Уже длительное время общественность Тамбова следит за разрушающимся памятником стиля модерн - кинотеатром «Модерн», обращаясь по этому поводу в разные инстанции. Стало известно (см. у
vetumtrud), что выразительнейшая деталь здания - скульптура аиста, осенявшая своими крыльями каждого в него входящего, - утрачена в своей целостности (сохраняются лишь отдельные части птицы).
Скульптура аиста над входом в Модерн. Тамбов. Фото 2006 г.
В Тамбове, который известен архитектурой провинциального модерна, его главным олицетворением являются не асеевские дворцы, а, в первую очередь, этот кинотеатр. Аиста над входом, державшего в клюве фонарь, знало не одно поколение тамбовцев, которые приводили своих детей смотреть кино. Почти все коренные жители города прошли через этот культурный центр. Однако сегодня знаменитого здания лишили всего: до неузнаваемости разрушили интерьеры, унизили высоткой, построенной рядом, разбили скульптуру аиста и даже украли название кинотеатра, которое теперь носит прилепившийся сбоку магазин.
Здание кинотеатра Модерн. Фото 9 января 2013 г.
Думается, что изображение аиста появилось на здании дореволюционного кинотеатра в Тамбове неслучайно. Видимо, эта птица, воспринимавшаяся символом путешествия, была созвучна смыслу распространявшегося тогда нового вида искусства - «синематографа», который, благодаря своей массовой доступности, позволял каждому человеку совершать зрительные путешествия в разные страны, а также в некий сказочный мир, наполненный художественными образами. Кинематограф, ворвавшись в жизнь общества в образе прибывающего поезда, показанного в 1896 году братьями Люмьер на публичном показе в Париже, захватил души людей и «увез» их в свои удивительные странствия.
Click to view
Один из первых фильмов Л. Люмьера «Прибытие поезда»
В мировой культуре аист стал восприниматься символом путешествий, видимо, с периода античности. В Древней Греции он связывался с Гермесом - богом торговли, покровителем пастухов и путников.
Однако образ аиста существовал не только в греческой мифологии. Эта птица с древних времен почиталась разными народами, упоминаясь в письменных источниках, бытуя в образах искусства, используясь в качестве эмблем и гербов. Так, согласно античным и средневековым легендам, выросшие птенцы аистов заботятся о своих состарившихся, немощных родителях - кормят их, чистят им гнезда, поддерживают во время полета. Римское право, которое требовало от детей заботы о родителях, так и называлось - «аистиное» (Lex ciconaria).
Аист на Модерне. Тамбов. Фото 1910-х гг.
Аист на Модерне. Тамбов. Фото 2012 г.
В славянских культурах (болгарской, македонской, польской) существовали поверья о том, что аист мог превращаться в человека, а человек - в аиста. По представлениям болгар, аисты, улетая на зиму в теплые страны, якобы купаются в волшебном озере и становятся людьми, а весной, омывшись в другом водоеме, вновь обретают облик птицы, чтобы вернуться на родину - в землю аистов. Поэтому у многих славянских народов эта птица являлась символом семьи, Родины, любви к родному дому.
Аист на Модерне. Тамбов. Фото 2007 г.
В России аист почитался как охранитель домашнего очага, крепости и плодовитости рода. Он был персонификацией предков данного рода, наблюдавших за своими потомками глазами птицы.
Разрушение культурного наследия в образе скульптуры аиста на здании «Модерна» в Тамбове в контексте мифологического пространства обретает вполне конкретный смысл - утраты нами связи со своими предками и оскудения сыновнего уважения к их делам. Связь времен распадается…
«И аист под небом знает свои определенные времена,
и горлица, и ласточка, и журавль
наблюдают время, когда прилететь;
а народ мой не знает определения Господня»
(из Книги пророка Иеремии).
Фото
отсюда