Авторы котоальманаха "Коты через века"
alise84,
dhyul,
marinagra,
archigenova,
ekolovrat предлагают вашему вниманию четвертую часть выпуска, посвященного французскому коту, и желают вам, друзья, приятного чтения! Котоальманах можно полистать
ЗДЕСЬ.
Луи Буальи. Габриэль Арно в детстве с кошкой. 1815
Кошка вошла во французскую живопись в первой половине 17 века на волне интереса художников к обыденным сюжетам, к повседневным сценам из жизни крестьян и мелких буржуа. Вошла тихо, скромно, и пристроилась где-то на самом краю многофигурных полотен. Вон она сидит под стулом в "Посещении бабушки" Луи Ленена, почти незаметная глазу, в то время как собака уверенно разместилась в самом центре картины. И в "Крестьянском семействе" того же Ленена ее позиция не лучше - для кошки едва хватило места в нижнем углу картины.
Луи Ленен. Посещение бабушки. 1645-48
Луи Ленен. Крестьянское семейство. 1642
В жанровой сценке Франсуа Депорта кошка, сражающаяся с собакой, уже в центре внимания художника.
Но в любом случае - ее место в небогатых усадьбах, чаще всего на кухне, среди незатейливой снеди.
Франсуа Депорт. Собака и кошки дерутся на кухне. Конец 17 в.
Но и на кухне кошке совсем неплохо! Тем более что именно здесь она привлекла внимание замечательного мастера жанровой живописи Жана Батиста Шардена. Шарден разглядел в повседневной жизни "третьего сословия" поэтичность и задушевность, каждый предмет в его натюрмортах и жанровых сценках изображен почтительно и вдумчиво, каждый персонаж вызывает симпатию. Кухня с обилием утвари и продуктов была одним из любимых сюжетов художника, а какая же кухня без котов? Так котам посчастливилось привлечь внимание лучшего по тем временам колориста Франции и занять прочное место в истории искусства. В натюрмортах Шардена вы не увидите экзотических раковин-наутилусов, заморских фруктов, попугаев и обезьянок. Рыба, дичь и коты, которые не упускают возможности полакомиться, пока кухарка отвернулась, - вот мотивы его натюрмортов.
Жан Батист Шарден. Прачка. 1737
Жан Батист Шарден. Натюрморт с кошкой и рыбой. 1728
Жан Батист Шарден. Натюрморт с кошкой и рыбой. 1728
18 век - эпоха Просвещения - твердо связала в сознании людей кошку, кухню, простые радости и права "третьего сословия". "Естественный человек" не боится природы и не покоряет ее - он живет мирно в гармонии с собачками, кошками и овечками. Незатейливые картинки, воспевающие приватную, частную жизнь становятся в некотором роде художественным манифестом новых буржуазных ценностей.
Традицию изображать "котов на хозяйстве" продолжил в 19 веке один из основателей барбизонской школы Жан Франсуа Милле. Обыденные ситуации, простые люди - и котик, который "помогает" крестьянке, взбивающей масло.
Жан Франсуа Милле. Крестьянка, сбивающая масло. 1855
Художников-романтиков кухни и коты, естественно, не привлекали. Если уж они интересовались представителями семейства кошачьих - то опасными и сильными львами или тиграми, однако Теодор Жерико оставил великолепный этюд "Мертвый кот", а Эжен Делакруа нарисовал гордую кошачью голову - почти тигр!
Теодор Жерико. Мертвый кот. Первая четверть 19 в.
Эжен Делакруа. Голова кота. Перввая половина 19 в.
Во второй половине 18 - 19 веках местом обитания котов была не только кухня, но и гостиная или будуар в зажиточном доме. Крупнейших художников эпохи рококо Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара, как и мастера пастельного портрета Жана Батиста Перронно, пленяли в котах грация и изящество. Портреты прелестных дам с породистыми кошками, жанровые сценки с участием нарядных женщин и кошек мы в изобилии найдем во французской живописи 18 века.
Франсуа Буше. Туалет дамы. Первая половина 18 в.
Жан Оноре Фрагонар. Девушка с собакой и кошкой. Вторая половина 18 в.
Жан Батист Перронно. Дама с кошкой. Середина 18 в.
Жан Батист Перронно. Дама с кошкой. Середина 18 в.
Прославилась своими котосюжетами родственница Фрагонара Маргерит Жерар, первая женщина-художница, ставшая членом Королевской академии скульптуры и живописи. В 1799-1824 годах она постоянно участвовала в выставках Парижского Салона (до 1799 года это было женщинам запрещено). Жерар мастерски передавала фактуру дорогих тканей, украшений и - кошачьей шерсти. Особенно ей удавались пушистые ангорские кошки. Мы выбрали лишь две характерные картины Жерар - портрет дамы и жанровую сценку "Кошачий завтрак", в которой, заметьте, кошка, словно божество, возвышается над коленопреклонённой хозяйкой и тщетно ожидающей внимания собачкой.
Маргерит Жерар. Кошачий обед. Конец 18 в.
Маргерит Жарар. Портрет дамы с кошкой. Конец 18 в.
Жозеф Гару. Клубок. 1863
19 век добавил в жанровые сценки с котами чувственность и юмор. Сюжет картины "Ревнующий кот" напоминает о рассказе Ги де Мопассана "Мисти" (1884). Правда, в рассказе история кошачьей преданности закончилась трагически: любовник лишился глаз, выброшенный в окно кот свернул шею, а все из-за того, что животное приревновало несчастного влюбленного к своей хозяйке! (Рассказ можно прочитать здесь:
http://mopassan.krossw.ru/html_mp/mopassan-misti-ls_1.html).
Nicolas François Octave Tassaert. Ревнующий кот. 1860
Эмиль Мунье. Лучший друг. Конец 19 в.
Умильные картины с котиками стали своего рода художественным ширпотребом того времени: вслед за крупными мастерами шли живописцы второго ряда - Альфред-Артур Брюнель де Нёвиль, Луи Эжен Ламбер, Эмиль Мунье. Они не делали художественных открытий, но умели угодить публике, а публика хотела котиков! Котики с детишками, котики, играющие с клубком, котики, разоряющие корзиночку для рукоделия или шкатулку с украшениями хозяйки, котики, весело терзающие бархатные портьеры, скатерти, ленты и кружева - такие картины "кошачьи Рафаэли" производили десятками, и их труд был высоко оценен современниками - так Луи Эжен Ламбер в 1874 году был награждён Орденом Почётного легиона.
Луи Эжен Ламбер. Вторая половина 19 в.
Альфред-Артур Брюнель де Нёвиль. Конец 19 в.
Леон Шарль Губер. Котята в гостиной. Конец 19 в.
Почему эти картины оказались так востребованы? Эпоха Наполеона - время великих бурь и потрясений - прошла, оставив после себя разочарования, несбывшиеся мечты и разоренную экономику. После войны с "эскадроном гусар летучих" наступило послевоенное время, когда надо было крутиться, выживать, строить жизнь заново. И картинки с кошками играли в этой жизни примерно такую же роль, как коврики с лебедями или гобелены с оленями в послевоенной России.
Революционные перемены, происходившие во французском искусстве в середине 19 века, коснулись и кошачьей темы. Более того - коты были в авангарде движения к новой эстетике. Посмотрите на картину Гюстава Курбе "Мастерская художника". Это масштабное полотно стало программным для мастера, возвращающего французскую живопись к реализму. В левой части полотна Курбе поместил, как говорится, простых людей, трудящихся, жизнь и быт которых, вслед за Франсуа Милле, призван, по его мнению, изображать художник. Справа мы видим современников Курбе, входивших в его круг: писателей, мыслителей-интеллектуалов, поэтов. Мы узнаем Жорж Санд, Шарля Бодлера, Шанфлёри, Пьера Жозефа Прудона… В центре полотна Курбе изобразил самого себя за мольбертом. Он пишет пейзаж, отвернувшись от обнаженной натурщицы, символизирующей традиции академического искусства. Ребенок, который символизирует невинность и чистоту, и белая кошка, с поистине кошачьей непосредственностью играющая у ног живописца, - вот что ближе всего художнику-реалисту.
Гюстав Курбе. Мастерская художника. 1855
Гюстав Курбе. Женщина с котом
Полотно Курбе было отвергнуто организаторами выставки Парижского Салона 1855 года, но через несколько лет другая кошка, на этот раз черная, все же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины
"Олимпия" Эдуардом Мане и своей хозяйкой - парижской куртизанкой, - наделала там шуму! Кошка, изображённая на краю полотна, оказалась в центре внимания критики. Вызовом здесь было все! Мане, картина которого перекликалась с "Венерой Урбинской" Тициана, классическим полотном из Лувра, заменил собачку в ногах Венеры, символ супружеской верности и семейного уюта, на кошку - и какую!
Эдуард Мане. Олимпия. 1863
Этот едва заметный на фоне темной драпировки, мерцающий зелеными глазами абсолютно черный зверь раздражал французских буржуа не меньше, чем изображенная на полотне простолюдинка-куртизанка. Публика, благосклонная к пушистым и милым домашним любимцам в руках полнотелых розовых дам и прелестных деток, была шокирована этим мистическим колдовским созданием. «Что же можно сказать про черного кота, оставляющего грязные следы на постели!» - возмущенно писал один из критиков. В многочисленных карикатурах на картину неизменно присутствовал ведьминский черный кот с задранным хвостом.
Но именно такой кот, словно явившийся из опиумных видений, был по сердцу французской богеме, именно таких котов воспевал в своих "Цветах зла" друг Мане Шарль Бодлер. Бодлер и его современники видели в кошке таинственное существо, перенимающее черты своего хозяина или хозяйки; их влекло двуличие кошек, обольстительных, вкрадчивых и опасных, так похожих на женщин…
Эдуард Мане. Олимпия. 1863. Фрагмент.
Вторая половина 19 века принесла во французское искусство неслыханную ранее сексуальность. Теперь женщина - не бесплотный ангел, не милое соблазнительное дитя, как на картинах Буше, а манящее и зловещее, непостоянное, ускользающее, коварное, окутанное "духами и туманами" существо. И ей, конечно же, сопутствует кошка - символ свободы, олицетворение древних языческих богинь. В этой кошке нет уюта, она не символ домашности и семейного очага. В ней страсть, искушение и угроза. Кошка - маленький, но смертельно опасный зверь, его мягкая лапка может и приласкать, и изранить. Об этом - уже упомянутый нами рассказа Мопассана "Мисти", стихотворения Шарля Бодлера и Поля Верлена.
"Иногда я проводил вечер у нее, растянувшись на диване, прильнув лбом к ее ноге, тогда как на другой дремал большой черный кот по имени Мисти, которого она обожала. Наши пальцы встречались на гибкой спине животного и ласкали друг друга в его шелковистой шерсти. Моя щека касалась его теплого бока, дрожавшего от непрестанного мурлыканья, и порою вытянутая лапка дотрагивалась до моего рта или век пятью выпущенными когтями, которые слегка впивались в мою кожу и сейчас же вновь прятались". (Ги де Мопассан. "Мисти".)
КОШКА
Мой котик,подойди, ложись ко мне на гpyдь,
Hо когти yбеpи сначала.
Хочy в глазах твоих кpасивых потонyть -
В агатах с отблеском металла.
Как я люблю тебя ласкать, когда ко мне
Пyшистой пpивалясь щекою,
Ты, электpический звеpек мой в тишине
Мypлычешь под моей pyкою.
Ты как моя жена. Ее yпоpный взгляд -
Похож на твой, мой добpый котик:
Холодный, пpистальный, пpонзающий, как дpотик.
И соблазнительный, опасный аpомат
Исходит, как дypман, ни с чем не схожий
От смyглой и блестящей кожи.
Шарль Бодлер
Сборник "Цветы зла", 1857
Перевод В.Левика
Эдуард Мане. Коты на рандеву. 1869
КОТ
I
В мозгу моем гуляет важно
Красивый, кроткий, сильный кот
И, торжествуя свой приход,
Мурлычет нежно и протяжно.
Сначала песня чуть слышна, -
В басовых тихих переливах,
Hетерпеливых и ворчливых,
Почти загадочна она.
Потом она струит веселье
В глубины помыслов моих,
Похожа на певучий стих,
Hа опьяняющее зелье.
Смиряет злость мою сперва
И чувство оживляет сразу.
Чтобы сказать любую фразу,
Коту не надобны слова.
Он не царапает, не мучит
Тревожных струн моей души
И только царственно в тиши
Меня как скрипку петь научит,
Чтобы звучала скрипка в лад
С твоею песенкой целебной,
Кот серафический, волшебный,
С гармонией твоих рулад!
II
Двухцветной шкурки запах сладкий
В тот вечер я вдохнул слегка,
Когда ласкал того зверька
Один лишь раз, и то украдкой.
Домашний дух иль божество,
Всех судит этот идол вещий,
И кажется, что наши вещи -
Хозяйство личное его.
Его зрачков огонь зеленый
Моим сознаньем овладел.
Я отвернуться захотел,
Hо замечаю удивленно,
Что сам вовнутрь себя глядел,
Что в пристальности глаз зеркальных,
Опаловых и вертикальных,
Читаю собственный удел.
Шарль Бодлер
Сборник "Цветы зла", 1857
Перевод Павла Антокольского
Эдуард Мане. кот. 1861
КОШКИ
От книжной мудpости иль нег любви устав,
Мы все влюбляемся, поpы достигнув зpелой,
В изнеженность и мощь их баpхатного тела,
В их чуткость к холоду и домоседный нpав.
Покоем доpожа и тайными мечтами,
Ждут тишины они и сумеpек ночных.
Эpеб в свой экипаж охотно впpяг бы их,
Когда бы сделаться могли они pабами!
Святошам и толпе они внушают стpах.
Мечтая, вид они сеpьезный пpинимают
Тех сфинксов каменных, котоpые в песках
Hеведомых пустынь кpасиво так мечтают!
Их чpесла искp полны, и в тpепетных зpачках
Песчинки золота таинственно блистают.
Шарль Бодлер
Сборник "Цветы зла", 1857
Перевод Павла Антокольского
Эдуард Мане. Девушка в испанском костюме. 1863
ЖЕНЩИНА И КОШКА
Играла с кошкою своей
Она, и длился вечер целый
Прелестный в смутностях теней
Бой белой ручки с лапкой белой.
Шалила, - хитрая! - тая
Под кружевом перчаток черных
Ногтей агатовых края,
Как бритва острых и проворных.
И та хитрила с госпожой,
Вбирая коготь свой стальной, -
Но дьявол не терял нимало;
И в будуаре, где, звеня,
Воздушный смех порхал, сверкало
Четыре фосфорных огня.
Поль Верлен
из книги "Сатурнические поэмы", 1866
Перевод Георгия Шенгели
Эдуард Мане. Женщина с кошкой. 1880
В искусстве импрессионистов нашлось место не только мистическим черным красавицам, но и ленивым разноцветным кошкам, которые уютно дремлют на женских коленях. Изобразить переливы цвета на кошачьей шкурке - привлекательная задача для живописца. Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Берта Моризо оставили прекрасные теплые портреты женщин с кошками.
Огюст Ренуар. Женщина с кошкой. 1875
Огюст Ренуар. Мальчик с кошкой. 1868
Огюст Ренуар. Портрет Жюли Мане с кошкой. 1887
Огюст Ренуар. Спящий кот
Огюст Ренуар. Материнство. 1886
Огюст Ренуар. Девушка с кошкой
Берта Моризо. Девочка с кошкой. 1886
Берта Моризо. Девушка с кошкой. 1892
Вслед за импрессионизмом во французском искусстве множились разнообразные "измы" - постимпрессионизм, фовизм, примитивизм, кубизм… И каждое направление в живописи конца 19- 20 веков по-своему развивало кошачью тему. Большим любителем изображать котов был тонкий колорист, основатель группы "Наби" Пьер Боннар.
Пьер Боннар. Дети за завтраком. 1897
Пьер Боннар. Девочка с кошкой. 1899
Пьер Боннар. Сидящая женщина с кошкой. 1892
КОШКА
Хочу, чтобы со мной жила
Благоразумная жена
В уюте, с книжками и киской,
И чтоб душа была жива
Теплом души - живой и близкой.
Гийом Аполлинер
"Бестиарий" или стихи к Орфею, 1911
Перевод Михаила Яснова
Пьер Боннар. Марта с кошкой. 1912
Винсент Ван Гог. Рука с чашей и кошка. 1885
Винсент Ван Гог. У очага. 1890
Поль Гоген. Котенок. 1888
Поль Гоген. Мими и ее кошка. 1890
Поль Гоген. Кафе в Арле. 1888
Поль Гоген. Цветы и кошки. 1899
Поль Гоген. Таитяне в комнате. 1896
Благодаря Полю Гогену мы узнали, что коты водились и были в почете на Таити. В центре своего итогового философского полотна "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?" Гоген изобразил козу, щенка и кошку как "символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной природы, не знающее мук духовного поиска".
Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? 1897
На картине примитивиста Анри Руссо полосатый кот кажется изображенным детской рукой - он неуклюж, простодушен и очарователен.
Анри Руссо. Полосатый кот. Вторая половина 19 в.
ДОЖДЬ
Дождик. Сыро. Мокрота.
Нет ни кошки, ни кота
Во дворе, где лужи.
Мудрый кот не так-то прост:
Выставил в окошко хвост -
Льёт ли там, снаружи?
Дождик. Сыро. Мокрота.
Не увидишь ни кота
Во дворе, ни кошку.
"Моросит!" - сказал мудрец,
Убирая, наконец
Мокрый хвост с окошка.
Клод Руа, 20 век
Морис Дени. Рыжая кошка. 1915
Песенка про спящих кошек
Серые кошки, белые кошки, черные кошки.
Все кошки на свете.
Спят и не слышат, что делают мыши,
А мыши танцуют на скользком паркете.
Хозяин храпит у себя на кровати,
И вата торчит у него из ушей.
Он тоже не видит, он тоже не слышит -
не видит, не слышит он пляски мышей.
И только луна за рамой окна
Следит за мельканием быстрых теней.
И прыгают мыши все выше и выше,
и падают снова на скользкий паркет.
Их лапки мелькают, их глазки сверкают,
Им весело очень, а музыки нет.
Ходила по улицам сонная стража,
Но стража о том и не ведала даже,
Что мыши танцуют, что мыши шумят,
А серые, белые, черные кошки,
Все кошки Парижа, сладко спят!
Тристан Клэнгсгор (Леон Леклер), 20 век
Louis Valtat. Женщина в кресле. 1903
Charles Camoin. Девушка с кошкой. Первая четверть 20 в.
Одилон Редон. Кот художника. 1905
В "Девушке с черной кошкой" кот необходим Анри Матиссу, лидеру фовистов, для решения
колористической задачи: по контрасту с непроницаемой чернотой кота прочие краски
кажутся кричаще-яркими.
Анри Матисс. Девушка с черной кошкой. 1910
Художники, для которых Франция стала второй родиной, Пабло Пикассо и Марк Шагал,
тоже отдали должное кошачьей теме.
Марк Шагал остается верен себе - его кот с человеческим лицом удивленно смотрит на Париж,
над которым летают характерные шагаловские персонажи.
Марк Шагал. Париж из окна. 1913
Невероятные метаморфозы пережили коты под кистью Пабло Пикассо. Как далеко ушли его хищные зубастные кошки от славных котиков Шардена! Однако если даже лица любимых женщин подвергались на полотнах Пикассо смелым искажениям, то что уж говорить о кошках).
Пабло Пикассо. Женщина с кошкой. 1900
КОТ И ДРОЗД
В деревне - беда.
Люди печально слушают
раненого дрозда.
Слушают, как единственный в деревне дрозд
последнюю песню поёт,
потому что единственный в деревне кот
наполовину сожрал дрозда.
И вот умолкает дрозд навсегда,
и сытый кот
восвояси бредёт,
облизываясь на ходу,
и деревня роскошные похороны
устраивает дрозду.
Давно не видали таких похорон!
В качестве гостя почётного
кот приглашён.
В процессии траурной степенно шагает кот.
Девочка соломенный гробик несёт,
несёт и горько-прегорько плачет.
И говорит ей кот:
«Да если б я знал,
что дрозд в твоей жизни так много значит,
я бы его целиком сожрал,
а тебе бы сказал,
что дрозд улетел далеко-далеко,
в края, из которых вернуться домой нелегко,
и что, пожалуй,
он никогда не вернётся,
и ты бы чуть-чуть погрустила,
но не стала бы слезы лить.
Ах, нужно любое дело
до конца доводить!»
Жак Превер, 20 век
Пабло Пикассо. Кошка с птицей. 1939
Пабло Пикассо. Дора Маар с кошкой. 1941
Пабло Пикассо. Жаклин с кошкой 1964
Пабло Пикассо. Кошка с лобстером. 1965
Фернан Леже. Женщина с кошкой. 1921
Пабло Пикассо с котом
Читателей, наверное, удивляет, что мы ни словом не упомянули главных парижских
художников-котолюбов - Теофиля Стейнлена, Сюзанну Валадон,
Леонарда Фужиту,
Леонор Фини, не рассказали о знаменитом кабаре "Ша ноар".
Обязательно расскажем в следующем выпуске котоальманаха.
Продолженiе будетъ!
Нажми, чтобы прочитать: