Лиссабон с птичьего полета: подъём на лифте Санта Жушта

Nov 05, 2013 08:00



Вверх, вслед за птицами!

Свой рассказ о ВЕЛИКОМ ЛИССАБОНСКОМ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ я закончила обещанием показать город, построенный на руинах разрушенного Лиссабона. Чтобы охватить одним взглядом новый Лиссабон, приглашаю вас подняться на смотровую площадку лифта Санта Жушта.
Бесспорно, город, расположенный не просто на холмах, а на очень крутых холмах, красив, но жить в нем непросто. Подниматься из нижних районов в верхние пешком, по бесконечным лестницам, было для жителей Лиссабона утомительно, пока в городе не построили подъемники. Лифт Санта Жушта (Elevador de Santa Justa), связывающий нижний район Байша с верхним Шиаду, - не только вид местного транспорта, но, так же как и старинный ТРАМВАЙ, лиссабонская достопримечательность. Это единственный вертикальный лифт в Лиссабоне, остальные три подъемника - фуникулеры.





Можно подниматься и по лестницам...

Лифт, который находится в самом центре города, на пересечении роскошной улицы Руа ду Оуру с
Руа ду Санта Жуста, построен по проекту Рауля Месньера дю Понсара, португальского ученика Густава
Эйфеля. Он был открыт в 1902 году, а в 2002 году, когда лифту исполнилось 100 лет,  был признан
памятником национального значения.



Лифт Санта Жушта

Перед ним всегда стоит очередь: туристы желают подняться вверх на 32 метра
(высота семиэтажного дома), чтобы  полюбоваться панорамой Лиссабона.




Прежде чем подниматься, посмотрим на металлическое кружево в неоготическом стиле, которым лифт
"одет" сверху донизу. Эта филигранная отделка, в каждом поясе лифта уникальная, облагораживает
конструкцию, но не маскирует ее - мы видим, как в шахтах прекрасной ажурной башни движутся
массивные кабины.




Строгий лифтер



Предупреждение для пассажиров: опасайтесь воров!



Кабина готова к подъему

Кабины, тяжеловесные по сравнению с легким светлым металлом башни, выполнены из добротного
полированного дерева, украшены зеркалами. Каждая кабина рассчитана на 29 пассажиров, в ней 10 сидячих
мест и 19 стоячих. В кабинах хозяйничают лифтеры. которые продают билеты и управляют движением
лифта. При посадке и подъеме нужно внимательна следить за своими карманами и сумками - в лифте
катается много воришек, ловко прикидывающихся туристами.




Нижняя смотровая площадка





Винтовые лесенки ведут на верхнюю смотровую площадку

С нижней смотровой площадки можно по винтовым лесенкам подняться еще выше, достигнув высоты 45
метров. Скажу честно: у меня не хватило смелости на это - закружилась голова. Ведь ступеньки винтовой
лесенки тоже ажурные, и сквозь просветы видна далекая земля. Дочь, правда, сказала, что существенной
разницы между видом с нижней площадки и с верхней нет. Утешаюсь этим.





Пешеходный мостик

По пешеходному мостику - тоже кружевному и красивому - пассажиры могут пройти на площадь Ларго
ду Карму мимо руин готической церкви Носса Сеньора ду Карму (ныне археологический музей). Церковь
умышленно не восстановили - ее руины (конечно же, укрепленные и законсервированные) оставлены
как вечное напоминание о катастрофическом землетрясении 1755 года. Интересно, что кровля храма
рухнула, в то время как  несущие арки выдержали подземные толчки.






Руины церкви  Носса Сеньора ду Карму

Все, что осталось с "доземлетрясенческой" эпохи, будь то фрагмент портала, оконный проем, капитель
колонны, в Португалии очень ценится, особо отмечается в путеводителях. В церкви Носса Сеньора ду Карму
сохранилась каменная резьба портала.



Фрагмент портала церкви  Носса Сеньора ду Карму



Площадь Ларго ду Карму

По площади Ларго ду Карму мы погулять не успели, возвращаемся по пешеходному мостику к смотровой
площадке лифта. Вот он, город, построенный благодаря железной воле и энергии маркиза де Помбала,
великого реформатора Португалии, которого иной раз сравнивают с Петром Великим. Реформы, которые
Помбал столь успешно проводил при жизни безвольного и полностью ему доверившегося короля Жозе Первого,
были сведены на нет, когда  в 1777 году португальский престол унаследовала дочь Жозе, королева Мария
Набожная. Помбал, который своей неумеренной активностью, жесткостью и деспотичностью нажил в косной
Португалии немало врагов, едва избежал смертной казни по обвинению в коррупции. Он окончил жизнь в
изгнании, вдали от возрожденного им города, а от его начинаний  практически ничего не осталось.
Ничего, кроме Лиссабона.



Квартал Байша



Улицы квартала Байша  устремляются к реке



Над крышами видна Триумфальная арка, поставленная в честь восстановления Лиссабона

Нижний город, Байша (что в переводе с португальского и означает "низкий"), который виден со смотровых
площадок лифта, свидетели лиссабонской катастрофы уподобляли аравийской пустыне (в городе было
разрушено 85% зданий, а этот район особенно пострадал). Сейчас район Байша покрыт сетью прямых
очень широких улиц - это один из первых опытов регулярного градостроительства в Европе.
Сверху нам открывается вся логика и красота градостроительного замысла: семь улиц  протянулись от
площади Россиу к площади Праса ду Комерсиу и к набережной Тежу, семь перпендикулярных улиц
перерезают им путь и идут параллельно реке. Улицы вымощены многоцветной каменной мозаикой,
напоминающей узорный паркетный пол или ковер, застроены высокими красивыми домами с лепниной,
стены многих домов выложены изразцами АЗУЛЕЖУШ .






Широкие улицы квартала Байша

К названию восстановленного района часто прибавляют слово "Помбалина", а стиль, который утвердился
в португальской архитектуре во второй половине 18 века, тоже назван в честь маркиза Помбала - помбалино.
Искусствоведы отмечают, что название это связано не столько с какими-то характерными признаками стиля
(хотя можно говорить о позднем барокко, об элементах классицизма), а с явлением в целом - с комплексным
решением уникальной градостроительной задачи. В очень короткие сроки, буквально за десятилетие, по
единому проекту, усилием множества людей, был заново возведен целый город. Стиль помбалино не
экспортируется, он существует только в Лиссабоне.
Конечно, восстановление Лиссабона, которое называют "феноменом европейского урбанизма", заслуга не
одного лишь маркиза де Помбала. Роль главного организатора работ принадлежала военному инженеру
Мануэлу да Майа, проектированием руководил Эуженио душ Сантуш, а после его смерти в 1760 году -
Карлуш Мардел. Под их началом сотни мастеров объединились в решении общей творческой задачи.




Мозаичные мостовые  на улице Руа Аугушта. Улицу замыкает Триумфальная арка.

Дома а стиле помбалино не только красивы и удобны для жилья - они построены с учетом сейсмической
устойчивости. Модели зданий испытывались на прочность самым серьезным образом: мимо них, имитируя
землетрясение, маршировали войска, и к исполнению принимались лишь те модели, которые при
искусственном сотрясении почвы не разваливались.






Холм Алфама возвышается  над кварталом Байша

Нижний город с его строгой структурой, размеренностью, просторностью контрастирует с живописными,
тесно застроенными холмами, которые окружают квартал Байша с трех сторон, подобно амфитеатру,
возвышающемуся над партером. Ну а где сцена? Сцена - это блестящая, неимоверно широкая гладь Тежу:
готовясь соединиться с океаном,  река разливается на ширину 11 километров!





Праса Россиу - здесь был центр старого Лиссабона

На набережной Тежу и на площади Праса ду Комерсиу нам побывать не удалось, зато с лифта прекрасно
видна красивая площадь Россиу с памятником в центре. Это отнюдь не памятник маркизу Помбалу, как
можно было бы ожидать. 27-метровую колонну венчает фигура короля Педро Четвертого, ничем особо
не прославившегося, разве что тем, что он был некоторое время королем Бразилии. Памятник Помбалу
в городе, конечно, есть, но расположен он в стороне от любимого детища маркиза - района Байша Помбалина.



Национальный театр  королевы Марии Второй, 1847 год



Мозаичные волны на площади Россиу

Праса Россиу, главная площадь старого Лиссабона, видела многое: здесь торговали и здесь убивали -
на площади проходили публичные казни и бои быков,  дворец инквизиции тоже стоял здесь...
Свой сегодняшний облик площадь обрела  в 19 веке. Было построено здание национального театра,
площадь замостили волнообразной мозаикой так искусно, что ее поверхность кажется объемной,
в 1874 году появился уже известный нам памятник королю Педро Четвёртому, с двух сторон от него
поставили фонтаны французской работы.





Фонтаны на площади Россиу

Как и весь прилегающий к ней квартал Байша, площадь Россиу очень просторна. Ощущение простора,
большого светлого пространства не оставляет нас в Лиссабоне. Здесь все время надо подниматься к
небу или спускаться к реке, смотреть либо с высоты, либо в высоту, здесь много воздуха, несущего
в город океанский ветер. Конечно, есть в Европе столицы более роскошные и ухоженные, чем Лиссабон,
однако именно этот город мне часто вспоминается  и манит вернуться.



Португалия, архитектура, путешествия, Лиссабон

Previous post Next post
Up