Лондонские бунты

Aug 07, 2011 22:47


Немного истории

Под катом:

-- Бунт в Тоттенхеме в 1985 году: Broadwater Farm. 
-- Бунты в Брикстоне -- 1985, 1981, 1995.
-- Типология и выводы.



На фото: полиция и бунтовщики на Broadwater Farm. 1985 год.  Фото отсюда.

Бунт на Broadwater Farm

Столкновения, погромы и мародерство, произошедшие в районе Broadwater Farm в Тоттенхеме в ночь на воскресенье, напомнили многим лондонцам события, случившиеся неподалеку, в начале октября 1985 года.

Тогда, 27 лет назад, в том же районе Лондона, полиция устроила обыск в доме семьи Джаретт. Полиция подозревала, что молодой Флойд Джаретт ездит на машине, налог за которую не уплачен. Он был арестован 5 октября, и четверо полицейских нагрянули в его дом с обыском. В ходе перебранки между полицейскими и семьей, мать Флойда, Синтия Джаретт, получила инсульт и почти немедленно скончалась.

Чернокожие, обитавшие в этом районе, возмутились. Они были уверены, что смерть Синтии Джаретт стала следствием распространенности расизма в полиции. Это настроение усиливалось еще и тем, что неделю назад полиция стреляла в чернокожую женщину по имени Дороти Гроус. Это случилось на юге Лондона, в районе Брикстон (к этой истории я вернусь чуть позже).

6 октября на улице у полицейского участка собралась толпа. Напряжение росло, пока не перешло в столкновения. В ход пошли кирпичи и бензиновые бомбы. Вечером подожгли одно из зданий. Когда подъехали пожарники, толпа напала на них. Полицейские, которые пытались отбить атаку, не были как следует экипированы, и не были обучены действовать в условиях уличных столкновений. Толпа молодых людей окружила одного из полицейских, Кейта Блэклока. На его теле нашли потом 40 колотых и резаных ран.

К утру следующего дня накал противостояния спал.

Что произошло после: шестеро предстали перед судом по обвинению в убийстве полицейского. Троих отпустили, потому что они были несовершеннолетними, трех взрослых признали виновными и посадили пожизненно. Но спустя 6 лет дело пересмотрели, и двоих признали невиновными и отпустили. Третий остался сидеть за другое убийство и вышел из тюрьмы, отсидев 18 лет.

Расследование действий полицейских в доме семьи Джаретт не посчитало их виновными в смерти Синтии.

Городские власти признали, что району нужны серьезные вложения денег (капиталовложения), чтобы улучшить условия жизни. И стали строить и улучшать инфраструктуру района.

Бунт в Брикстоне - сентябрь 1985 года

Брикстон - район, населенный, главным образом, чернокожими, выходцами из стран Карибского бассейна и из Африки, пережил несколько бунтов.

Логично будет сначала рассказать о бунте, который каким-то образом повлиял на события в Тоттенхеме, происшедшие через неделю.

Молодой человек по имени Майкл Гроус поссорился со своей девушкой. Он был так зол, что достал имевшийся у него пистолет и выстрелил. Не в девушку, а так, в белый свет. Вскоре послышался стук в дверь. Майкл пошел открывать, думая, что это кто-то из соседей. А это оказался полицейский. Майкл направил пистолет на него и вынудил ретироваться. После этого бежал сам - к сестре. А надо бы сказать, что Майкл Гроус был, что называется, неоднократно судимым, с младых ногтей был членом подростковой банды, уже сидел в тюрьме.

Полиция решила, что он мог бежать к маме, и отправилась к ней. Ворвавшись в дом, кто-то из полицейских выстрелил в маму Майкла, Дороти Гроус (ее прозвище Черри - вишенка). Она не умерла, но была парализована.

Стрельба в доме Гроус была воспринята как еще один пример расизма в полиции. Собралась толпа. Начались стычки. Полиция отступила. Двое суток район был в руках бунтующей толпы, выстроившей баррикады из машин. Поджигались машины, грабились магазины. Один человек (журналист) погиб, более 50 ранены, сотни арестованы.

Майкл, узнав, что бунт начался из-за него, сдался полиции. Дороти «Черри» Гроус провела в больнице около двух лет. Майкл сейчас - известный поэт, автор нескольких сборников. Он интенсивно работает с молодежью, теми, кого принято называть «трудными подростками».

Бунт в Брикстоне - апрель 1981 года

То, что происходило в 1985 году, уступало по масштабам бунту 1981 года. Почти 300 полицейских и более 50 гражданских лиц получили ранения. Более ста машин было сожжено, повреждено почти 150 зданий.

Проблемы в Брикстоне были. Главной проблемой называли безработицу, причем с расовым оттенком. По некоторым данным, если безработица в Брикстоне была на уровне 13%, то среди этнических меньшинств она поднималась до 15.5%. А среди чернокожей молодежи она доходила до 55%.

А поводом стало то, что полиция начала в Брикстоне операцию Swamp 81 по снижению уровня преступлений. Полицейские останавливали людей на улицах, обыскивали, некоторых арестовывали. Представьте: за пять дней остановили около 1000 человек. Около сотни было арестовано. 10 апреля полицейские увидели, как молодой человек по имени Майкл Бейли бежит по улице. Видимо, он убегал от трех других молодых людей. Когда его остановили, то заметили, что он истекает кровью.

Майкл вырвался из рук полицейских и попытался убежать. Его догнали. Оказалось, что он серьезно ранен - у него была десятисантиметровая колотая рана. Собралась толпа. Казалось, что полиция ничего не предпринимает, чтобы спасти парня. Толпа начала нервничать. Майкла посадили в полицейскую машину, чтобы везти в больницу. Толпа не поверила. Полицейским послали подкрепление. Пошли слухи, что полицейские то ли бросили парня умирать.

На следующий день, 11 апреля, толпы людей собрались на улице. К вечеру начались столкновения. Люди из толпы бросали кирпичи, поджигали здания, грабили магазины… К девяти вечера в район пришло подкрепление - около тысячи полицейских. Они постепенно вытеснили бунтовщиков с улиц.

Было назначено общественное расследование. Результаты опубликовали в ноябре того же, 1981 года. Операция Swamp 81 была признана чрезмерным применением силы против чернокожих молодых людей. «Институциональный расизм» полиции был официально признан.

Комиссия по расследованию, возглавляемая лордом Скарманом, сделала ряд предложений по улучшению работы полиции. Через десять лет выяснилось, что их проигнорировали.

И снова Брикстон - 1995

На этот раз бунт возник после того, как 26-летний чернокожий Уэйн Дуглас умер в полицейском участке. Известно, что за несколько часов до этого он, угрожая ножом, ограбил престарелую пару в их собственном доме. Сначала полиция объявила, что Дуглас скончался от инфаркта, но потом оказалось, что у него было больное сердце, и его в ходе допроса держали со связанными руками вниз головой.

Когда журналисты попытались выяснить, в чем причины противостояния, многие из интервьюируемых говорили, что такие вещи происходят в результате «расистской несправедливости» со стороны полиции по отношению к чернокожим.

Подведем итоги

В описанных мной лондонских бунтах много общего.

Они происходят в бедных районах Лондона.

Они начинаются с того, что кто-то из чернокожих страдает в результате столкновения с полицией. Или же люди предполагают, что кто-то пострадал.

Проблема не в том, что в Лондоне есть приезжие и эти приезжие организовывают беспорядки. Ничего «приезжие» не организуют. Как видите, описанные случаи находились не в плоскости «приезжих-против-местных».

Она не в том, что часть приезжих мусульмане, или, скажем так: «не христиане». Никакой религиозной подоплеки в этих случаях не было.

Признается, что полиция до недавнего времени имела проблему с расизмом. Повторю: полиция, а не жители Тоттенхема или Брикстона, страдавшие от «институционального расизма».

Не знаю, что было сейчас - выводы делать рано, но в новостях уже появляются люди, говорящие, что жители этих районов жалуются на расистское отношение к себе. Повторю: жители этих районов жалуются на то, что были объектом расистского отношения.

беспорядки, Лондон

Previous post Next post
Up