Автозимники Саранпауль, дороги жизни

Dec 25, 2017 14:17


На Новый Год Саранпауль останется без продуктов.
Скорее всего да! Потому что пословица «На Бога надейся, а сам не плошай» для подрядчиков автозимников не указ. У них свое: «В декабре будет мороз - и будет дорога». И вот скоро Новый Год, морозов мало, и зимника, связывающего поселения с «цивилизацией», нет. Но отсутствие морозов тут ни причем.


Типичный автозимник в наших краях: Заснеженный трек по лесам, через застывшие болота, замерзшие реки, многочисленные ручьи, ямы, километровые опасные промоины в колеях и пустоты, засыпанные снегом.



Местами этот снежный путь обозначен разноборазными предупреждающими знаками, местами без знаков, но с опасными поворотами, подъемами, спусками, склонами, скользкими съездами и море других сюрпризов.


Проблемы со строительством автозимников к Саранпаулю и их обслуживанием повторяются из года в год. Обычно первые рейсы по нашим зимникам - это битва за выживание. Почти как 20 лет их строительство финансируется из бюджета, и каждый год они открываются официально после того, как уже легковые и  грузовые машины с грузом, не дожидаясь их открытия, разъезжаются по ним. Именно эти же машины проминают и раскатывают зимник, облегчая подрядчикам сдачу дорогу комиссии.

Но не всегда так гладко эти машины раскатываются по несданному автозимнику.
Автозимник перед открытием представляет собой сплошные опасности. С колеи направо или налево полшага - и можно застрять так, что без мощной тракторной тяги не вытащить машину. Да, и на своей колее тоже можно застрять с такими же последствиями. Вспоминаю сотни случаев, когда грузовые машины с товарами застревали и переворачивались на еще несданных и уже сданных наших автозимниках. И каждый раз приходилось предпринимателям перегружать их, спасать водителей, продукты, вытаскивать машину. Во всех случаях несли огромные материальные и финансовые убытки, а ответственность за это строители дорог никогда не несут.

Саранпауль- одно из самых труднодоступных поселений в ХМАО. Летний водный навигационный сезон короткий, начинается поздно и закрывается рано. Плохо тем, что и автозимники открываются поздно, в лучшем случае в третьей декаде декабря. И качество не хорошее, а расстояния большие.

Автозимник - это дорога жизни, без них никак не обойтись в этих краях. Он - единственная возможность для жителей Саранпауля добраться в районные центры, в окружных и городских больницах провериться и лечиться, заниматься своими делами. Рыбакам и охотникам, чтобы провести товараобмен. Для студентов возможность домой приезжать на зимние каникулы. Предпринимателям завезти продукты питания, комбикорм для свиней, оленину вывезти до потребителя, и прочее и прочее ...

Саранпауль связывает с остальным миром два  автозимника:

Саранпауль-газотрасса(154 км) - Югорск. По нему осуществляется перевозка снабжения села из городов. Субподрядчик АО "Автодорстрой"

Саранпауль-Ломбавож- Сосьва -Сартиня-Игрим(300км) - Березово. Субподрядчик АО "Автодорстрой"

В этом году в декабре морозных дней оказались мало, под снегом болота и ручей не замерзли. Но причина задержки автозимников не в этом, а из-за подрядчиков, которые поздно начали проминать дорогу. Но и не только из-за них. Подрядчики чуть не каждый год меняются, а проблемы не устраняются.

Виноваты те, кто подрядчиков финансирует и контролирует. Скорее всего, это их вина, что такой беспорядок в возведении автозимников у нас. И не только у нас. Если изучать вопрос, то окажется такой же беспорядок и в других местах ХМАО творится.
Такое ощущение, что в части строительства автозимников и переправ в округе нет понятных правил, долгосрочного планирования, контроля исполнения работ, отсутствуют регламентирующие нормы и требования. И распределение участков проводится по непонятным критериям, поскольку неспособные подрядчики выигрывают у них конкурс, как в нашем случае.

«В декабре будет мороз - и будет дорога»,- чуть ли не официальным аргументом стала эта фраза.
Вот поэтому, если одни подрядчики с первыми морозами в ноябре начинают строить зимники, заливают переправы, то другие ждут, когда земля, болота, ручья замерзнут до "недр". В результате у первых в начале декабря уже грузовики разъезжаются по укатанным зимникам, а у вторых строители еще ждут декабрьских Дедушку морозов.

Или еще факт, оленеводческий совхоз в Саранпауле, не имея возможности, протоптал 150км через много карстовых озер к горам, не получив ни одного рубля из бюджета, провел забой, и уже вывез всю оленину в село, чтобы до Нового Года отправить потребителю на большую землю.

А у некоторых подрядчиков одни только «причины» и никаких «возможностей». При том, что деньги за подряд немалые, десяток миллионов за каждые сто километров дороги. Даже если часть уходит на откаты, и то эти деньги большие для таких работ.

Конечно, уже потом, когда дорога укатается, по нашим зимниками путешествовать становится приятно, как будто по волшебному миру. Именно потому к нам в Саранпауль зимой приезжают сотни путешественников на своих машинах.

Кстати, из-за того, что по нашему зимнику не проходят фуры, а только Камазы «десятка» (груз 8-10тонн, рейс 85тыс. рублей), и то в большинстве вездеходные, цена продуктов получается очень высокая.

Любой человек, хоть однажды проехав по нашим «зимникам», сразу заметит их нелогичный путь. Вот на примере автозимника: «Газотрасса-Саранпауль» - 160км. То он бесконечно виляет, то идет десятки километров прямо, то меняет направление на 90 градусов, в результате лишних маневров намного удлиняя путь. Порой необходимо всего-то пару гнилых сосен спилить, чтобы дорога пошла по ровной почве, или чтобы ручей и склон обойти. Но, чтобы спилить пару сосен, потребуется, как строители утверждают, получить разрешение чуть ли не из Москвы. В самом деле, сегодняшний автозимник- это старая оленеводческая варга, геофизическая магистраль, буровой профиль.

Не ради гордости, а вспоминания по теме.
1993 году я еще работал в «Сосьвапромгеологии», мастером в 112 буровой бригаде. У нас был самый глубокий бурильный станок ЗИФ-1200 в экспедиции. Соответственно бур, вышка были выше, а здание на санях, самое большое по размерам. При положении демонтажа вышка очень далеко торчала сзади здания. Каждый раз от скважины к скважине здание перевозили двумя и тремя тракторными тягами. Профили, по которым мои коллеги уже перевозили свои буровые установки не однажды, нам все ровно непременно приходилось расширять. А раз буровая вышка торчала сзади намного, то на малейших поворотах она цеплялась за деревья, и нам еще приходилось и под ее поворот «гектары» рубить. В том году мне пришлось перевозить буровую и вспомогательные 15 единиц с участка ближе к селуСаранпауль (Угольная база), на сто километровв сторону газотрассы по тогдашней узкой дороге.
25 мартовских дней мы бригадой с бензопилами «Дружба», которые почему-то, как надо было пилить, не заводились, с двуручными пилами и топорами, пилили и рубили - расширяли дорогу. Сотнями метров объездные пути делали, чтобы перевезти буровое здание. (Через год мои коллеги, уже без меня, буровую перевезли почти до газатрассу, также расширяя профиль.)

Каждый раз, когда я проезжаю по этой дороге, то с ностальгией вспоминаю каждый мой трудовой метр.



И еще наблюдая, как уже десяток нефтяных лет ездят по этим, во времена коммунистов построенным, дорогам, бессмысленно тратя каждый год десяток миллионов рублей, то приходит в голову мысль, что такой подходк делу - это удел временщика, паразитство.

Возможно, до высшего руководства округа не доходит истинная картина вещей. А чиновников, контролирующим эту отрасль, устраивает такой порядок, то есть беспорядок. Исходя из принципа, чем проблемнее, тем сумма финансирования больше.

Думаю было бы по-государственному правильно, если власть к этому делу отнесеться особым подходом. Построить новые автозимники к нуждающим поселениям, которые будут более прямыми, и комфортнее для перевозок людей и грузов.
Так как, на примере Саранпауля, куда еще асфальтный дорог не построили, поселение никуда не перевезти, людей не переселит.

Надеюсь, кого касается мой пост прямо и косвенно, правильно поймут.
Ничего личного. В очередной раз кто-то миллионы сэкономил, а страдаю я как житель и как предприниматель. Страдает тысяча людей, проживающих здесь. Дети останутся без новогодних подарков, привычных мандаринов... Организации не смогут вывести мясо и рыбу к потребителям именно к Новогоднему столу. Свиноводческая ферма, не дожидаясь доставки комбикорма, усиленно сокращает поголовье подопечных. Разрушаются у людей планы, и даже судьбы.

А пока кое-какие продукты еще есть в магазинах. Но ассортимент не годится, чтобы празднично встречать Новый Год.
(фото от 25.12.17г)






Но ничего, саранпаульцам такое положение привычно, «продержаться» и от голода не помрут. У каждого в доме что-то есть, главное - телевизор со спутниковой антенной есть. Так что будут кушать что в запасе, и радоваться, слушая новогодние поздравления Владимир Владимировича в очередной энный раз.

PS. 2018-12-26 Статья: Автозимники ХМАО

Пишет Усик Маркосян (
markosyan_usik)

2018-12-26 15:01:00

Саранпауль, ХМАО ЮГРА

Previous post Next post
Up