Сегодня в областной Думе состоялось третье заседание по вопросам сохранения домов Ирской коммуны в Кирсановском районе Тамбовской области. Согласно мнению эксперта, который провел государственную историко-культурную экспертизу в 2014 году, эти здания являются редким примером жилых домов-коммун в сельской местности, построенных из дерева в 1920-1930-х годах. Лишь одно из восьми зданий получило статус объекта культурного наследия регионального значения. Остальные признаны аварийным жильем и готовятся к сносу, что очень жаль, потому что эксперт в акте экспертизы поставил вопрос о целесообразности сохранения, как объекта культурного наследия, всего комплекса коммуны.
О заседании рабочей группы не буду рассказывать, хотя оно, на мой взгляд, прошло очень интересно. Материалы об этом можно посмотреть, походя по ссылкам, которые приведены в конце поста. А здесь напишу о другом - о том, что свое наследие мы порой не ценим, поэтому слабо изучаем и еще менее популяризируем, а порой вообще принижаем его значение. Так, об Ирской коммуне, не то что в стране, а даже в Тамбове знают мало, хотя она представляла собой уникальное явление своего времени.
На прошлой и на этой неделях, перед заседанием рабочей группы, ходила в Государственный архив Тамбовской области смотреть материалы по коммуне. Оказалось, что существует целый фонд, из которого заказала для ознакомления несколько документов 1922-1925 годов. Перескажу один из них.
Краткая история коммуны, записанная в 1925 году
Первая сельскохозяйственная коммуна им. В.И. Ленина (бывшая Ира) была организована в Америке в январе 1921 года. Рабочие, преимущественно эмигранты из России, объединились в коммуну, чтобы вернуться на Родину. Организаторы Богданов, Хохряков и Ковенко выпустили через газеты «Искра» и «Голос» воззвание с призывом вступить в группу для организации в Советской России сельскохозяйственной коммуны. Все вступавшие должны были внести свои сбережения, чтобы приобрести технику, оборудование, семена, продукты и одежду, обеспечивавшие жизнь коммуны в течение одного года.
Ирские коммунары. Фото взято с сайта:
http://sleninskoe.ru/ Воззвание имело успех и к декабрю того года в число коммунаров приняли 57 человек с капиталом в 30 000 долларов. Один из представителей группы, Богданов, выбранный делегатом, направился в Советскую Россию для выбора участка земли.
Идею создания коммуны советская власть встретила с сочувствием. Богданову была оказано содействие в поиске земли. Выбор остановился на совхозе Ира в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. После этого оставшиеся в Америке коммунары закупили сельскохозяйственные машины, посевной материал, провиант и выехали в Россию. В Америке они оставили Бюро из трех человек для дальнейшего привлечения в коммуну членов и средств.
Первая группа коммунаров прибыла в Иру в апреле 1922 года и основала коммуну на месте. Последующие члены прибывали небольшими группами. В первые годы реэмиграция была такой:
в 1922 году прибыло 78 взрослых людей и 20 детей;
в 1923 году - 50 взрослых и 30 детей;
в 1924 году - 18 взрослых и 6 детей.
В коммуну вступали и граждане из российских губерний, причем без взносов, поскольку зачастую не имели никакого имущества, были изнурены голодом, страдали от нужды и безработицы. В первые три года было принято 60 взрослых и 22 ребенка из числа местных жителей. Некоторые из них не имели семьи и крова, придя в коммуну из детских домов в возрасте 17-18 лет.
Коммунары были людьми разных национальностей: великороссы, белорусы, украинцы, финны, поляки, евреи, литовцы, латыши, галичане. Среди них был и один итальянец.
В 1924 году в делах коммуны находилось свыше 600 заявлений от местного населения о вступлении в члены.
Судьбу Ирской коммуны обсудили члены рабочей группы на заседании в областной ДумеПарк княгини Оболенской в Кирсановском районе планируется расчистить и благоустроить в рамках Года экологииПарк княгини Оболенской планируется благоустроить в Тамбовской области