Ранее я рассказывала о деревянном зодчестве Тамбова на примере жилого многоквартирного
здания на улице Ленинградской.
Деревянные домики еще сохраняются в центральной части нашего города Тамбова. Они представляют собой своего рода островок тамбовской Атлантиды, скрывающейся под волнами современной технократической цивилизации, для которой «быстрые деньги» и видимость удобства превыше красоты - лада, гармонии, соразмерности, декоративности, рукотворности, традиции.
Как известно, слово «окно» происходит от слова «око» (глаз), что говорит о том, что в русской традиции дом воспринимался антропоморфно (человекоподобно). Об этом говорят и другие названия частей здания (например, "чело" - лоб). Все меры длины, использовавшиеся в строительстве, происходили от длин частей человеческого тела: сажень, локоть, пядь и др.
Пример деревянного зодчества в Тамбове. Фото 2006 г.
Наиболее уязвимые, с точки зрения наших далеких предков, места дома, через которые в него могли проникнуть злые духи, ограждались резным орнаментом - оберегом, в котором присутствовали магические символы: знаки солнца (солярные), земли и воды.
Верхний контур двускатной крыши (фронтона) воспринимался небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь слева направо (от зрителя), от одного нижнего конца кровли вверх, к щипцу, к коньку, а потом вниз - к другому концу.
Небо, как пишет Б.А. Рыбаков в своей книге "Язычество Древней Руси", воспринималось славянами не только местом, где находится светило, но и вместилищем дождевой воды - «небесной хляби». Любопытно, что подразумевалось наличие нескольких частей (отсеков) неба: верхнего, где хранились запасы воды, и среднего, по которому ходили луна и солнце. Два этих неба, по древним представлениям, были отделены друг от друга прозрачной «твердью небесной». Словосочетание «разверзлись хляби небесные» обозначало сильный дождь, ливень, когда перегородка между небесами открывалась, и вода получала свободу изливаться вниз, на землю. Раздвоение неба отразилось в русском языке, в котором существует не только слово «небо» (единственное число), но и «небеса» (множественное число).
Небесные хляби верхнего неба изображались на причелинах домовых кровель в виде волнистого орнамента или узора из городков, которые издали воспринимаются как волны. Эти волны избяного небосвода порой имеют несколько рядов, как бы подчеркивая глубинность хлябей. Наряду с волнистой линией, небесные воды изображаются и в виде небольших кружков - капель воды.
Болгарский экзарх Иоанн писал в Х веке в "Шестодневе", посвященном толкованию "Книги бытия" (т.е. творению мира Богом): "Существует двое небес, так как и твердь Бог назвал небом. Небом же в божественных писаниях называется также и воздушное пространство".
Конечно, когда строились и украшались резным орнаментом эти дома, смысл орнаментальных деталей, как слов некой молитвы перед мирозданием, был уже утерян. Однако мастера из поколения в поколение повторяли их, донеся до наших дней.
К сожалению, многие сотни тысяч деревенских и городских наличников ХVIII - ХХ веков не были в свое время изучены этнографами, в отличие от народных вышивок.
Птицы - обитатели земли и неба, не только красиво "вписываются" в декоративный ряд резного заклинательного узора, но одним только своим присутствием усиливают его символику (см. ниже). Над ними - элементы, олицетворяющие хляби; под ними - ромбы, прорезанные стилизованным растительным орнаментом - символы земли.
На фотографии, показанной ниже, символом солнца, по-видимому, является круглое окно.
Полукруг над окном символизирует небесный свод, однако мастер этого мог и не знать, являясь лишь ретранслятором традиции.
Хотя на доме, запечатленным на следующей фотографии, нет элементов хлябей, их с успехом заменяют сосульки)).
Над окошком часто изображался знак солнца - в виде круга, колеса, звезды, цветка. На фотографии, представленной ниже, солярный знак помещен в соответствии с архаичной стратиграфией мира - в "среднем" небе, под "верхним" с его хлябями небесными.
Жаль, что вся эта народная красота скоро уйдет из нашей жизни навсегда...