10 июня 1926 года в Барселоне умер Антонио Гауди. За три дня до этого 73-летний архитектор попал под трамвай и его, плохо одетого, неопрятного, поместили в больницу для бедных. Когда друзья, наконец, нашли Гауди, спасти его жизнь было уже невозможно. Гауди вовсе не был бедняком или неудачником - первый архитектор Барселоны, строитель собора Саграда Фамилия, он попросту не обращал внимания ни на что, кроме своей работы. Как он выглядит, сколько ему заплатили - все это было не то чтобы второстепенно, а вообще не важно.
Прогулочный виадук парка Гуэль. Колонны подобны древесным стволам.
Каждый подлинный художник живет в своем мире, но Гауди был погружен в мир своего творчества полностью. Законы этого мира диктовала ему одна лишь природа. В парке Гуэль шероховатые колонны подобны стволам, их капители - древесным кронам, а скамья изгибается, как змеиный хвост или набегающая на берег волна.
Арки из необработанного камня напоминают естественные гроты
Можно ли вообще назвать Гауди архитектором? Кажется, что он не строил, а лепил, не конструировал, а растил свои произведения, словно живые существа. Искусство для Гауди было единым, неделимым на эпохи, стили, жанры. Где кончается в парке Гуэль архитектура и начинается скульптура? Или это и вовсе не архитектура и не скульптура, а объемная живопись? Лоскутный ковер, в котором лоскутками служат керамические осколки... Наклонно стоящие античные колонны рядом со сказочными разноцветными шпилями…
Скамьи подобны нагромождениям камней
Парк Парк Гуэль в его нынешнем виде родился из коммерческой неудачи - по заказу предпринимателя Эусеби Гуэля Гауди должен был создать город-сад, застроенный десятками красивых вилл. По разным причинам - отдалённость земельного участка от центра Барселоны, экономический кризис, необычность идеи и новизна архитектуры, участки не были раскуплены. Гауди не построил и трети того, что замышлял, но созданного им оказалось довольно, чтобы парк Гуэль стал самым необычным местом в богатой красотами Барселоне.
Вилла, в которой жил Антонио Гауди, ныне музей Гауди
В этом году исполняется сто лет с тех пор, как работы в парке были закончены, но понятие времени к этому ансамблю неприменимо так же, как к вечно строящемуся собору Саграда Фамилиа. Особенно это чувствуется ранним утром, когда в парк еще не набежали толпы туристов, и он выглядит так же, как в те дни, когда в одном из двух построенных для образца коттеджей, жил Антонио Гауди.
Храм" с дорическими колоннами, в котором предполагалось открыть торговый павильон
Я приглашаю вас пройтись по утреннему парку Гуэль, заглядывая в книгу Петра Вайля "Гений места".
Мне кажется, Вайль нашел для Гпауди самые верные слова - не логические, а поэтические.
Потолок Дорического храма украшают мозаичные медальоны из черепков и осколков цветного стекла
"Архитектура как скульптура, зодчество как ваяние - вот что такое Гауди".
86 наклонных колонн Дорического храма
"Павильоны в виде холмов, гроты и пещеры, фигуры диковинных нестрашных монстров, каменные
пальмы.Целый лес колонн, где бетонные деревья стоят, как пьяная компания, и начинает
кружиться голова…"
Знаменитая мозаичная игуана встречает посетителей у входа в парк Гуэль
""В природе нет прямых линий", "природа не бывает одноцветной", - любил повторять Гауди.
Оттого у него все так плавно и пестро - весенний ландшафт, что ли, в котором лишь угадывается
жесткая готическая основа."
Вид на домик привратника
"Плавность, гладкость, обтекаемость, отсутствие прямых линий и острых углов, яркие цвета и
аппликации - все, что характерно для архитектуры арт-нуво, - Гауди словно одухотворил:
его дома не воспринимаются конструкциями."
Карниз Дорического храма: львиные головы и спинка змееподобной скамьи
Змееподобная скамья
"Длинная волна одной вьющейся на сотни метров скамьи с мозаикой из разноцветного битого стекла,
абсолютно разная в разное время дня и при смене погоды."
"Архитектура, - говорил Гауди, - есть распределение света".
Шпиль вентиляционной башенки с пятиконечным объемным крестом
"Все, что делал Гауди, так или иначе окрашено его глубокой набожностью. Даже экологический
принцип использования отходов - на украшение шли битые бутылки, каменная крошка, осколки
керамики: в природе лишнего не бывает."
"Гений на краю безумия, он шел извилистым путем по волнистой грани. Но любой идущий вслед
за ним обречен с этой грани сорваться, оказавшись даже не безумцем, а глупцом, который вызвался
тягаться - нет, не с Гауди, а с его заказчиком. С тем, на кого работал творец Барселоны. Как-то к нему
в очередной раз пристали с упреками за медлительность. "Мой клиент не торопится", - сказал Гауди."
Коллажи из керамических осколков на спинке скамьи