Древняя Греция: гетеры, авлетриды и проститутки.
"Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" - это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени.
Предупреждаю- в посте есть не совсем приличные картинки, но в такой теме, как говорится: "из песни слова не выкинешь".
В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной.
hetaira
Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц).
Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал.
Плутарх говорит о брачных законах Солона: «Наиболее несообразны из законов Солона те, которые касаются женщин. Он позволял, например, всякому, заставшему у своей жены любовника, убить ее, а того, кто соблазнил свободную женщину или совершил над ней насилие, наказывал штрафом в 100 драхм. За продажу женщин другим - штрафом в 20 драхм, за исключением тех женщин, которые сами продаются публично и под которыми он разумел проституток, беззастенчиво отдающих себя за деньги всякому. Кроме того, он никому не разрешал продавать своих дочерей или сестер, за исключением случаев, когда незамужняя девушка уличена была в запрещенных сношениях с мужчиной».
Наказанию подвергалось не только собственно прелюбодеяние, то есть половое сношение с замужней женщиной, но и соблазнение незамужней сестры или дочери.
Все греческие законы разрешали месть за соблазнение матери, сестры, дочери. Пойманный с поличным мог быть безнаказанно убит.
--------------------------------------
Made in Puglia
Excavated/Findspot Basilicata
Date
370BC-360BC
Apollo's lyre and a stool or table. Above is Eros
Такое суровое законодательство само собой толкало к сношениям с проститутками как к наиболее удобному средству, чтобы не преступать законов. Со времени Солона у античных авторов можно проследить многочисленные указания на это. Стремление к сношениям с проститутками усугублялось еще и тем, что древним была неизвестна опасность заражения половыми болезнями.
-------------------Гетеры---------------------
====================================================
Евфроний
Краснофигурный псиктер "Пирующие гетеры"
Около 510г. до н.э
Гетеры, как показывает само название (Etaira от корня Ethes -друг, товарищ), были подругами всех выдающихся людей, знаменитых в области философии, литературы, искусства, в военной сфере или, наконец, знаменитых своим богатством. Отношения гетер к знаменитым современникам были достоянием всего общества, и историки очень подробно останавливаются на этих отношениях.
Чаще всего гетеры учились не только искусству любви, но и искусству нравиться, музыке, философии и ораторскому искусству. Подобно всем куртизанкам вообще, они посвящали себя культу Венеры и приносили на ее алтарь доходы от своей "первой любви".
Гетеры служили также моделями для художников и скульпторов, они приветствовали поэтов в театре и ораторов в академиях. Они были украшением всякого праздника, всякой военной и гражданской церемонии. В местах общественных прогулок они появлялись обыкновенно на роскошных колесницах, закутанные в драгоценные ткани.
Скифос. Гетера и мужчина.
Мастер Пентисилеи.
Древняя Греция, Аттика. Около 460 г. до н.э.
Перед чарами гетер были бессильны и поэты, и философы, храбрые полководцы, и даже цари.
Гетеры приобщались к их славе, к их громкому имени, к их правам на бессмертие в истории. Иногда они, пренебрегая общественным мнением и принципами морали, отдавались охватившей их страсти и сочетались с гетерами законным браком.
---------------------Религиозная проституция------------
=============================================================
Солон на доходы учрежденных им в Афинах диктериад (публичных домов) построил храм в честь проституции против ее статуи. Афинские гетеры принимали деятельное участие в празднествах в ее честь, во время которых они занимались своим ремеслом в пользу этого храма.
man and hetaira.
On the left stands a hetaira, fully frontal but for her head, which is turned down to the right. Her hands are busy tying the zone around her waist, the kolpos of her transparent chiton held up over her forearms (dilute glaze folds above waist).
Роль жриц этой богини часто исполняли куртизанки и способствовали таким образом увеличению доходов ее храмов. Страбон уверяет, что в храме Афродиты в Коринфе жило более тысячи гетер, которые посвящали богине как мужчин, так и женщин, и ради которых именно многие жили и обогащали город; дело в том, что судовладельцев легко заставляли раскошеливаться, так что даже возникла поговорка: «Не всякому мужчине путь в Коринф свободен».
В Древней Греции был распространен обычай посвящать Афродите для умилостивления ее совсем молодых девушек.
Attributed to The Dinos Painter
Production place
Made in Athens
420BC (circa
Erastes-scene: On the left is a youth, ityphallic, seated on a chair to right, with radiated fillet and drapery under him, left arm placed behind his head; his feet rest on a footstool. A more youthful figure, with radiated fillet, , climbs on to the chair, with the aid of a staff in his left hand
Гетеры посвящали храмам его значительную долю заработков, полученных путем проституции. Они обыкновенно пользовались празднествами в честь его, на которые отовсюду стекалась масса чужестранцев, для того чтобы предаваться в это время самому широкому разврату якобы во славу и под защитой этого бога.
---------------------------------------
Attributed to Asteas
Made in Paestum
360BC-340BC
Pottery: red-figured bell-krater (wine-bowl).
Scene from a comedy; nocturnal visit of an old man to a hetaera: In the centre above is a window
Гетер можно разделить на две категории, которые обе и составляют аристократию этого рода проституции: на гетер-наперсниц и гетер-философок. Представительницы второй категории, находясь постоянно в обществе мудрецов и поэтов, научились от них искусству трактовать о философии и других науках и бывали посвящены во все современные вопросы, между тем как гетеры-наперсницы, менее образованные, чем эти, отличались умением веселиться, оживленностью и умом, благодаря которому им удавалось подчинить себе выдающихся людей своими утонченными ласками, и репутацией.
A hetaira in a long sleeved chiton, with apoptygma, to left, in the act of putting on her girdle
Made in Athens
480BC-470BC
================================================
---------------------Symposion-(симпосион)-------------------
Это дружеские мужские пирушки - туда допускались гетеры и авлетриды- музыкантши (чаще всего флейтистки), танцовщицы и актрисы, они были
ниже гетер по положению.
Там же присутствовали и юноши: музыканты, танцоры и проститутки. Их было не меньше, но о них в следующей части.
Close to The H A Painter
Close to The Varrese Painter
Production place
Made in Puglia
360BC-340BC (circa
two scenes : (a) Symposion: In the centre is a couch with a mattress on the top, placed on raised ground, on which recline three youths to left, the one on the right looking back.
Symposion
Attributed to The Chequer Painter
Production place
Made in Campania
400BC-380BC
Symposion with hetaera. Wine cup (kylix), Late Archaic Period, about 490-480 B.C. Painter: Makron, Attic Ceramic (Red Figure). Museum of Fine Arts, Boston.
Гетеры занимались своим ремеслом совершенно свободно, публично, и это доказывает, насколько нормальным явлением считалась во все времена проституция. Если молодому афинянину нравилась какая-нибудь гетера, он, по словам Люциана, Алкифрона и Аристофана, писал ее имя на стенах храма, прибавляя к нему несколько лестных или шутливых эпитетов.
В Афинах существовала специальная доска- (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.
Утром каждая куртизанка посылала свою рабыню читать на стенах храма надписи, и если в числе их находилось и ее имя, то она в знак согласия отправлялась в храм и там ожидала своего поклонника у своей надписи.
Эсхил прямо говорит, что "гетеры торгуют собою у ворот храма".
Люциан выражается более точно, говоря, что "большой рынок гетер находится в конце двора храма, направо, около ворот Dipylon". Нередко любовный торг совершался и у подножия той или другой статуи, воздвигнутой в честь какого-нибудь знаменитого гражданина, павшего в бою.
Colmar Painter
Descrição
Banqueter and musician, detail. Tondo from an Attic red-figure cup, ca. 490 BC. Found in Vulci.
-----------------------------------
Attributed to The Peleus Painter
Excavated/Findspot Vulci
450BC-440BC (circa)
Symposion with Cottabos (wine-throwing game). The two figures on the right are as in the following vase, but wear ivy-wreaths; and the ephebos holds in his left a kylix, and has his lips parted as if singing
-----------------------------------
Findspot Nola
Date
450BC-440BC (circa)
Symposion. Two bearded men recline to left on two couches, leaning left arm on striped cushions
--------------------------------
Овидий в начале своей книги «Наука любви» решительно подчеркивает, что он воспевает только любовь к гетерам, на которых не распространялись законы о браке. Он воспевает только любовь «вне закона».
Значение проституции в жизни греков было так велико, что она породила даже особую, специальную литературу. Так, например, Киллистрат написал "Историю гетер", а Макон собрал наиболее остроумные изречения всех знаменитых куртизанок.
Аристофан Византийский, Апполодор и Горгий собрали сведения о жизни ста тридцати пяти гетер, которые прославились у афинян и славные подвиги которых были достойны того, чтобы о них узнало потомство. Те из них, клиентами которых были военачальники, правители городов, жрецы и философы, подчинялись одному только ареопагу, между тем как все прочие проститутки зависели обыкновенно от низших судебно-административных учреждений.
Symposion: Three figures lying on couches to right, the centre one a female; she wears an opisthosphendone and radiated ampyx, earrings, necklace, bracelets, and himation over lower limbs; her left arm rests on a pillow, her right holds up a phiale.
--------------------------------
Findspot Basilicata
400BC-360BC (circa)
Period/Culture
Lucanian (Greek)
Symposion: On the end of a couch is a female figure seated to left, looking to right, with long curls, bracelets, long chiton, bordered himation over lower limbs, and sandals, right hand raised, in left a tympanon. On the couch recline two beardless male figures, the one on the left looking back at the other
Гетеры были проститутками самого высокого класса. Они были красивы, образованы, талантливы, умны и зачастую сведущи и в классической литературе не меньше, чем в тонкостях своего ремесла. Мужчинам нравилось в гетерах совершенное исполнение всего того, чему мужья не позволяли научиться своим женам.
Гетеры прежде всего добывали средства на окружение себя роскошью, что было необходимо для успеха и что составляло резкую противоположность с простотой, целомудренностью и невежеством греческих жен. Одним - суровые обязанности жены и матери, другим - утехи красивой жизни.
Несмотря на то, что гетеры вроде бы не имели гражданских прав, так как набирались из рабов, многие из них преуспевали даже на политической арене.
Таис Афинская, была любовницей Александра Македонского. Позднее она вышла замуж за Птолемея I и стала царицей Египта. Одна из величайших гетер, афинянка Аспазия, была хозяйкой литературного и политического салона, который посещали самые выдающиеся люди того времени.
Гетеры были настолько заняты, что одна из самых знаменитых проституток по имени Метиха получила прозвище Клепсидры за то, что она использовала водяные часы (клепсидру), отмерявшие продолжительность визита клиента.
=================Гетеры и клиенты====================
men, youths and women in conversation.
Attributed to Douris
Made in Athens
480BC-470BC
----------------
Oinochoe with Hetaira & Customer 490-480.jpg
----------------------------------------
На вазе из знаменитой коллекции Durand'a изображен храм Афродиты, в котором куртизанка при посредстве рабыни принимает предложение одного чужестранца, увенчанного миртовым венком и держащего в руке кошелек с деньгами.
Courtisane & client
Youth giving a purse to a sitting hetaera (courtesan). Behind her stands a young woman carrying a plemochoe (toilet vase). Attic red-figure pelike (wine-holding vessel) by Polygnotos, ca. 430 BC. From Kameiros, Rhodes.
-----------------------
A courtesan ties up her himation (long garment) again while her middle-aged client watches up. The lyre show her to be a musiciancalled for a banquet. Interior from an Attic red-figured kylix, ca. 490. From Vulci.
Среди гетер были рабыни, составляющие собственность сводников, и вольноотпущенные или свободные от рождения, добровольно занимавшихся этим ремеслом. Одни из них жили в собственных домах, принимали многих любовников и служили также посредницами для других встреч. Другие жили на содержании у одного любовника. Наконец, были и такие гетеры, которых приглашали на пирушки и в частные дома, подобно музыкантшам-проституткам.
Число гетер было чрезвычайно велико. Ими пропитан весь культурный мир Греции, а во время империи и все ее провинции. Выдающиеся умом и красотой гетеры пользовались международной славой, которая предшествовала им во время их путешествий и побуждала мужчин приезжать к ним.
-----------------------
Within a circle composed of sets of three to six maeanders separated by chequered squares, an hetaira (?) and a youth.
Attributed to The Calliope Painter
Production place
Made in Athens
430BC (circa)
Conversation scene. Two groups of draped ephebi and women confronted; on left an ephebos holding in his left a chelys
-------------------------------------
Attic Kylix made (signed) by the potter Brygos, painted by the Brygos painter; Tondo: vomiting young man at a symposium, head held by a blonde Hetaira, outsites: Komasts; Martin von Wagner Museum Würzburg (Inventarnumber HA 428 [= L 479]
---------------------Авлетриды-----------
====================an aulêtris, a flute-girl.===============
Другой разновидностью куртизанок были авлетриды. Как и диктериады, это были чаще всего чужестранки. Они были артистками, музыкантшами и танцовщицами и выступали на больших публичных балах и в тавернах; можно было также приглашать их на дом.
Они танцевали, аккомпанируя себе на флейте, что приносило им немалый доход, охотно дарили свою благосклонность тем, которые делали им выгодные предложения, но это не были проститутки в обычном смысле этого слова. Часто, правда, в конце пира они отдавались тому, кто больше платил - продавались как бы с аукциона.
Матроны при их приходе удалялись из залы, где происходило пиршество.
Они появлялись обычно на пирушках во множественном числе, так что каждый мужчина мог иметь в своем распоряжении флейтистку, а потом происходили общие оргии. При этом нередко случались настоящие кулачные бои за обладание флейтисткой.
symposiast and girl dancer.
Attributed to The Brygos Painter
Made in Athens
490BC-480BC
two symposiasts accompanied by two hetairai and a youth with a barbiton.
two symposiasts accompanied by two hetairai and a youth with a dipper and a strainer.
Проститутки, принадлежащие к этому классу, славились как искусные певицы, музыкантши и флейтистки. Они вели совершенно свободный образ жизни и занимались своим искусством особенно во время различных религиозных празднеств. Гетеры эти не отдавались за деньги, подобно обыкновенным проституткам диктериад, первому встречному, но следовали в этом отношении своим симпатиям и антипатиям. Они часто по своему уму, образованию и изяществу манер становились достойными подругами самых выдающихся людей Греции.
Они пользовались большим успехом у греков, это были наиболее любящие и наименее жадные из всех куртизанок.
Аулетриды занимали среднее положение между обыкновенными проститутками и собственно гетерами. Они были не так грубы и низки, как первые, не так жадны к деньгам и хитры, как вторые. Как опасные конкурентки, аулетриды испытывали постоянную ненависть со стороны гетер, которые всегда выставляли их презренными существами.
Наряду с флейтистками, к тому же типу музыкальных проституток относились и девушки, обученные игре на различных струнных инструментах: цитре, самбуке, на треугольном струнном инструменте, и певицы.
Не меньше был спрос на танцовщиц, искусство которых носило часто эротический характер.
"Они вызывали такие взрывы восторга своей опьяняющей музыкой, что слушатели в исступлении срывали с себя кольца и ожерелья и отдавали их авлетридам. Искусная флейтистка не успевала собирать дары, преподносимые ей за один вечер, когда она приводила всех в восторг своей музыкой. Случалось, что во время пира они получали в подарок всю золотую и серебряную посуду дома.
Каким дождем цветов, драгоценных камней и золота осыпалась флейтистка за каждый новый, еще более опьяняющий мотив, танцовщица за каждое новое, особенно выразительное па или телодвижение, и с какой удивительной ловкостью ловили они на лету эти дорогие приношения!
Таким образом, куртизанки этого рода обогащались особенно легко, и потому им не трудно было скопить себе солидное состояние - стоило только войти в моду. "Лучшие семьи в Александрии носили имена Миртионы, Мнезис и Потинии, говорит историк Полибий, несмотря на то, что Мнезис и Потиния были флейтистками, а Миртиона была одной из тех покрытых позором публичных женщин, которых мы называем диктериадами".
--------------------------------------
Attributed to The Foundry Painter
Production place
Made in Athens
490BC-485BC
Attributed to Polygnotos
Made in Athens
450BC-430BC
---------------------
К этим типам проституток тесно примыкает театральная проституция. Мимические и театральные представления произошли из древнего скоморошничества бродячих фокусников, которые издревле поставляли контингент мужской и женской проституции.
В то время как в трагедиях и комедиях женские роли разыгрывались мужчинами, в реалистических пантомимах выступали женщины и девушки, репутация которых сильно страдала от содержания неприличных, в большинстве случаев, пьес. В них они должны были, часто в декольтированном виде или нагими, танцевать сладострастные танцы. Мимы выступали также за столом и в частных кружках.
Любовь авлетрид не всегда была продажна. Эти, обыкновенно красивые молодые флейтистки, всегда беззаботные, смеющиеся и увлеченные своим искусством, пользовались большой любовью афинского населения, которое шумными криками восторга встречало их появление на празднествах.
-----------------------
Black-figured mastos Cup with Young Woman playing the Pipes Greek made in Athens 520-510 BCE attributed to Psiax
Photographed at the Getty Villa in Malibu, California.
Komos scene
Athenian Red Figure column krater
Attributed to the Agrigento Painter
470-460 BCE
N.P. Goulandris Collection, 1116
Museum of Cycladic Art, Athens
woman playing pipes and girl dancing
Attributed to Makron
Made in Athens
490BC-485BC
Обаяние, которое внушали танцовщицы и музыкантши, заставляло забыть об их возрасте, звании и профессии. Многие из них сделались особенно знамениты.
Самой знаменитой среди них была Ламиа. Флейтистка родом из Египта, она покорила Птоломея, которому принадлежала вплоть до морского поражения, нанесенного ему царем Димитрием Полиоркетом. Попав в плен к победителю, она сразу же становится его любовницей и госпожей в полном смысле этого слова, всецело подчинив себе царя Македонии. Только смерть царя во время одной оргии прекратила это господство.
Автор "Истории проституции" описывает по Афинею и Макону любовные уловки, к которым прибегала эта знаменитая флейтистка, чтобы покорить своего царственного любовника. "Она пользовалась с удивительным умением как днем, так и ночью: ночью она заставляла его признать, что равных ей нет на свете, днем она писала ему милые письма, забавляя его живыми и остроумными оборотами; она опьяняла его звуками флейты, но всего больше действовала на него лестью.
-----------------------------------
dancing girl and fluteplayer. A youth (wreathed, mantle on left shoulder, phorbeia over mouth) steps in time to right, playing flutes; before him dances a girl with castanets
Lecciones de baile
Hidria ateniense del 430 a.C.
Athenian Red Figure column krater
Attributed to the Göttingen Painter
500-490 BCE
N.P. Goulandris Collection, 1115
Museum of Cycladic Art, Athens
Permanent exhibition: "Scenes from daily life in antiquity"
==================================
=====================================================
---------------Проституция гражданская-------------------
Прочное распространение религиозной проституции и натолкнуло, вероятно, Солона на признание и регламентацию гражданской проституции.
Чтобы охранить честь женщин и целомудрие греческих девушек и наряду с этим устранить распространение педерастии среди молодых людей, Солон создал институт легальной проституции и отдал ее под контроль государства. При нем она впервые является официальной в государстве, которое получает от нее известный доход.
Он купил за счет республики азиатских рабынь и заключил их в особые учреждения, называемые диктерионами и расположенные в Афинах в окрестностях порта, недалеко от храма Венеры Пандемос, где они должны были обслуживать нужды публичной проституции. Заведывание ими было поручено pornoboscos, заведывавшим отчетностью и таксой, которую могла требовать каждая из девушек от посетителей.
Дом этот, куда всякий имел доступ, назывался диктериадой (dicterion), и в нем жили купленные и содержимые за счет государства рабыни.
red-figured cup decorated on the interior with an erotic scene
Attributed to Onesimos
Made in Athens
Excavated/Findspot Vulci
510BC-500BC
"О, Солон, - восклицает поэт Филемон в одной из своих комедий, - ты сделался благодетелем народа: в этом учреждении ты усмотрел его благо и спокойствие! Ты устроил дома, в которых поместил для общественных нужд женщин, купленных тобою и служащих для того, чтобы отдавать свои ласки всякому, кто за это заплатит. Этим ты предусмотрел и предупредил большой вред и неизбежное зло!
Да, я говорю это с полным убеждением, когда вижу многочисленную молодежь нашего города, которая под влиянием своего жгучего темперамента стала бы предаваться непозволительным излишествам. Вот для чего ты купил женщин и поместил их в такие места, где они имеют все необходимое и доступны всем тем, кто в них нуждается".
Входная плата в диктериады, одинаковая для всех посетителей, была очень умеренная.
Диктериады, к какому бы разряду они ни принадлежали, пользовались привилегией полной неприкосновенности: они считались убежищами, где каждый гражданин находился под защитой общественного гостеприимства, и туда никто не имел права проникнуть с целью совершения какого бы то ни было насилия.
Ни для одного гражданина, каково бы ни было его общественное положение, не считалось позорным посещать эти дома терпимости. Напротив, по мнению одного юмористического римского писателя, осмеивавшего нравы афинян, их даже должен был посещать всякий молодой человек, чтобы там заканчивать свое воспитание.
Но к какому бы классу проститутки ни принадлежали, положение их в Древней Греции было официально, и находились они всегда в зависимости от народа. Они, например, не имели права самовольно оставлять пределы республики, не испросив на то предварительно разрешения архонтов, которые давали его только в тех случаях, когда были уверены, что уезжавшие вернутся назад на свое место жительства. Туда набирали персонал не из одних рабынь, но и из греческих женщин низших классов.
love-making. A bearded, naked man kneels to the right, his back resting against a large folded cushion decorated with pairs of black bands with a line between, his fingertips reaching for the ground to help his balance. A naked hetaira stands on the right and slowly eases herself backwards and downwards onto the man's erect penis
The Dokimasia Painter
Made in Athens
480BC
Успех государственных диктерионов и нужды мужского населения города вызвали появление свободных диктерионов, которые принадлежали частным лицам и имели целью конкурировать с первыми. В кабачках, расположенных в окрестности портов, также было много женщин для посетителей. Так как проституция считалась торговлей или промыслом, то и учреждения эти подлежали уплате налогов. Каждый год арендная плата за содержание свободных диктерионов устанавливалась в аукционе .
----------------------------------------------
naughty Grecian kylix
Athenian
Late Archaic or early Classical period, 480 BC
The setting suggests a symposium, where men were often entertained by prostitutes. The prostitute braces herself (or himself) on a stool while the man urges her to "hold still".
Sexual encounter at a drinking party
Greek, terracotta, Athens, c.470 BC
The description suggests that the lady may represent a 'professional entertainer' or hetaira - some of whom obviously had a broad interpretation of 'entertainment'.
------------------------------
Вход в эти дома был обозначен особой вывеской, помещенной над дверью, она представляла собой красный приап, раскрашенные или изваянные фаллосы украшали двери.
Вход был открыт днем и ночью, но занавеси ярких цветов не давали возможности нескромным взглядам прохожих проникнуть внутрь. За занавесью сидела старая фессалийка, продававшая жидкости и благовония; она впускала посетителей, давала им необходимые указания и получала деньги за вход.
Условия платы здесь были несколько иные, чем в государствен: ных домах терпимости; она изменялась в зависимости от роскоши дома и женщины, которую посетитель выбирал; в общем, цена была довольно высокая. Вообще, большие диктерионы в Греции приносили большие доходы их содержателям и домовладельцам.
Customer and a prostitute (a money pouch is hanging on the wall), tondo of a red-figure kylix. Munich, private collection480-470 v.Chr.; Privatbesitz, München.
Date
ca. 480-470 BC
Греческие диктерионы считались столь важным для охранения общественной нравственности учреждением, что законодатели признавали за ними право убежища: они считались неприкосновенными.
Под их кровом женатый мужчина не мог быть обвиненным в адюльтере, отец не смел искать там своих сыновей, а кредитор-преследователь своего должника. В одной из своих речей Демосфен говорит по этому поводу следующее: "Закон не разрешает обвинить в адюльтере тех, которые пойманы с женщиной в доме терпимости юга на публичной площади, где проститутки занимаются своим промыслом". Словом, диктерионы находились под покровительством закона, как учреждения общественно-полезные, отвечающие физиологическим потребностям чужеземцев и вообще молодых людей.
=====================================
Courtesan fastening her sandal, (Louvres, Paris)
В древности мы впервые встречаемся с тем, что ежегодная «мода» определялась проститутками и лишь затем завоевывала себе почву в мире приличных женщин. В более значительных заведениях для гетер беспрерывно изобретали новые моды и косметические средства.
Что касается деталей косметики тела, то Овидий подчеркивает важное значение для гетер ухода за полостью рта, в частности за зубами. Для этой цели существовали полоскания, пастилки для жевания, средства для чистки зубов. В некоторых местах для этого употребляли даже… собственную мочу. О ношении фальшивых зубов свидетельствует Марциал.
Hetaera urinating into a skyphos. Tondo of a red-figure kylix in the kind of the Foundry Painter, ca. 480 BC, Antikensammlung Berlin (Inv. 3757), ARV 404, 11.
Украшение волос модницами древности до сих пор осталось образцом для мира проституток, переходя в наследство от одного поколения к другому. Дело касается, главным образом, окраски волос, причесок и удаления волос на известных частях тела.
Для искусственного уничтожения волос и необходимых для этого средств проститутки и женоподобные мужчины,имели специальные средства: горячие смолы или смоляные пластыри. Волосы вырывали также особыми щипчиками. Такие «гладкие, как дети» проститутки (Аристофан, «Лягушки») были особенно любимы, как это показывают многие места из Аристофана и Марциала.
К косметическим приемам гетер принадлежало также искусственное соединение бровей, подмалевывание глаз различными черными и желтыми красками, обычай наклеивать мушки для красоты…
С давних пор роскошные наряды и пестрый костюм считались у древних подобающими исключительно для проституток, между тем как для приличной женщины подходящим считалось простое белое платье без бросающихся в глаза украшений. Уже в VII веке до н.э. закон Селевка признавал, что только проститутки могут носить золотые украшения и опушенные мехом платья. Аналогичные законы существовали в Сиракузах и, вероятно, также в Афинах, где, согласно законодательству Солона, только проститутки могли носить платья в цветах. И хотя греческие женщины вскоре перестали исполнять эти законы, тем не менее бросающаяся в глаза роскошь и ношение пестрых платьев все же остались приметой, по которой узнавали проституток.
Необходимой принадлежностью туалета лучших проституток были также шейные золотые цепи, которые иногда состояли из золотых монет, или ожерелья из драгоценных камней, например, смарагдов. Особенно ценились тяжелые ионийские цепи. Остальные украшения составляли: цветные ленты для груди; пояса, часто пестрые и снабженные золотыми надписями; употребительные в летнюю жару веера; серьги и вуали, которые привозили из Тарента.
==========================================================
--------------------Свободная проституция---------------------
Свободные проститутки жили таким образом: нанимали комнаты в гостиницах и кабачках, другие жили в небольших домиках вне городской черты. По законам Солона им запрещено было до захода солнца появляться внутри города, но вечером они свободно приходили туда и занимались своим ремеслом. Они наполняли улицы, общественные площади и тенистые аллеи Керамики- это был сад в красивейшем квартале Афин).
"Они сделали из этого сада место публичной проституции, которой они не переставали заниматься ни днем, ни ночью; сад превращался как бы в отделение площади Пирея; здесь они или старались "подцепить" прохожих, или приняв неподвижную позу сфинкса, старались возбудить их желания. Здесь громко торговались о цене и публично отдавались мужчинам под портиком храма, на тех самых лужайках, где некогда читал лекции Платон...
Здесь же на надгробных камнях героев Греции, начиная со времен упадка Афин, мы замечаем, что только некоторые из диктериад продолжают носить установленное для них Солоном яркое платье. Большинство же одето в газовые плащи, которые их почти совершенно обнажают. Диктериады самого низкого разряда посещали дома свиданий, конуры, вся обстановка которых состояла из брошенной на пол постели."
Свободные диктериады были из вольноотпущенниц и греческих девушек низших классов, но большей частью это были приезжие из Азии и Египта. Большинство этих женщин влачило еще более жалкое существование, чем те, которые были заключены в диктерионах, всех их более или менее эксплуатировали сводники.
Ксенах говорит о диктериадах следующее: "среди них встречаются фигуры стройные и толстые, высокие и низенькие; есть молодые, старые и женщины среднего возраста".
Те, которые старели и теряли привлекательность от разврата и болезней, скрывались целый день, а ночью шныряли по улицам предместья и по темным аллеям кладбища. Их называли lukaina, волчицы. Они удовлетворялись платой в несколько монет, куском рыбы или стаканом вина. Несколько драхм получали те, которые сохранили остаток привлекательности и были еще молоды.
A nude woman (hair looped up with purple band, earrings), body to front, head to right, holds in either hand a phallos. Around her right thigh is a circlet.
Attributed to The Nikosthenes Painter
Made by Pamphaios
Made in Athens
520BC-500BC
Обыкновенно проститутка - большей частью рабыня - уже очень рано вынуждена была начинать заниматься своей профессией.
Благоприятствующим фактором для развития проституции как массового явления были светские и религиозные празднества, праздничные игры, паломничества, судебные заседания, ярмарки, театральные и цирковые представления,празднества в честь богини любви, туда стекались из всех городов и стран мужчины и женщины, в том числе и множество продажных девушек. Для проституток и особенно для сводников это были золотые дни.
Сводники и сводницы играли значительную роль в общественной жизни древних. Бордели и кабачки с женской прислугой находились под надзором мужчины-сводника. В лучших учреждениях во главе стояли большей частью женщины.
Наряду с бордельными сводниками, существовала еще целая армия сводников, которые занимались своей профессией главным образом в таких местах, как храмы, курорты, парикмахерские, лавочки для продажи мазей и т. д.
В роли сводниц выступали также родственники, чаще всего матери.
Основа и организация античного сводничества покоилась на распространенной и весьма разветвленной торговле мальчиками и девушками, которую вели специальные торговцы проститутками.
Про мужскую (юношескую) любовь, которая почиталась в Древней Греци и мужскую проституцию, которая была так же распространена - в следующем посте.
===========Еще почитать по теме==============================
Очень интересно, подробные списки с характеристиками:
----------------------------------
Знаменитые гетеры:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0и здесь:
http://www.prost.webss.ru/znam.html Великие люди и гетеры:
--------------------------------
http://www.prost.webss.ru/vel.html Продолжение:
Древняя Греция.Однополая любовь и проституция.Часть 2-ТУТ ====================================
Начало:
---------------------------------------
Гетеры:
АРИСТОТЕЛЬ И ФИЛЛИДА-ТУТ Куртизанки и проститутки. Часть 2. 15-18 век.-ТУТ Куртизанки и проститутки. История и картинки. Часть 1.-ТУТ --------------------------------------------------
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hetaerashttp://www.google.ru/images?hl=ru&expIds=17259,18168,25567,26645,27007,27015,52750&xhr=t&q=hetaira&cp=7&newwindow=1&client=firefox&hs=Q19&rls=org.mozilla:ru:official&um=1&ie=UTF-8&source=univ&ei=C1WxTKenO8-d4QbQo5DyBQ&sa=X&oi=image_result_group&ct=title&resnum=4&sqi=2&ved=0CD4QsAQwAw&biw=1573&bih=830http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_1_1b.htmlhttp://www.altpenis.com/penis_news/classical.shtmlгетеры
http://teatre.com.ua/erotic/erotyka_v_drevnej_gretsyy_chast_2_trybadyzm_getery_y/http://teatre.com.ua/erotic/erotyka_v_drevnej_gretsyy_chast_1_rozhdenye_afrodyty_y/http://www.truthtree.com/pederasty.shtml ===================================
http://www.britishmuseum.org/http://en.wikipedia.org/wiki/Prostitution_in_ancient_Greecehttp://en.wikipedia.org/wiki/Prostitution_in_ancient_Greecehttp://www.flickr.com/search/?q=hetaira&w=allhttp://www.flickr.com/photos/ovando/3711919953/---------------------------
http://www.google.ru/images?q=%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8B&oe=utf-8&rls=org.mozilla:ru:official&client=firefox&um=1&ie=UTF-8&source=univ&ei=d1GxTMSADJGVswby5rW7DQ&sa=X&oi=image_result_group&ct=title&resnum=4&ved=0CDYQsAQwAw&biw=1573&bih=830http://www.google.ru/search?q=%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8B&ie=utf-8&oe=utf-8&aq=t&rls=org.mozilla:ru:official&client=firefox---------------------------------------------------
Иоганн Блох
История проституции
http://lib.rus.ec/b/111358/read==================================
тексты
http://www.sexgorod.ru/history/art06_1.htmhttp://www.prost.webss.ru/vel.htmlhttp://www.google.ru/search?q=%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8B&oe=utf-8&rls=org.mozilla:ru:official&client=firefox&um=1&resnum=4&biw=1573&bih=830&ie=UTF-8&sa=N&hl=ru&tab=iwhttp://www.sexgorod.ru/history/art06_1.htmhttp://www.erudition.ru/referat/ref/id.32416_1.html