В Русскую Православную Церковь. Срочно!

Aug 21, 2012 15:27

Эту историю я пишу по трём причинам. Одна из них: я за думающих людей, за гражданское общество, и поощряю сознательность. Другая - бывшая близость к теме. Третья - актуальные события в жизни РПЦ, которые потрясают мир. Вообще-то этот пост стал возможен только благодаря патриарху Кириллу, который отправился на Соловки, чем и вызвал мой интерес.



Соловецкий монастырь со стороны Петербургской гостиницы

Когда я как-то - в 1996-м - высказался по поводу самых разных неблагообразных дел, которые творятся в архангельских церквях, матушка Евфимия, монахиня в миру, ответила коротко: «Пришёл в церковь - жди искушения». С тех пор я совсем не осуждаю православный клир: они-то из церкви вообще не выходят.

В связи с приездом патриарха на Соловки, куда он приехал не только по грибы, но и освятить церковь, глянул я, как там живёт епархия Архангельская и Холмогорская. И смотрю, что от юности их мнози борют их страсти, а выражаясь современным языком, БОЛЬШЕ АДА!

Сколько я помню архангельскую епархию (а помню я её с 1992 года, то есть уже 20 лет), искушения в православных храмах царили действительно всегда. Но вектор всё же прослеживается. И легче всего проследить его по архипастырям, там царившим. Всего-то их за это время было три.


Пантелеимон
Первым, кого я помню, был архиепископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон. Славное время: гуманитарная помощь из Норвегии (помню, был одет с ног до головы во всё новенькое и красивенькое), архиерейский хор ездит по Германиям-Швециям-Норвегиям с концертами и собирает трогательные статьи критиков о том, как «регент Тамара Тудаль управляет хором, как будто играет на органе» (цитата примерная), церковь возраждается после долгих лет воинствующего атеизма, всё празднично и даже величественно.



Митрополит (теперь уже) Ярославский и Ростовский Пантелеимон Долганов

Минус был, на мой взгляд, один: украинские священники с семьями, которые заполонили абсолютно все храмы Архангельска. Русский батюшка просто не мог стать настоятелем. Даже в протоиереи возводили в первую очередь членов украинской клики. И всё бы ничего, если бы только эти самые украинские священники не гнобили русских как нацию: пьяницы, ленивые, глупые, необязательные... Это я лично слышал от настоятеля церкви Св. Мартина Исповедника о. Алексея Дендака, и не от него одного. Так меня тогда такое положение вещей привело в негодование, что я написал обличающую статью - приводя цитаты из Священного писания и призывая к любви, как учил Христос, - в две православные газеты региона: в «Архангельский епархиальный вестник» и в «Веру-Эском». Первая газета не опубликовала материал. Вторая - сильно порезала, но таки выпустила моё обращение к украинскому духовенству.

Была пара исключений: один русский настоятель с аскетическим подходом и пара украинских священников с человеческим сердцем.

Тихон
В 1996-м Пантелеимона перевели в Ростов-на-Дону, если я правильно помню. На его родину, если я правильно помню. А вместо него поставили совсем юного епископа из Карелии - Тихона. Если учесть, что, согласно церковным предписаниям, священник не может быть моложе 33 лет, а уж епископом стать - так и вообще годам к 40-50 (сейчас я правильно не помню уже). А тут как раз-таки 33-летний - и уже епископ. Ок. Из плюсов: стали появляться русские священники, Тихон даже стал крёстным отцом дочери одного (а, наверное, и не одного) русского священника - Андрея Хрусталёва. Некоторые украинцы были отправлены в родные пенаты, что можно считать за благо (не нравится здесь, валите к себе восвояси, вас сюда вообще-то никто не звал, сами прибыли), а другие чуть (совсем чуть-чуть) «поджали хвосты».



Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон Степанов

Сотрясения на этом не закончились. Тихон привёз из Карелии свою «команду». Архиерейский хор разогнали, новым регентом стала (вспомню ли правильно?) кузина Тихона, состав певчих сменился. Сменилась и «сволочь» - как они сами себя называют (те, кто «волочатся» за епископом, то есть иподиаконы, диаконы и священники, которые сослужат архиерею). Епархиальный дом стал общежитием для карельских служителей и прислужников «культа». Конечно, и PR-менеджер изменился на своего. Слёз было пролито - тонны. Бумаг исписано - пять тонн. Люди грызлись, разочаровывались в церкви, выкалывали иголкой глаза Тихона на фото. Натурально!

В 2011 Тихон умер (рановато для своего возраста), и поскольку представители церкви и так себя достаточно успешно дискредитируют, то воспользуют традицией не говорить о мёртвых плохо и умолчу о совсем немонашеском поведении епископа, отметив лишь, что такое имело место. Люди, далёкие от церкви, отзываются о нём одинаково: хороший мужик был, ну, подумаешь, имел пристрастие...

Абсолютно положительный момент: я лично имел счастье познакомиться с несколькими реально шикарными священнослужителями во время правления Тихона, то есть такие точно были.

Даниил
Видимо, для обмена опытом в Архангельскую область был переведён губернатор из Якутии (якуты вздохнули с облегчением). И, видимо, дальневосточный опыт высшему руководству понравился, поскольку, когда умер Тихон, нового архимандрита перевели из Сахалина. Им стал епископ Даниил. За его правлением я уже не следил. А в связи с сегодняшним посещением Кирилла Гундяева его ставропигиальной Соловецкой вотчины (которая тоже относится к Архангельской епархии) спросил у знакомых, что там да как. И что бы вы думали.



(Теперь уже бывший) губернатор Архангельской области Илья Михальчук, прибывший из Якутии

Одни мне сообщили о том, что певчие из архиерейского хора уже пишут письма жалобы о том, что их изживают, плачут по тому, какой замечательный хор был, и даже делают низкого качества, но высоких эмоций видео (на ютюбе можно найти) о бедных себе. Другие пишут, что Даниил разогнал «15 самых уважаемых и сильных священников, разогнал по всей стране, превратил церковь в машину по зарабатыванию денег, обложил все приходы ежемесячной данью, разрушил церковную школу».



Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил Доровских

Ещё добавляют: «Пропали самые дорогие святыни и иконы, сожгли библиотеку, митрополит ездит на лэндкрузере 200 р555рр, живет в нарушение всех церковных канонов со светской женой, он настоятель сразу чуть ли не в 20 храмах. Короче, это просто ад». Ок. Как раз в тон золотой пыли, платиновых часов, крёстных стояний, непрощения грешниц. В тренде, одним словом. «На Сахалине, кстати, был праздник настоящий, когда он уехал», - закончил письмо архангелогородец.

В общем, архангельские служители очередной раз с глазами на мокром месте (так и слышу от предыдущих, уже осушивших слёзы: Бог свою шельму метит). И очередной раз пишут письма. Патриарху.



Патриарх всея Руси Кирилл Гундяев

[Письмо патриарху Кириллу]
Преамбула из письма патриарху
В Архангельской митрополии уже полтора года идут изощренные гонения на церковную жизнь и православную веру. Только в этот раз инициаторами гонений стали не большевики, а церковное руководство Архангельской митрополии.
Прикрываясь Уставом Церкви, тщательно страхуя каждый свой шаг, новое церковное руководство виртуозно разоряет Церковь: умело выживает из епархии опытных и авторитетных священнослужителей, по-рейдерски захватывает построенные и восстановленные храмы, а потом, подчинив себе финансовый поток, теряет к ним интерес. Но самое страшное - это внедрение в жизнь приходов, в среду духовенства и активных мирян атмосферы страха, интриг, постоянного напряжения, недоверия, стукачества. Особый соблазн для верующих вызывают отношения митрополита Даниила и его правой руки - матушки Серафимы.

Это письмо было написано инициативной группой мирян. Среди инициаторов были разные мнения - большинство считало, что письмо должно быть закрытым и передано лично Патриарху Кириллу («нельзя выносить сор из избы!»). Меньшинство считало, что писем уже было написано достаточно, но они до Патриарха все равно не дошли, поэтому письмо должно быть открытым.

Письмо патриарху

Его Святейшеству,

Святейшему Патриарху

Московскому и Всея Руси

КИРИЛЛУ

Ваше Святейшество! Святейший Владыка!

К Вам обращаются прихожане разных храмов города Архангельска и Архангельской области, которым небезразлична судьба Церкви и жизнь людей на Русском Севере. Мы уже обращались к Вам с просьбой обратить внимание на деятельность митрополита Даниила и его «спутницы» матушки Серафимы (Голубки), но наши письма остались без ответа, и нет уверенности, что они вообще доходят до Вас.

Между тем ситуация становится все напряженней, «последней каплей» стала расправа над братом покойного Владыки Тихона игуменом Серафимом (Степановым), который за двенадцать предыдущих лет создал из руин епархиальную воскресную школу. С любовью он взращивал детей - будущих активных прихожан, катехизаторов, социальных работников, участников церковных хоров, тех, в ком так нуждается Церковь. Отец Серафим создавал крепкую общину при храме Царевича Алексия, собирал коллектив педагогов, не говоря уже о восстановлении разрушенного здания для воскресной школы, в котором Вы были в 2009 году во время посещения Архангельска. На пресс-конференции Вы сказали, что школа «оставила неизгладимое впечатление».

Ваше Святейшество, ЭТОЙ школы больше нет!

Остались вывеска и здание.

Не выдержав потока грязи и клеветы, издевательств над духовенством и работниками епархии со стороны матушки Серафимы, свидетелем которых отец Серафим был в течение последнего года, неся послушание секретаря епархии, он высказал все Владыке. Но тот, вместо того чтобы прислушаться, задуматься и хоть немного приструнить свою помощницу - казначея, вынудил отца Серафима с позором и «проработкой» на епархиальном совете написать прошение об увольнении.

Педагогов, возмутившихся этим, взяли в заложники, сказав, что если они пикнут, то расправятся с их духовными отцами. Поскольку ситуация накаляется, то не исключено, что скоро в заложниках заговорит «стокгольмский синдром» - от их имени пойдут гневные заявления о том, что «жизнь становится все лучше и веселее».

К сожалению, это не исключение, а правило в Архангельской митрополии, где воцарилась атмосфера страха, недоверия, жестокости и беззакония. Об этом шепчется духовенство, и говорят вслух многие прихожане, люди же светские просто смеются!

Вот картина архиерейского богослужения в храме Архангельска. К храму под колокольный звон подъезжает черный джип, за рулем которого - матушка Серафима. В храм они входят вместе, митрополит облачается у входа, а она шествует сквозь духовенство к иконостасу, на клирос, где ей готов стул. Всю службу она вмешивается в пение (хоры - конек матушки Серафимы, она уже разогнала несколько в Архангельске). Невозможно смотреть, как вынуждены пресмыкаться перед ней священники, как на трапезах тосты начинаются словами: «Дорогой Владыка, дорогая матушка…».

Грубость и откровенное хамство - норма поведения этой женщины. Не выдержав этой атмосферы, многие работники уходят, но им есть замена - родные и близкие матушки из Закарпатья; в епархии все чаще слышна украинская речь. В епархиальном управлении теперь настоящий бивуак: у входа сушится белье и жарятся шашлыки (и это официальная резиденция митрополита?). Гостям с гордостью показывают свежий ремонт в уже отремонтированном три года назад здании.

На втором этаже находятся покои митрополита и рядом - покои матушки, которая, не стесняясь посторонних, ходит по епархии в халате и показывает свое влияние, перебивая Владыку, повышая на него голос, ругаясь на него. Можно представить, как она общается с духовенством и простыми мирянами!

В Архангельской области процветает ее бизнес, во всех основных храмах - ее бухгалтера и «смотрящие» из Закарпатья, они же - епархиальные ревизоры. Финансы в ее руках. Что она показывает митрополиту - неизвестно, зато известна любовь матушки к хорошим машинам, домам в Подмосковье и ювелирным изделиям высокого уровня. А храмы - просто сетевые магазины для реализации товаров с Украины и золота-серебра неизвестного происхождения.

Конечно, крепкие общины и сильные священники при этом лишние, вот и заменяют их на тех, кто или не понимает происходящего, или слова поперек не скажет.

Ваше Святейшество! Мы не понимаем, что происходит. Как эта молодая женщина управляет целой митрополией и вертит митрополитом, как хочет? Действительно ли по Уставу Церкви казначей обладает такими исключительными полномочиями при отсутствии контроля?

Центр Архангельской области - города Архангельск и Северодвинск небольшие, здесь все на виду. С митрополитом перестали общаться и бизнесмены, и чиновники. Общение первых лиц, о которых рапортуют на сайте епархии, - просто необходимая политика, когда официально все хорошо, но что говорят в кулуарах об «этой паре»! Это же позор всей Церкви! Нам очень больно говорить об этом, но и молчать нельзя. Мы обращались к Владыке, но он избегает встреч, писали в Патриархию, но ответа нет.

Ваше Святейшество! В нашем государстве действенно повлиять на ситуацию может только первое лицо, поэтому мы позволили себе обратиться к Вам, Предстоятелю нашей Церкви, Святейшему Патриарху, любящему Россию и радеющему за судьбы верующих. Пожалуйста, примите меры, не оставляйте без внимания Церковную жизнь Архангельска: без крепкой веры не будет сильной страны, а на Севере России, где в большой степени сосредоточена военная и экономическая мощь государства, любые соблазны, исходящие от людей Церкви, подрывают основу нашего будущего!

С уважением миряне Архангельской епархии

Постамбула от меня
Сомнительно, что письмо поможет. И вот почему. 19 августа управляющий делами Московского Патриархата митрополит Варсонофий после службы в Кафедральном соборе города Архангельска обратился к митрополиту Даниилу с такими словами:
«Я очень рад совершить сегодня с вами, дорогой владыка, Божественную литургию. Направляясь со Святейшим Патриархом на Соловки, я хотел посмотреть, какие произошли изменения в Архангельской митрополии за время вашего архиерейского правления. И мы в Патриархии видим, что есть подвижки, есть хорошие устремления и определённые успехи. Это можно расценивать как знак того, что и на Севере нашей страны процветёт Церковь добрыми душами. Мы знаем о ваших успехах в различных служениях и благодарим вас и ваше духовенство за то, как вы несёте своёпослушание на Русском Севере».



Я не противник церкви. Я считаю, что в мире есть место для всех и каждого. Кому-то нужна церковь - и это прекрасно. Кто-то живёт в мире законов термодинамики, кто-то в стране эльфов, кто-то в комфортном доме на Беверли-Хиллс. Мир большой, он вместит всех. Люди объединяются по признакам, им близким, и хорошо им потому, что им хорошо от таких же, как они. Поэтому они не посещают мест, которые не из их мира. Потому не суются они в чужую жизнь. А если кто-то случайно попадает в нашу жизнь по ошибке, мы просто показываем на дверь. Мы соседи друг другу на этой планете, и имеет смысл иметь комфортное соседство, от этого все выигрывают.

По этой причине я считаю, что РПЦ следовало бы максимально комфортно показать на дверь ворвавшимся не в свою (позвольте мне каламбур) епархию дамам. И вообще не вступать на светскую территорию, там живут совсем другие люди, с совсем другими представлениями о жизни (и их больше). Тогда бы и гражданское общество наверняка перестало бы цепляться к церкви, тем более что у самой неё не всё в порядке. У неё по определению искушения. С которыми она справляется всё хуже и хуже.

UPD.
В комментариях мы заговорили об истоках патриаршества, и вот что я вспомнил. Первый патриарх появился в 1589 - Иов. Он поддерживал Бориса Годунова и Фёдора Рюриковича - в общем, был государственник, как и нынешний Святейший. А ещё Иов кононизировал Василия Блаженного, и тут дела первого и последнего патриархов тоже схожи: первый прославил дурочка в веках, как великого, последний прославил дурочек в веках, как великих. Преемственность.

политика, парируйте — если можете, Архангельск, РПЦ, отношение, отчёт

Previous post Next post
Up