О моде в СССР и кто как выкручивался. Мнение модельера.

Jan 19, 2013 18:37

Кто передергивает и как было на самом деле с одеждой и модой в СССР в 50-70-е.

В ТОПе пост о моде во Франции и в нашей стране.

Зина- мой взаимный френд, не хочу ее обижать, но поскольку знаю ситуацию, как профессиональный человек, художник модельер- решила написать, как все было на самом деле и каких сложностей и гемора стоило не только нормально одеться и пошить по картинкам из журнала, а просто одеться и обуться.

В ОДМО (Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком) я делала диплом, еще когда там работал Зайцев, а ситуацию с пошивом и тканями помню примерно с конца 50-х годов.
Спецкомпозицию у нас преподавал бывший главный модельер Советского Союза- и он, и Слава, и все модельеры ситуацию знали и выразить это можно было одной фразой- полная ж..па и беспредел.
Художники делали замечательные вещи, выигрывали призы на международных фестивалях, поражали Америку и Европу, но все это было для заграницы и частично для фото в журналах.

Многие и не в курсе, что для заграницы делалась специальная коллекция, народу на сеансах ее не показывали. И "Америки поражали" именно такими коллекциями, их делал экспериментальный цех специально для западного зрителя, наши бы тут же стали писать кляузы про "нежизненность" и "несоветскость".

Чтобы красиво одеться у нас в те годы- надо было ОЧЕНЬ много усилий, действительно- с Францией смешно даже сравнивать, поскольку во Франции есть индустрия моды и производства с богатейшими традициями, а у нас ее не было и нет до сих пор.
Модельеры есть, а индустрии- нет.

Что говорить- в мою бытность художником по костюмам кино на экране даже запретили фирменные лэйблы на одежде, это расценивалось, как "преклонение перед западом". Как-то Наташа Катаева (сестра Нонны Мордюковой),наш художник- одела в фильме учительницу в бархатный костюмчик, его сшили у нас в пошивочном из пятирублевого бархата- так пришло полмешка возмущенных писем- учительницы так не могут одеваться!

Сначала "про обуться"- не надо забывать, что в начале 70-х, когда еще можно было свободно купить импортную обувь в магазине- это мог сделать далеко не каждый. Туфли стоили от 35 р, сапоги- от 70-ти, потом еще дороже. Зарплаты начинались с 50-60 р, средняя была 100-120.
На сапоги копили год!

Теперь об одежде, тканях и как то выкручивался.
Разрыв между картинками из журналов и реальным состоянием швейной и легкой промышленности был огромный.



Начнем с того, что модельер и художник вообще был главным врагом для производства- он все время что-то хотел, предлагал и мешал выполнять его величество ПЛАН.
До смешного: моя однокурсница работала модельером по детской одежде, на одной их моделей на капюшоне была кисточка, это стало целой проблемой- на фабрике категорически отказывались ее делать, это же надо менять производственный процесс!

Что бы "стимулировать" модельеров делать вещи так, как надо именно фабрике- была придумана прогрессивка: если твои модели фабрика брала, модельер получал премию 40% к зарплате сто рублей, если придумал что-то новое и фабрике было некомфортно- прощай, денежки.

Поэтому в магазинах висело такое, что в страшном сне не приснится, фабрики от продаж не зависели- отгрузили и довольны.
И люди покупали- одеться-то надо, а за импортом давились в очередях или переплачивали продавцам.

У Зины в комментах пишут вот, типа каждый мог пошить.
А чем? Нитки у нас выпускались нескольких цветов, х.б, которые рвались и истлевали, и тонкий шелк для вышивки.
Нитки для отстрочки привозили из-за границы, берегли, как драгоценность!
Про прокладки для шитья, тем более клеящиеся, уже и не говорю- если тебе привезли из-за бугра- берегли каждый сантиметр, ведь у нас производилась только грубая бортовка.

Я застала времена, когда ткани вообще были большим дефицитом. Костюмным или пальтовым "отрезом" премировали передовиков.
В магазинах их "выбрасывали", собирались очереди, люди покупали про запас, сколько давали в одни руки.

Пальто и костюмы из хорошей ткани перелицовывали (распарывали и изнанку делали лицевой стороной), было много мастерских по перелицовке.
В 60-е годы ткани уже появились в магазинах, но выбор был небольшой: ситец, штапель, ацетатный шелк- все это было немодных расцветок, без аппрета и сильно мялось.
Были хорошие шерстяные ткани фабрики им.Петра Алексеева, но выбор, опять же, был небольшой.

В 70-е ассортимент стал побогаче, но меня все время поражала одна вещь: наши ВУЗы готовили художников-текстильшиков в большом количестве, на фабриках были художники и экспериментальные цеха, там делали ткани великолепных расцветок и фактур.

Мы это видели при посещениях фабрик в институте, потом я покупала ткани для фильмов в экспериментальных цехах на фабриках и не переставала поражаться идиотизму нашей легкой промышленности.

Вся эта красота почти не шла в производство- во главе стоял план и цифры выпуска, а расходы по новым технологиям, гравировке валов с новыми рисунками и т.п. отчетности только мешали.

Мне в комментариях писали, что многие шили из отрезов, которые выдавались военным, это точно: я помню и шинельное сукно, и почему-то изумрудное приборное, откуда оно у нас дома взялось?

Многого у нас вообще практически не было в продаже: трикотажа, кожи, модных в 70-е кожезаменителей, искуственного меха.

Искусственный мех ярких расцветок тогда был очень популярен: шубки, жакетики у спекулянтов стоили большие деньги.
Как выходили из положения- обычно делали так: на двоих покупали в комиссионке импортный меховой плед, из него как раз получалось две коротких курточки. Мы с подругой себе сшили по фиолетовой косухе с крупными сапожными молниями (других тогда не было).

Еще в ГУМе продавались небольшие коврики на сиденье кресла- там был мех с длинным ворсом, разных цветов. Покупали эти куски, машинка такой мех не брала- шили шубы на руках. У меня была шубка изумрудного цвета из этих ковриков.

В 70-е были в моде мини-юбочки из замши или кожи (заменителя) под лак.
Тоже ухитрялись шить из старых кожаных пальто или курток, я на Тишинском рынке у мастера-частника покупала жатые черные лаковые юбки большого размера, из них можно было сшить модный сарафанчик.

Знаю, что модные тогда трикотажные батники (рубашки с планкой по фигуре) ухитрялись шить из мужского трикотажного белья. Оно было хорошего качества, но цвета были только светлые, так что многие еще и красили этот трикотаж.
Еще модно было перевязывать футболки или платья-юбки веревками и красить в разные цвета.

Поскольку с расцветками всегда была проблема, ткани красили и дома (красители продавались), и в химчистках.

Например, иногда удавалось купить х-б бархат по 5 рублей, но красного цвета (видимо, для знамен или скатертей), его без проблем можно было покрасить в черный или коричневый.
Единственное- бархат этот быстро вынашивался, причем не только на локтях и коленках, но и на самых неожиданных местах.

Так же точно вынашивался вельвет советского производства, шить из него было- выбрасывать время и деньги.

Был еще выход: технические ткани, их доставали, кто как мог- это поэма!
Из ткани "башмачка" (типа брезента) шили джинсы, она у нас на складе была чисто белого цвета, ее еще красили в индиго, многие на Телецентре ходили в таких "джинсах".
Я сшила чисто белые себе и мужу, а себе еще и комбинезон!

Еще была ткань "паковочная сорочка" за 17 копеек, ее вываривали и имитировали модную "марлевку", красили.

Я лично выходила из положения, покупая ткани в комиссионных.
Но мне было проще, поскольку там я много покупала для фильмов, люди меня знали и могли отложить дефицит.

Но это- в Москве, где много загранработников, которые привозят на продажу, а как вся остальная остальная страна?

Я многое пропустила, сразу не вспомнишь, но вывод можно сделать такой- наша легкая промышленность вообще плевать хотела на потребности человека, и не только в плане одежды, вся система была устроена таким образом.

Сельское хозяйство, автомобили, да что ни возьми- везде командовал план, а не человеческие потребности.

И современные "либералы" здесь не причем, кто жил в СССР и помнит 60-80-е, тот прекрасно знает реалии советского быта тех лет.
И не надо писать со слов мам и пап, бабушек и дедушек, это выглядит по меньшей мере смешно и глупо.

Со всем были проблемы, очереди и дефицит, пока полки в конце 80-х не опустели совсем, не было ни метра ткани, в продовольственных уксус стоял и березовый сок.
Но это- уже другая тема.

PS.
Специально поднимаю из комментариев:

stilo :
"Во Франции везде доступны отличные ткани, и всегда были доступны. Обувь, шерсть, сумки, белье - было и дорогое и дешевое, на все сегменты рынка. В Диоры провинциальные фермерские дочки никогда не одевались, но выглядели они (и выглядят сейчас) куда лучше, чем тогдашняя бедная Маша с Уралмаша. Даже сравнивать нечего, другая жизнь, другая одежда.
Я на даче в Бургундии вижу этих фермерских дочек - очаровательные. А уж французские бабушки, со стрижками, маникюром, с изящными фулярчиками - прелесть. Те самые девушки 50-х - 60-х. И это настолько массово, что понятно, как эти бабушки выглядели в юности."

И причем здесь "Диоры с Шанелями" и либералы?

То, что на западе всегда существовал огромный сегмент дешевой МОДНОЙ одежды- это факт, и именно недорогая модная одежда является основным источником прибыли.

Доля и клиентура Домов высокой моды неизменно сокращается, они держатся за счет арабских богачей, новых русских и японцев, на самом западе охотников платить десятки тысяч за платье ( а на самом деле- оплачивать рекламу и издержки брендов) все меньше и меньше.

ЖИЗНЬ В СССР, МОДА В СССР, ИСТОРИЯ КОСТЮМА

Up