Сегодня идет возрождение подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, возведенного в 1680-х годах по замыслу Патриарха Никона. Как известно, Патриарх хотел воспроизвести в монастырском Воскресенском соборе архитектурный декор иерусалимского храма Гроба Господня, выполненный из мозаики и цветного мрамора. Подобный проект ввиду отсутствия в стране природного мрамора был слишком дорогостоящим, поэтому возникла идея применить здесь традиционные для Руси изразцы - плитки из обожженной глины.
Долгое время новоиерусалимские иконостасы оставались единственными в России сооружениями подобного рода, пока в конце 1880-х годов архитектор Николай Владимирович Султанов не предпринял новую попытку их создания по подобию иконостаса Воскресенского собора.
Благовещенская церковь в Новотомникове. Фото 1993 г.
В 1890 году в усадьбе Новотомниково Шацкого уезда Тамбовской губернии [1] освятили Благовещенскую церковь. Этот храм, который являлся частью усадебного ансамбля, считается жемчужиной церковной архитектуры, соединившей в себе традиции древнерусского зодчества и идеи Нового времени, а уникальный изразцовый иконостас позволяет причислять его к выдающимся памятникам искусства XIX века [2].
К 1885 году в селах Старое и Новое Томниково действовали деревянные Благовещенские церкви [3]. В то время владелец имения граф И.И. Воронцов-Дашков - богатейший помещик, государственный деятель, входивший в ближайшее окружение Александра III, - пригласил для реконструкции своей усадьбы архитектора Н.В. Султанова (1850-1908), известного церковного археолога, теоретика и архитектора-практика, одного из идеологов «русского стиля» [4]. Одновременно с новотомниковской церковью Султанов возводил пятиглавый храм во имя Черниговской иконы Божией Матери в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры по заказу княгини Е.П. Черкасской. Однако именно опыт строительства шатрового храма в Новотомникове нашел дальнейшее продолжение в творчестве архитектора.
Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков. Фото конца XIX в.
Н.В. Султанов полагал, что русские зодчие должны использовать традиции своей страны, привнося в них новое, творческое начало и, таким образом, сохраняя связь времен. В этом духе он читал лекции по истории архитектуры в Петербургском институте гражданских архитекторов. К тому же Султанов состоял членом Русского Археологического общества. Эталоном национального стиля Николай Владимирович считал архитектуру XVII столетия. «Московско-русский стиль достигает своего наибольшего… развития в XVII в. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства» [5].
Облик новотомниковского храма определяется сочетанием разных по форме и величине объемов-многогранников, соединенных в общую пирамидальную композицию. Его детали отсылают к образцам древнерусской архитектуры: шатровое завершение, перспективный портал, звонница, расположенная над центральным входом, рельефные детали фасадов, двухцветное каменное узорочье фризов, обрамлений окон и арок. По мнению Султанова, именно эти элементы, унаследованные Москвой от Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода Великого и Пскова, являют собой характерную особенность русской архитектуры.
Проект церкви в Новотомникове являлся результатом пристального изучения Н.В. Султановым древних прообразов; свои теоретические обобщения зодчий обнародовал на научных конференциях и в различных изданиях [6]. Сохранились документы, рассказывающие об истории строительства храма [7].
Николай Владимирович Султанов. Фото конца XIX в.
После одобрения проекта Тамбовской духовной консисторией 10 июля 1885 года он был рассмотрен Строительным отделением губернского правления. Несмотря на известность автора и инженера Б.К. Правдзика [8], работавшего с ним, в правлении усомнились в прочности сооружения. Поскольку в те годы произошло несколько обрушений новых храмов [9], Султанову рекомендовали доработать проект с целью упрочения несущей конструкции и облегчения несомых частей. В протоколе заседания комиссии говорилось: «Техническо-совещательное присутствие … по рассмотрению… проекта на постройку каменной церкви в имении графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова в с. Новотомникове… считает необходимым… для уменьшения распора главных подпружных арок и обеспечения устойчивости и прочности пилонов, или подкупольных столбов, при производстве работ в натуре: а) толщину купольного свода сделать в ключе в 1 ½ кирпича, а в пятах в два кирпича; б) стены барабана сделать тоньше на один кирпич против означенной толщины на проекте или же уменьшить вес барабана образованием пустот внутри стен между основанием барабана и началом окон; и в) в арках положить в два ряда временные железные связи из полосового железа, кроме того, все боковые своды сделать не толще как в 1 ½ кирпича. <…> Техническо-совещательное присутствие… полагает возможным утвердить проект… с… условием, чтобы работы… производились под наблюдением опытного техника» [10].
Благовещенская церковь в Новотомникове. Фото конца XIX в.
Для облегчения несомых элементов Н.В. Султанов решил заменить каменные своды, восьмерик и купол на деревянные. 11 марта 1886 года из Духовной консистории проект опять был направлен в губернское правление с письмом следующего содержания: «Генерал-адъютант граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков в прошении своем... объяснил: …обер-прокурор Святейшего Синода уведомил его о постройке нового каменного храма в имении его… взамен существующей старой деревянной церкви по представленным тогда планам. <...> Но ввиду невозможности… добыть крупный камень, нужный для постройки храма, …в настоящее время представляется новый план; вновь обратился к епархиальному начальству о разрешении постройки… на том же месте и с теми же престолами, которые имелись в старой деревянной церкви, а именно: главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и придел во имя Архистратига Михаила» [11].
После губернского правления проект рассмотрели в Строительном комитете при МВД [12]. К 24 мая 1886 года, когда из министерства на имя тамбовского губернатора пришел ответ [13], строительство храма уже началось. Благочинный 2-го Шацкого округа сообщал: «Священник села Новотомникова Тимофей Гавриков доносит, что работы по постройке нового храма в Новотомникове ведутся по проекту, предоставленному Тамбовским строительным отделением в… комитет Министерства Внутренних дел 26 марта 1886 года за № 240 - но не с устройством деревянных потолков, как предполагалось по этому проекту, а с устройством каменных сводов… на четырех каменных столбах вместо чугунных колонн. <...> Работы… ведутся под руководством санкт-петербургского архитектора Султанова, который временами… наезжает для осмотра, а сами же работы наблюдает его десятник» [14]. В рапорте благочинного упоминается о том, что Султанов хотел использовать в храме чугунные колонны, от чего впоследствии отказался.
Интерьер Благовещенской церкви - центральная часть с изразцовым иконостасом. Фото 2009 г.
Интерьер Благовещенской церкви - центральная часть с изразцовым иконостасом. Фото 2009 г.
1 Ныне Моршанский р-н Тамбовской обл.
2 См.: Климкова М.А. История керамики русского православного храма // Хоругвь. М., 2003. № 8. С. 56-57.
3 В источниках приводятся разные датировки строительства старотомниковской церкви: 1744 г. (Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. Ч. 2. С. 667) и 1867 г. (Самоцветов И.А. Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год. Тамбов, 1876. С. 229). Сохранившаяся фотография запечатлела храм с особенностями архитектуры XVIII в.
4 О Н.В. Султанове подробнее см: Архитектура и строительство Москвы. 2008. № 2 (прим. ред.).
5 Султанов Н.В. Русское искусство в западной оценке // Зодчий. 1880. № 1. С. 8.
6 См.: Султанов Н. Уборные части в московском зодчестве // Зодчий. 1879. № 10; Он же. Образцы древнерусского зодчества в миниатюрах // Памятники древней письменности. СПб., 1881. Вып. 8; Он же. Русские шатровые церкви и их соотношение к грузино-армянским пирамидальным покрытиям // Труды V Археологического съезда в Тифлисе в 1881 г. М., 1887.
7 См.: Климкова М.А. Из истории строительства церкви в селе Новотомниково // Воронцовы - два века в истории России. Труды Воронцовского общества. СПб., 2002. Вып. 7. С. 145.
8 Б.К. Правдзик с архитектором В.А. Косяковым в то время проектировали Богоявленскую церковь на Гутуевском острове в Петербурге (1897). Храм был заказан Александром III, в память о чудесном спасении царской семьи при крушении поезда у станции Борки.
9 ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 1341, 1616.
10 Там же. Д. 1294. Л. 3−3 об. Документ датируется 12 июля 1885 г.
11 Там же. Д. 1354. Л. 2−3.
12 Там же. Л. 5−5 об.
13 Там же. Л. 11.
14 Там же. Л. 14−14 об. Документ датирован 5 июня 1886 г.
15 Цит. по: Нащокина М.В., Савельев Ю.Р. и др. Архитектурный ансамбль усадьбы Новотомниково. Воронеж, 2002. С. 91−92.
16 Савельев Ю.Р. Николай Султанов. СПб., 2003. С. 68.
17 Н.В. Султанов выступал за возрождение иконописных традиций. В 1902 г. он вместе с С.Д. Шереметевым и Н.П. Кондаковым учредил Комитет попечительства о русской иконописи.
Статья опубликована: Климкова М.А. Изразцовые иконостасы архитектора Султанова // Московский журнал, 2010. № 8.