Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве

Jan 31, 2015 10:00




Глядя на  фотографию, трудно себе представить, что это место находится в самом центре Москвы, на улице Большая Ордынка, что стоит выйти за ворота -  и окунешься в городскую суету. Марфо-Мариинская обитель милосердия  - оазис тишины  и покоя в шумном городе. Елена, eho_2013, рассказывает сегодня об основательнице обители Великой Княгине Елизавете Федоровне:
http://eho-2013.livejournal.com/542549.html
Я покажу вам, как выглядит Марфо-Мариинская обитель в наше время, в солнечный осенний день,
когда еще не отцвели цветы, которые так любила Елизавета Федоровна.




Москва, улица Большая Ордынка, 34. Кто поверит что за этими стенами  - тихий райский уголок?




После того, как  муж Великой княгини Елизаветы Федоровны, Великий князь Сергей Александрович, в феврале 1905 года погиб от бомбы революционера Каляева, Елизавета Федоровна удалилась от светской жизни и посвятила себя делам милосердия. На деньги от продажи своего имущества и драгоценностей она приобрела в Москве на Большой Ордынке усадьбу с садом для строительства будущей «Марфо-Мариинской обители милосердия и любви».



Ворота обители  по проекту А. Щусева

С просьбой порекомендовать талантливого архитектора Елизавета Федоровна обратилась к Михаилу  Васильевичу Нестерову, живописцу, которого очень ценил Сергей Александрович. Когда Нестеров назвал  Алексея Викторовича Щусева как возможного автора  проекта, учредительница обители сразу же согласилась. Нестерову она предложила расписывать будущий храм обители  - собор Покрова Богородицы.



Войдем в обитель, оставляя суету за ее стенами ...

Елизавета Федоровна полностью поддержала архитектурную концепцию Щусева - лидера неорусского стиля (национальной версии стиля модерн). В 1907 году архитектор начал работу над проектом  Марфо-Мариинской обители, взяв за образец храмы древнего Новгорода, Пскова и Юрьева-Польского. По свидетельству художника и реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря, Алексей Викторович впоследствии с нежностью вспоминал свою работу над проектом «Марфы», когда он «вдохновлялся прекрасной гладью стен новгородских и псковских памятников, лишенных всякого убора и воздействующих на чувства зрителя только гармонией объемов и их взаимосвязью». Марфо-Мариинская обитель милосердия официально открылась 10 февраля 1909 года, работы в соборе Покрова Богородицы, ставшем композиционным центром ансамбля, велись до 1912 года.



Восточный  фасад Покровского собора








Гладкие белые стены собора  украшены рельефными крестами. Над белокаменной резьбой  храма работали знаменитый уже в те годы ваятель  Сергей Тимофеевич Конёнков и его менее известный коллега - Никифор Яковлевич Тамонькин, скульптор и архитектор, который 40 лет трудился в мастерской Щусева.



Кирпичный декор собора



Северный притвор Покровского собора, богато украшенный белокаменной резьбой, напоминает
о Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском.






Скамья с белокаменным рельефом в северном притворе














У северной стены храма стоит памятник основательнице обители. Его автор -  известный скульптор, народный художник России Вячеслав Михайлович Клыков. Памятник установлен в 1990 году, на пьедестале высечены слова: «Великой Княгине Елизавете Феодоровне с покаянием».



Две звонницы  c западной стороны храма.



Между звонницами над  порталом  - мозаика с  ликом Иисуса,  выполненная по рисунку М.В.Нестерова.







В обители, так же как и в  старинной усадьбе на Ордынке, был прекрасный сад. Елизавета Федоровна, которая любила цветы и умела за ними ухаживать, сама принимала участие в посадках. Воссоздавая ландшафт обители, архитекторы руководствовались архивными фотографиями.







Западный портал собора



12 колоколов звонницы были настроены на знаменитые ростовские звоны.



Взгляд на собор с юга






Часовня-покойницкая.

Умершего в больнице переносили в часовню и до захоронения читали  Псалтырь.



Часовня-покойницкая



Северный портал, через который мы входим в собор.




Я слышала,  что в соборе, да и вообще на территории обители, не разрешается
фотографировать без благословения. У нас (а нас было с фотокамерами трое)
такой проблемы не возникло,никто не делал замечаний и против фотосъемки не возражал.



Михаил Нестеров. Композиция "Воскресение".

Как я уже упоминала, храм расписывал Михаил  Васильевич Нестеров, а крипту  -
его двадцатилетний помощник, в будущем известный живописец Павел Дмитриевич Корин.



Интерьер Покровского собора с росписью Михаила Нестерова "Путь ко Христу".
















Эта небольшая и неполная (не представлены больничные корпуса и церковь, музей Елизаветы Федоровны) экскурсия в мир гармонии и покоя  должна, по нашему с Еленой eho_2013 замыслу,  уравновесть ее рассказы,
в которых много тяжелого,  трагического,  но я не могу не упомянуть о печальной судьбе обители и ее основательницы. Кто бы мог подумать в год основания обители, что Елизавета Федоровна - "белый ангел Москвы", как ее называли,  - погибнет в 1918-м от рук большевиков, а Щусев - создатель этой одухотворенной архитектуры -  в 1930 году станет архитектором мавзолея Ленина. Что обитель будет закрыта в 1926 году, в Покровском соборе разместят клуб Санпросвета, росписи Нестерова закрасят, а в алтаре, на месте престола, водрузят статую Сталина... После войны судьба обители сложилась сравнительно благополучно: здесь располагался  Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, основанный в год гибели Елизаветы Федоровны по инициативе того самого  Игоря  Грабаря, который был свидетелем вдохновенной работы Щусева над проектом "Марфы", и ныне носящий  имя академика И. Э. Грабаря.




И все-таки наша экскурсия заканчивается на светлой ноте - в  в 1992 году началось возрождение обители, и хотя  результат реставрационных работ устроил не всех специалистов, Марфо-Мариинская обитель сегодня живет и украшает Москву. 30 мая 2014 года Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразована в женский монастырь, поэтому, возможно,  войти  на территорию и  тем более фотографировать там уже не так просто.
На сайте  http://www.mmom.ru подробно рассказывается о жизни и новостях обители, я же добавлю только, что трапезная с вкуснейшими пирожками, салатами и горячими блюдами, богатым выбором меда стоит того, чтобы закончить  экскурсию именно здесь. Правда, сфотографировать все эти яства мне без благословения не разрешили.








Съемки сделаны в октябре 2011 года

Россия, Москва, архитектура

Previous post Next post
Up