Считаю, что мне повезло.
Частная коллекция армянской керамики из Кютахии, которую я видел в Лондоне, наверно, одна из самых больших в мире. Во всяком случае, она больше
коллекции, хранящейся в лондонском музее Виктории и Альберта. Кютахья -- город в западной Турции. Сведения об истории производства керамики в этом городе отрывисты (в интернете, уж точно). Если верить Википедии, то в начале XVI века султан Селим Первый переселил туда мастеров из персидского Тавриза -- после того, как завоевал этот город.
Известно также, что в Кютахье керамикой занимались задолго до переселения иранцев, да и недалеко от города есть прекрасная глина, подходящая для керамики и фаянса.
А так как там же была армянская колония, естественно, армяне тоже вместе со всеми занимались керамикой. Кстати, одно из иерусалимских семейств керамистов -- Бальяны -- из Кютахьи. "Первого" иерусалимского Бальяна пригласили в начале ХХ века, чтобы он реставрировал плитку Купола скалы.
Свое дело в Иерусалиме Бальян основал в 1922 году и, говорят, это самый старый бизнес Вечного города.
Производство армянской керамической посуды и плитки в городе процветало в первой половине XVIII века. Потом оно постепенно увядало и к концу XIX и, особенно, к началу ХХ века закончилось. Кютахийская керамика знаменита и сейчас, но это уже совершенно другие узоры, в основе которых лежат иные подходы и ценности.
В Кютахье в 1869 году родился Комитас.
Несколько работ из лондонской частной коллекции я сфотографировал. И прошу прощения -- я впервые поставил на них водяной знак "Private collection", чтобы эти фотографии не расползались, так как вещи -- совершенно уникальные.
Обратите внимание на лицо этого серафима -- какой нос!
И здесь нос серафима совершенно выдающийся. Но дело не в нем. Как нежно и как мастерски исполнено лицо Богоматери! Конечно, влияние средневековых армянских миниатюр на роспись керамики совершенно очевидна.
Продолжая тему серафимов: это блюдо, кажется, большая редкость, так как они здесь улыбаются. В большинстве случаев они почему-то грустные и даже как будто немного обиженные.
И еще одно изображение Богоматери с младенцем.
И несколько росписей на светские темы. Смотрите, какой потрясающий павлин!..
Женщины с цветами...
Посмотрите на кувшин на первом плане: на нем можно увидеть танцовщицу с полуобнаженной грудью и стол, уставленный явствами. Слева от стола виден и танцующий мужчина. Видимо, этот кувшин предназначался для вина, так как в коллекции было несколько таких кувшинов со сценами пиров. На них изображены музыканты, столы с разными кушаниями, танцовщицы... А за этим кувшином -- блюдце, на котором обнявшиеся мужчина и женщина. Идиллическая картина.