Оригинал взят у
lanka_r в
Я и другие Интересный фильм советского режиссера-документалиста Феликса Соболева о природе конформизма.
Я смотрела и недоумевала как, каким образом мог появиться в 1971 году этот фильм? Как его пропустили в то время??? Последний эксперимент с тиром поставил все на свои места. С позиции себя сегодняшней, я была уверена, что последний эксперимент срежиссирован и только за счет этого фильм и появился на экранах. Но потом я нашла в инете запись передачи, сделанной уже в наше время, в которой Валерия Мухина рассказывает о том, как снимался этот фильм. Ничего там не было срежиссировано, ни слова неправды. Дети того времени действительно ставили общественные интересы выше личных. И елки-палки, тут произошел со мной очередной инсайт: это же ТО ЖЕ САМОЕ конформное мышление!!! Девочкам и мальчикам постоянно долбили, что интересы коллектива выше своего собственного «хочу», поэтому в ситуации выбора они, сильно удивившись, конечно, сделали то, что для них казалось единственно правильным. Конформизм к идеологической установке победил доводы разума. Я вспомнила это все, вспомнила, в частности, свое детство. И вдруг представила себя на месте одного из тех детей. Да что «представила», я ведь на самом деле была в похожей ситуации. И я могу сказать, что почувствовала тогда. Недоумение и боль. Жуткую боль от осознания того, что оказывается, кругом столько вранья и хрен вообще разберешься, где правда, а где ложь. Именно похожая ситуация однажды заставила меня задуматься и включить СВОИ мозги. Потом, разумеется, (видимо в качестве компенсации) был достаточно длительный период нонконформизма из серии «а Баба-Яга - против!». И только спустя некоторое время, я смогла, наконец, пройти и этот этап, чтобы начать уже реально думать своей головой и принимать СВОИ решения. Хотя, что значит «свои»? Вероятно, это сильно сказано. Но хорошо хотя бы то, что я, пусть частично, но отслеживаю те моменты, когда даю конформные реакции. А это уже немало, я думаю.
Сейчас, оглядываясь вокруг, я с грустью понимаю, что если повторить все эти эксперименты в наше время, результат будет тот же самый, ежели не хуже. За исключением эксперимента с тиром, потому что нынешнее время, понятно, не способствует коллективизму. Насколько я поняла со слов Валерии Мухиной, бОльшая часть детей и молодых людей, занятых в экспериментах, давали конформные реакции. Абсолютное большинство! Но поскольку задачей авторов было показать как раз-таки обратную ситуацию (71 год, йолки!!!!!), мы увидели и другую сторону тоже. Редкие случаи нормы, то есть самостоятельного мышления, показаны вовсе не как редкие случаи, а как вполне такие часто встречающиеся реакции. По крайней мере, не реже встречающиеся, чем конформные.
У меня этот фильм вызвал много вопросов. Я, конечно, понимаю, что как социальные существа, по сути, мы все конформисты и никуда от этого не деться. Фильм как раз наглядно это демонстрирует. И вероятно это нормально и правильно, если не переходит какие-то границы. По крайней мере, я восприняла посыл так: «Ты понимаешь, насколько все не просто? Посмотри на себя, ты такая же, это заложено в тебе ничуть не меньше, чем во всех остальных. Поэтому включай голову. Включай СВОЮ голову». Собственно, я знаю это давно. И хорошо, что снова напомнили. Но вот что интересно. Склонность к конформному или нонконформному мышлению это врожденное качество? Насколько оно, ежели врожденное, корректируется воспитанием? Где пролегает та грань, за которой врожденный нонконформист становится асоциальным элементом или врожденный конформист становится рабом? Как найти и почувствовать эту грань? Как помочь маленькому человеку стать социальной единицей и при этом отличать-таки, грубо говоря, черную пирамидку от белой, даже тогда, когда все вокруг уверенно говорят про «две белые».