Филателия. История одного увлечения. О коллекционировании вообще и в частности.

Feb 09, 2015 15:50

Собирательство само по себе является древнейшим инстинктом, это начальная стадия любого научного исследования и результат творческого процесса. Любая коллекция это отражение внутреннего мира человека. Кстати, Эйнштейн, которого я очень уважаю, говорил, что коллекционирование - прекрасная возможность человеку интеллектуального труда переключится на иной лад творческого мысленного обобщения и систематизации находящегося перед его глазами.

Филателия сегодня - самая распространенная область коллекционирования в мире. О ней много написано, но из всего, что я знаю, наиболее интересными мне показались три момента.

1. Почтовая марка - явление сравнительно новое, появилась она только в 1838 г., а впервые отпечатана была в 1840 г. Коллекционирование почтовых марок началось чуть ли не одновременно с их появлением, а значит, филателия - ровесница фотографии.

2. Кляссер, тот самый альбом для марок, изобрел, кто бы вы думали? Льюис Кэрролл! В 1889 году он придумал собственный вариант держателя для марок в виде сдвоенной открытки, на каждой из двух внутренних его страниц было по шесть специальных кармашков. Марки вставлялись в эти кармашки через соответствующие прорези. Держатель был издан, на передней обложке футляра была нарисована Алиса, а на задней - Чеширский кот.

3. Филателия, как средство вложения денег, это миф. Как известно, купить марки довольно просто, продать - практически невозможно. К тому же, все почтовые марки в среднем дорожают на десять процентов в год, то есть на десять копеек от рубля, или на десять рублей от сотни, поэтому, когда рядовая марка вырастет до заоблачной цены, нас уже не будет на этом свете. Так что, собирая коллекцию, мы просто получаем удовольствие, накапливая параллельно всевозможные знания, и тратя при этом столько денег, сколько не жалко потратить для души. И главное, ничуть не жалеем о сделанном.

То, что у филателии оказалось столько пересечений с математикой, литературой и даже фотографией, наводит меня на мысль, что она не случайно появилась в моей жизни. Но и этого было бы недостаточно, если бы не доминирующее четвертое совпадение - любовь к изобразительному искусству.

В прошлом посте Юля yulchonock спросила меня: “какой вообще интерес собирать мааааленькие бумажки с картинками (именно с картинками - из-за размера)? Если даже репродукции картин гораздо менее ценны, чем оригиналы, то 1) в полиграфическом качестве и 2) в таком малюсеньком размере - ценность картины с точки зрения ее просмотра стремится к нулю”.

Отвечаю. Ну, во-первых, я не считаю, что с точки зрения эстетического удовольствия ценность стремится к нулю. Очень многое из того, что я собираю, я хорошо знаю и видела в оригинале, а значит мне достаточно визуальной памяти, для того, чтобы мой мозг воспринимал информацию в полном объеме.

Во-вторых, филателия это мое n+1-е увлечение, и, как следствие, у меня в доме что-то большее, чем несколько кляссеров, уже просто не поместится.

И, в-третьих, благодаря маркам я узнала, что в мире существует очень-очень много прекрасных художников и картин, о существовании которых я даже не подозревала. Это чистая правда, и это настоящее, можно сказать, шокирующее, открытие для меня. Поначалу, встречая в стареньких альбомах марки с незнакомыми картинами, тем не менее, притягивающими меня, как магниты, я думала, что это случайность. Казалось бы, все достойное и гениальное давно нашло своего зрителя, но нет, нет и нет.
То, что я увидела, нисколько не уступало по силе воздействия широко известным произведениям живописи. Так же, как и великие картины, которые мы знаем, как свои пять пальцев, те, доселе неизвестные мне жемчужины, я безошибочно определяла даже скользящим рассеянным взглядом, мгновенно выделяла их из сотен, а скорее, тысяч, марок которые мне удалось посмотреть за последнее время. Велик мир изобразительного искусства, и я снова знаю, что я ничего не знаю.

В качестве примера начну с серии картин венгерских художников, которая мне встретилась одной из первых, и очень понравилась с первого взгляда.






ВЕНГРИЯ. 21 декабря 1967. Тираж : 883 261
1. Михаи Тивадар Чонтпври Костка (1853-1919). "Автопортрет" (около 1900)
2. Дьюла Деркович (1894-1934). "Судебное извещение" (1930)
3. Адольф Феньеш (1867-1945). "Брат и сестра" (1906)
4. Оскар Глац (1872-1958). "Борющиеся мальчики" (1901)
5. Карои Ференци (1862-1917). "Октябрь" (1903)
6. Иштван Чок (1865-1961). "Завтрак крестного" (1932)

Согласитесь, прекрасные картины. И у меня не дрогнет рука поставить их рядом с французским импрессионизмом.

Продолжаю показывать марки из своей коллекции с картинами, которые мне очень нравятся, но о которых узнала только благодаря филателии.



DEUTSCHLAND. Выпуск 2004.
Феликс Нуссбаум. “Секрет” (1939).



Бельгия. Выпуск 1966.
Рик Ваутерс. Автопортрет.



Румыния. Выпуск 1973.
Артур Верона.



Канада.
Фредерик Варли. Автопортрет.



Новая Зеландия. Выпуск 1973.
Мэри Фрэнсис Ходкинс.
Натюрморт.
На вершине холма.
Сарай в Пикардии.



Куба. 1970.
Не нашла пока информацию.



Болгария. Три марки из разных серий. Не знаю почти ничего.



СССР. Выпуск 1981.
А. Иванов. “Девочка - Альбанка в дверях”.

Вот, пока у меня немного “неизвестных” художников. Пожалуй, все они - случайные приобретения, но это и не удивительно. Первый острый порыв коллекционирования был целиком направлен на поиск марок, посвященных французскому импрессионизму.

Зато теперь мой вишлист здорово расширился и по именам, и по географии. Чтобы вы могли составить впечатление о том, сколько еще прекрасного и малоизвестного есть в изобразительном искусстве, покажу часть своего списка пожеланий, который охватывает лишь несколько стран.
Не думайте, что я издеваюсь, показывая картинки в невыносимо малом размере и разрешении. Именно такими я вижу их в интернет - каталогах, отбирая из сотен других.

Бельгия.


Болгария.


ГДР.


Австрия.


Польша.


Румыния.


Албания.


Великобритания.

Марки, Азарт, Филателия

Previous post Next post
Up