Интересно а как современники воспринимали сюжет картины: как крушение античной (языческой) цивилизации, или как торжество вечных ценностей (сын не оставляет мать, мать закрывает дочерей...)?
Вы меня смутили... Неужели Брюллов Вам действительно нравится? По мне - это Илья Глазунов 19 века. Я как-то больше согласна с тем, как эту картину и все творчество Брюллова оценил в свое время А.Н.Бенуа в "Истории русской живописи в 19 веке"(((
Брюллов нравится, я в оценке Брюллова солидарна с Гоголем, а не с Бенуа. При всем уважении к Бенуа, он, мне кажется, крайне несправедлив к Брюллову. В этом чувствуется много личного. Ну а куда уйти от личного? Я вот не люблю Иванова."Явление Христа" он просто замучил, на мой взгляд, картина разваливается на фрагменты, совершено не цельная, а отличие от "Помпеи". А ведь считается шедевром. Насчет сравнения с Глазуновым не соглашусь - он вообще никакой художник, даже не плохой. Вообще никакой.
Да нет, с чего я туда пойду? Но в давние годы была, представьте, у него в мастерской. Какой-то затевался альбом в нашем издательстве на заре перестройки, в котором хотели отразить все направления живописи, от соцреализма до соцарта. И Глазунова тоже. И какие-то были переговоры насчет иллюстраций, но альбом так и не состоялся. Мастерская солидная, в русском стиле, с лавками по стенам и сытыми молодцами по углам).
Re: Их Брюллов не написал...marinagraAugust 15 2011, 18:13:49 UTC
Не написал, потому что эту влюбленную пару нашли уже после того, как Брюллов написал картину. Весь 19 век и начало 20го новые помпейские находки будоражили общество. Вот и Брюсов написал эти стихи, за которые Вам сердечное спасибо, под влиянием новых открытий археологов в Помпеях. Сейчас раскапывают Геркуланум и Стабию. Эти города залило горячими селевыми потоками, там очень трудно вести раскопки и сохранность хуже, чем в Помпеях. Но может быть нас еще ждут сенсации.
ПОМПЕЯ Над городом века неслышно протекли, И царства рушились; но пеплом сохраненный, Доныне он лежит, как труп непогребенный, Среди безрадостной и выжженной земли. Кругом - последнего мгновенья ужас вечный, - В низверженных богах с улыбкой их беспечной, В остатках от одежд, от хлеба и плодов, В безмолвных комнатах и опустелых лавках И даже в ларчике с флаконом для духов, В коробочке румян, в запястьях и булавках; Как будто бы вчера прорыт глубокий след Тяжелым колесом повозок нагруженных, Как будто мрамор бань был только что согрет Прикосновеньем тел, елеем умащенных. Воздушнее мечты - картины на стене: Тритон на водяном чешуйчатом коне, И в ризах веющих божественные Музы. Здесь все кругом полно могильной красоты, Не мертвой, не живой, но вечной, как Медузы Окаменелые от ужаса черты... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А в голубых волнах белеют паруса, И дым Везувия, красою безмятежной Блистая на заре, восходит в небеса, Подобно облаку, и розовый, и нежный...
Трагедия Помпеи вдохновляла поэтов, хотя мир знавал с тех пор и более масштабные катастрофы. А вот в большой красивой книжке о Помпеях ни одного стихотворения нет. А зря! Интересно, что пишут и Помпея, и Помпеи по-русски.
Спасибо! Хотя и видела эту картину в Русском музее, и много о ней читала, но Ваш разбор заставляет взглянуть на картину иначе, увидеть незамеченные раньше детали. В Помпеях нам показывали место, откуда Брюллов писал эту картину.
Спавибо, я как раз после посещения Помпей и взялась за эту тему. Когда к этому всему прикоснешься, увидишь музей, Везувий над руинами, сразу по-другому картину воспринимаешь.
Comments 44
Reply
Reply
Хотя тут единого мнения нет))
Reply
Reply
Reply
Насчет сравнения с Глазуновым не соглашусь - он вообще никакой художник, даже не плохой. Вообще никакой.
Reply
Reply
Reply
ПОМПЕЯНКА
"Мне первым мужем был купец богатый,
Вторым поэт, а третьим жалкий мим,
Четвертым консул, ныне евнух пятый,
Но кесарь сам меня сосватал с ним.
Меня любил империи владыка,
Но мне был люб нубийский раб,
Не жду над гробом: "casta et pudica"*,
Для многих пояс мой был слишком слаб.
Но ты, мой друг, мизиец мой стыдливый!
Навек, навек тебе я предана.
Не верь, дитя, что женщины все лживы:
Меж ними верная нашлась одна!"
Так говорила, не дыша, бледнея,
Матрона Лидия, как в смутном сне;
Забыв, что вся взволнована Помпея,
Что над Везувием лазурь в огне.
Когда ж без сил любовники застыли
И покорил их необорный сон,
На город пали груды серой пыли,
И город был под пеплом погребен.
Века прошли; и, как из алчной пасти,
Мы вырвали былое из земли.
И двое тел, как знак бессмертной страсти,
Нетленными в объятиях нашли.
Поставьте выше памятник священный,
Живое изваянье вечных тел,
Чтоб память не угасла во вселенной
О страсти, перешедшей за предел!
Reply
Reply
ЛАМПАДА ИЗ ПОМПЕИ
От грозных бурь, от бедствий края,
От беспощадности веков
Тебя, лампадочка простая,
Сберег твой пепельный покров.
Стоишь, клад скромный и заветный,
Красноречиво предо мной,-
Ты странный, двадцатисотлетный
Свидетель бренности земной!
Светил в Помпее луч твой бледный
С уютной полки, в тихий час,
И над язычницею бедной
Сиял, быть может, он не раз,
Когда одна, с улыбкой нежной,
С слезой сердечной полноты,
Она души своей мятежной
Ласкала тайные мечты.
И в изменившейся вселенной,
В перерожденьи всех начал,
Один лишь в силе неизменной
Закон бессмертный устоял.
И можешь ты, остаток хлипкий
Былых времен, теперь опять
Сиять над тою же улыбкой
И те же слезы озарять.
Reply
Reply
ПОМПЕЯ
Над городом века неслышно протекли,
И царства рушились; но пеплом сохраненный,
Доныне он лежит, как труп непогребенный,
Среди безрадостной и выжженной земли.
Кругом - последнего мгновенья ужас вечный, -
В низверженных богах с улыбкой их беспечной,
В остатках от одежд, от хлеба и плодов,
В безмолвных комнатах и опустелых лавках
И даже в ларчике с флаконом для духов,
В коробочке румян, в запястьях и булавках;
Как будто бы вчера прорыт глубокий след
Тяжелым колесом повозок нагруженных,
Как будто мрамор бань был только что согрет
Прикосновеньем тел, елеем умащенных.
Воздушнее мечты - картины на стене:
Тритон на водяном чешуйчатом коне,
И в ризах веющих божественные Музы.
Здесь все кругом полно могильной красоты,
Не мертвой, не живой, но вечной, как Медузы
Окаменелые от ужаса черты...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А в голубых волнах белеют паруса,
И дым Везувия, красою безмятежной
Блистая на заре, восходит в небеса,
Подобно облаку, и розовый, и нежный...
1891 г.
Reply
Reply
Есть еще стихотворение Мея, но совсем грустное.
Reply
Reply
В Помпеях нам показывали место, откуда Брюллов писал эту картину.
Reply
Reply
Leave a comment