В октябре месяце в Общественную палату Тамбовской области поступило письмо от жителя одного из жилых домов, расположенных в районе пересечения улиц Интернациональной и Пролетарской. Автор выражал озабоченность, что на углу этих улиц, на месте существующего сквера, предполагается строительство. А 13 октября на заседании Градостроительного совета города Тамбова как раз и обсуждался эскизный проект данного здания. Как оказалось, постройка предназначена для размещения Советского, Тамбовского районных судов и Управления судебного департамента Тамбовской области.
Проект вызвал негативную реакцию со стороны ряда архитекторов и части горожан, поскольку уменьшает профиль одной из главных магистралей города - улицы Пролетарской, увеличивает плотность застройки, ликвидирует единственную в том районе зеленую зону с прекрасными насаждениями и предполагает устройство парковки около жилых домов.
Рабочая группа по сохранению наследия при Общественной палате, в которую вхожу и я, получила основную документацию по предполагаемому строительству и провела общественную экспертизу, консультируясь с ведущими специалистами Тамбова в области градостроительства и архитектуры.
Сегодня состоялось расширенное заседание группы, на котором общественная экспертиза была обсуждена. Перечислю всех участников диалога, поскольку считаю это важным. Проблему обсуждали: представитель Судебного департамента (заказчик проекта) Анатолий Кузин; представитель ООО «Тамбовпроект» (исполнитель проекта; его имя, к сожалению, не запомнила); главный архитектор области Александр Филатов; председатель комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова Надежда Лошакова; главный архитектор Проектного института «Тамбовгражданпроект» Юрий Плетнев; первый заместитель главы администрации области Олег Иванов; председатель совета Общественной палаты Владимир Пеньков; представитель общественности (от жильцов района) Алексей Шишков; 8 членов рабочей группы во главе с председателем - архитектором Аркадием Фарбой.
Эскизно опишу ход обсуждения.
Каждая сторона высказала свою позицию, приводя аргументы, а приглашенные эксперты дали пояснения. Так, например, Анатолий Кузин рассказал историю мытарств, которые претерпел Судебный департамент в поисках места для строительства и посвятил присутствовавших в некоторые проблемы финансирования. Мнение рабочей группы озвучил Аркадий Фарба и подкрепил ее документами, которые были выполнены в графической форме. Очень профессиональные комментарии и разъяснения дал Юрий Плетнев. Александр Филатов, ознакомившись с экспертизой и выслушав выступавших, согласился с тем, что проект составлен с нарушением генплана и Правил землепользования.
Что касается меня, то я сказала примерно следующее. Опыт со Студенцом показывает, что в нашем городе существует практика незаконного выделения участков под строительство. И бывает, что граждане идут в суд, который является именно тем местом, где восстанавливается законность. Сегодня же Судебный департамент, собираясь строить здание, сам нарушает городские законы - генплан и Правила землепользования, что делает суд уязвимым. С этим согласился Олег Иванов («жена Цезаря должна быть вне подозрений»), поэтому предложил создать мини рабочую группу из трех человек - Филатова, представителей заказчика и общественности, которые должны более детально изучить проект и после 10 ноября вынести на обсуждение предложения, как выйти из создавшегося положения.
Все сошлись во мнении, что Судебный департамент, который в следующем году должен получить первый бюджетный транш на строительство, в результате непродуманных решений прежней городской администрации является пострадавшей стороной, поскольку не обязан разбираться в тонкостях градостроения. Поэтому, как сказал Владимир Пеньков, мы собрались не для того, чтобы клеймить его действия, а чтобы ситуацию перевести в законное русло. Как-то так.