(no subject)

Aug 31, 2012 17:27

Итак, годовасики.
Почему начинается кризис?

Раньше малыш жил исключительно в ситуации "здесь и сейчас". Ни прошлого, ни будущего для него словно не существовало.
Месяцам к 10 то самое поле, о котором я говорила, заселяется некоторыми образами, благодаря которым у ребенка появляются желания, которые длятся. То есть если раньше он чего-то хотел, а его хитренько отвлекали - он легко отвлекался. Хранить желания было как бы негде.
А теперь фигушки вы его отвлечете - он ПОМНИТ.
Это раз.

Во-вторых, необходимость общаться растет, поводов для общения все больше, а речи - главного средства - пока нет. Представьте себе, что вы не можете говорить. А вам доклад надо делать важный на совещании. Как вам? Вот у малыша примерно так.

В-третьих, кора мозга (благодаря которой человек управляет собой, контролирует эмоции и чувства, размышляет и много чего ещё делает) пока незрелая, и держать себя в руках ребенок просто не способен. Если уж возбудился - то это возбуждение быстренько распространяется и остановить его детских силенок никаких не хватает. Да и сообразить, что надо бы его остановить, пока не получается. Дети - они ж без логики существуют. Совсем без логики. Они аффективные (не путать с дефективными).

Все эти три фактора и приводят к тому, что ребенок становится неуправляемым (он, собственно, и был неуправляемым, просто он был маленький, и поводов им поуправлять было мало) - он требует чего_то_там, объяснить толком чего ему надо и зачем не может, неудовлетворенность его растет и растет, и периодически возникают истерики - ребенок может вопить, падать на пол и бить ногами.
И от отчаяния непонимания, и просто потому, что не делать этого не может.
(Чтобы вы не думали, что это вам только с ребенком не повезло, я даже скажу, что таким истерикам специалисты дали название - гипобулические реакции. Все по-научному, так что не волнуйтесь, главное, чтобы не расшибся).

Во время таких вот истерик надо постараться успокоить (даже если не очень получается, все равно старайтесь) - эти припадки пройдут, когда ребенок заговорит и слегка дозреют связи между корой и подкоркой.
Главное, помните, что ребенок ещё маленький, и все, что он делает, он делает только потому, что по-другому не может.
Усилия приложите не на то, чтобы убедить мелкого в том, что так делать гадко, а на то, чтобы убедить себя, что кризисные периоды есть, и ничего страшного в этом нет.

Старайтесь, чтобы речь у ребенка развивалась нормально, предоставляйте ребенку максимум свободы в достижении его целей, и, главное, дайте ему то, что ему особенно сейчас нужно.
Выход из кризиса годовалого возраста - в совместной деятельности.
Как только начинается бунт, предлагайте дитенку какое-нибудь общее дело. Картошку помыть, лапшу в банки покидать, развивающими игрушками поиграть, газету порвать - ВМЕСТЕ.
Таскайте с собой в сумке и карманах всякую ерунду для таких вот совместных дел.
И будет вам счастье.

Лет до двух с половиной.
Там может начаться другая песня - пресловутый кризис трехлеток.
Тут все гораздо веселее.
Ребенок вдруг обнаруживает, что он вообще-то тоже человек.
Не стол вот, не стул, не барашек, а человек. Натурально.
И он начинает требовать человеческой жизни.
А чего это - вам можно, а ему - тоже человеку,если что, - нельзя что ли?
А силища-то богатырская уже имеется. Это вам не годовасик, который сам не понимает, чего с ним такое происходит.
Этот очень даже понимает.
И требует на полную катушку.

С логикой у него пока плоховато, поэтому требовать он толком пока не знает что.
Но требует. Сам процесс важен.
И получается, что с вашей точки зрения детка дурит, а с его точки зрения - борется за права и свободу.
Ему важно в это время убедиться, что он МОЖЕТ. Пусть вот так по-глупому, но у него опыта маловато, чтобы анализировать. Он просто бунтует. Против вас.
Глаза слипаются, но если вы скажете "спать" - он будет орать "не хочу я спать!!!"
Не против сна, а против вас.

Не злитесь. Вы - хорошие родители. И у вас хороший ребенок.
Просто это такой период, когда рождается личность. А роды, сами знаете, процесс порой нелегкий.
Успокойте себя тем, что чем более бурно проходит кризис, тем серьезнее перемены в личности вашего карапуза.
Дайте его личности родиться.
Ломать не надо. Терпите.

Если выход из кризиса годоваса в совместной деятельности, то выход из кризиса трехлетки - в игре.
Игра - единственный мир, где ребенок может быть "как взрослый".
Вот и проводите его туда. Пусть наслаждается.

В вашей сумке и карманах теперь должны поселиться мелкие игрушки. Сначала - реальные зверушки и человечки, чуть позже играть можно чем угодно - палочками, камешками, спичечками, пуговицами. Главное - они должны быть действующими лицами игры.
Пусть они разговаривают, поют песни, живут жизнью взрослых - ходят на работу, водят детей в детский сад - в общем, делают все то, что делаете вы на глазах ребенка.
Разыгрывайте сюжеты сами, выдавайте "героев" малышу.
Не забывайте главный принцип детства: то, что у взрослых считается шизофренией, у детей - норма жизни.
Начнет играть - кризис сойдет на нет. И вы опять получите своего славного малыша обратно.

Что касается меня - я обожаю этих маленьких бунтарей. Мой любимый возраст. Они такие трогательные с этими своими дурацкими требованиями всерьез, попытками быть самостоятельными и отчаянным желанием быть понятыми и любимыми.

Очень скучаю по моим трехлеткам (сегодня, кстати, звонили родители, рассказывали, что дети бунтуют и просят Степанну обратно :(

Сын у меня кризис проживал бурно, при случае визжал, дрался, плевался, орал и обещал всех поубивать.
А мне нравится.
И, кстати, я для моего мальчишки - непререкаемый авторитет, несмотря на то, что не пытаюсь его подчинить, а устраиваю вечно движуху и веселуху.

Просто я знаю, что через этот бунт ребенок на самом деле рождается как личность. Если не ломать, то получается уверенный в себе, способный на поступки, живущий полной грудью человечище.
Если сломать - получите в будущем невротика, застенчивого или комплексующего без повода червячка, готового прогнуться по изменчивый мир, даже когда для этого нет никакого повода.
Кто вам больше нравится?

Взято у semirina

почитать-подумать, от года до двух

Previous post Next post
Up