Александрийская карусель «Золотой век». Как это было
Jul 08, 2015 16:52
Шестой год подряд парк Александрия в Петергофе превращается в удивительное место с уникальным действием. Здесь собираются люди, влюбленные в историческое прошлое и хорошие манеры, честь и доблесть.
Так проходит «Александрийская карусель» - праздник, который проводился здесь при императрице Александре Фёдоровне, супруге Николая I, и стал невероятно популярным среди россиян. В этом году мероприятие состоялось 4-5 июля.
Что такое карусель? Помните рыцарские турниры, которые проводились в тёмное Средневековье? Это довольно жестокое зрелище с частыми летальными исходами в 16 веке было запрещено, и на смену братоубийству пришли спортивные состязания в духе Renaissance Fair. «Рыцари» уже не выкидывали друг друга из сёдел, а пронзали копьями деревянные мишени, метали оружие, участвовали в конных балетах. Именно так проводилась «Александрийская карусель» в 2013 году - тогда нам с Корсаком (vulpes_korsak) удалось впервые попасть на это великолепное мероприятие, о чём мы не пожалели, став его ежегодными поклонниками. В 2015 году кольца и копья отсутствовали, но зато конный балет был прекрасен!
Девушки из конно-спортивного клуба «Аргамак» продемонстрировали свои умения, а их скакуны буквально завораживали красотой и грацией. К слову сказать, недавно посетившие конную базу, мы с Натальей (adarcha) сразу переглянулись и едва ли не в унисон произнесли:«Да, мы знаем, как это непросто!» Имелось в виду управление лошадью)
[Немного истории]Король Франции Людовик XIV не был похож на Геркулеса, но праздники Версальского двора были поставлены с таким мастерством, что король оказывался их самым активным участником. Монарх представал перед подданными в фантастических и величественных образах, вызывая стойкие ассоциации с мужеством и силой. Эти праздники запечатлены на многих гравюрах 17 столетия. Одним из полюбившихся придворных праздников стала масштабная карусель, устроенная в Париже перед дворцом Тюильри в 1662 году. Хотя самого дворца уже давно нет, площадь перед ним до сих пор так и называется «площадь Карусель» в память об этом грандиозном событии. Главной темой карусели было избрано состязание пяти наций со всех концов света: турки, персы, индусы, римляне и американцы показывали свои боевые способности. Но, разумеется, в каждой конной процессии участвовали вовсе не жители заявленных стран, а придворные короля, облаченные в экзотические «карусельные» костюмы. При этом костюмы могли вообще никак не соотноситься с реальными одеждами указанного столетия и предполагаемой нации. Костюм был признан продемонстрировать статус своего владельца, поэтому десятки всадников сияли золотом, бриллиантами и гигантскими плюмажами в половину человеческого роста.
В нашу страну карусели пришли вместе с модой на всё западное: после реформ Петра Великого. Екатерина II, только взойдя на престол, по традиции эпохи пыталась укрепить своё положение с помощью массовых праздников. На июнь 1765 года планировалась карусель перед Зимним Дворцом. Эта карусель должна была повторить ту самую знаменитую карусель Людовика XIV, прошедшую столетием ранее. Но лето 1765 года было столь дождливым, что карусель пришлось перенести на год Зато в 1766 году масштаб праздника действительно мог сравниться с французским. К привычным нациям, что обычно участвовали в карусели, были добавлены славяне. Впрочем, всадники всё равно были одеты в античном стиле. Помимо кавалеров, в празднике принимали участие и дамы, но не верхом, а на колесницах. Что делали участники состязаний? Выясняли, кто лучший в таком наборе упражнений: - снять кольцо пикой, - метнуть дротик в цель, - срубить головы манекенам. Первый приз - бриллиантовая пуговица и петлица на шляпу - отвоевал подполковник Кирасирского полка князь И. А. Шаховской.
К концу XVIII века в моду постепенно вернулась готика и рыцарский роман. Император Павел, поклонник рыцарских традиций, также намеревался проводить карусели у себя в гатчинской резиденции. Здесь строилась арена для турниров, которая в незавершенном виде сохранилась до настоящего времени. Со смертью Павла начинается другая эпоха, более прагматичная, в которой уже не было места расточительным торжествам в духе барокко…
Но традиция конных каруселей не умерла, а просто видоизменилась. Николай I - страстный англофил, поклонник Вальтера Скотта - выбрал готику официальным стилем свой резиденции, Петергофа и, прежде всего, парка «Александрия». С тех пор конные карусели - это прежде всего игра в Средневековье, даже не в само Средневековье, а в «мечту» об эпохе из волшебного рыцарского романа или старинной сказки. Супругу Николая I императрицу Александру Федоровну (Фридерику Шарлотту Вильгельмину), ещё в бытность прусской принцессой называли Белой Розой, в честь героини романа де Ла Мотт Фуке «Волшебное кольцо». Это романтическое прозвище сохранилось и в России, а венок из белых роз украсил герб царской резиденции. В 1829 году, в день рождения императрицы, в Потсдаме в её честь провели одну из самых масштабных рыцарских каруселей XIX столетия - «Волшебство Белой Розы». Уже одно название намекало на сказочный сюжет праздника. Придворный архитектор Карл Фридрих Шинкель возвел декорации в классическом духе напротив королевского дворца. В огромные триумфальные ворота въезжали кадрили рыцарей, одетых в стилизованные средневековые латы. Рыцари демонстрировали мастерство держаться в седле, конные балеты, театрализованные сражения и упражнения на ловкость. Помимо рыцарских кадрилей, гостям были представлены многочисленные «живые картины», а сами торжества завершились балом и награждением победителей. Память о празднике хранилась еще долго, и альбомы с иллюстрациями продолжали издавать и переиздаваться на протяжении десятилетий.
По материалам сайта goldenage.spb.ru
В прошлом, 2014 году за два дня праздника парк посетило более 8000 человек. Сколько гостей было в минувшие выходные, я ещё не уточняла, но скажу на глазок, что любителей истории и ярких зрелищ в Петергоф приехало предостаточно. Парк пестрил не только нашими ровесниками, разодетыми в исторические костюмы, но и полными семьями: многие пришли с маленькими детьми и прекрасно проводили время.
Ярмарка В Александрии развернулась настоящая ренессанская ярмарка. Здесь можно было купить всё, что угодно: от глиняного горшка и жестяной кружки до блистательного украшения из натурального камня ручной работы.
На этой площадке учили делать настоящую книгу ручной работы!
Местные «колдуньи» варили зелье, торговцы угощали квасом и медовухой, салом и хлебом.
Малышей учили расписывать имбирные пряники:
Работали палатки с прокатом костюмов, поэтому каждый мог примерить на себя любой приглянувшийся образ.
Мастер-классы по танцам и стрельбе из лука проводились для всех желающих, а обучение фехтованию привлекало любителей холодного оружия.
На фоне исторического антуража можно было и просто сфотографироваться. А самые смелые примеряли тяжёлые воинские костюмы прошлых лет.
На площадках по фехтованию предусматривались мастер-классы для самых маленьких на мягком оружии:
Шоу-программа длилась с 15 до 18 ч. Подробнее о ней я напишу позже.
После гости праздника разбрелись по лужайкам и устроили пикники. Подкрепившись, можно было продолжать расхаживать меж палатками с мастер-классами.
Из личного опыта Приехав к нужному времени, мы с друзьями сначала отсняли площадки участников: торговые точки-лавочки, площадки с мастер-классами и лагери воинов - а после заняли удобную позицию справа от «ставки организаторов», установив там видеокамеру. Всё это для того, чтобы было, что рассказать и показать вам! До начала действа оставалось 40 минут, но по периметру огороженной лужайки, на которой планировалось проведение представления, уже не оставалось ни одного свободного места: фотографы и операторы заняли свои позиции и не собирались их отдавать, сидя под палящими лучами солнца. Мы с olganius опустились на траву, чтобы наш пятачок никто не сдвинул, и стали ждать, в то время как vulpes_korsak и adarcha занимались фотосъёмками на площадках.
Поскольку у меня сейчас ещё в гостях подруги, я не успеваю смонтировать видеоряд, поэтому общий ролик будет после 15 уже, если не сделаю его до завтра.
Продолжение следует!
Справка: Организаторы фестиваля: Даниил Ведерников - главный режиссер-постановщик, Екатерина Михайлова-Смольнякова - хореограф, руководитель ансамбля танцев эпохи Возрождения "Vento del Tempo", Константин Щеников-Архаров - руководитель Ренессанс-оркестра Санкт-Петербурга. Члены ансамбля танцев эпохи Возрождения "Vento del Tempo". ГМЗ Петергоф. Волонтёры. При подготовке статьи помимио моих авторских снимков использовлаись фотоматериалы Антона Ярко (он же Корсак) и Ольганиус.