясь поочередно.
Заколоть животное в обряде, это обязанность "распределителя" Это те же мужики с "пожизненным промыслом" ..
Перед закалыванием стоить лицом к востоку, зажигает свечу, опаливает шерсть на лбу или правом боку барана, наполняет жертвенный кубок вином или чачей и молится. В начале обращается к Господу, со словами хвалы и возвеличения, и втч молитвы о прощении за свершенные грехи.
После процесса заклания, начинается трапеза, переходящая к пиршеству.
Мясо жертвенного барана готовят как у армян, хашламу без подливы и специй.
И какое может быть грузинское застолье без тостов?
Тосты во славу Бога, за храм, где проводится обряд, за ту церковь, и за ту молельню, в которые участники застолья ходят молиться, за каждого прихожанина - жертвователя, за распорядителя, и так бесконечно до….
Если мясо может быстро заканчиваться, то вино и чача в грузинском застолье, никогда.
И как всегда ритуальный обряд часто может переходит в стадию пиршества соответственно, как положено в таких случаях ругань, драки и даже убийства.
Пожертвовав животного в этот день, прося милость и прощения у Бога, люди в этот же день, во время пиршества грешат. И потом тоже.
На следующий праздник они снова придут в церковь преподнести Богу очередную жертву...
И хорошо, что Бог милосерден!!!
Продолжения:
"Сталин Пастух и Бог" Маркосян Усик
Армения, Таратумб
Все фотографии в этом посте мои. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование без моего согласия строго запрещено! Если вы разместите материал в своём блоге в ЖЖ, или в других соц. сетях, тогда прошу, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.