Концертный зал: Верните «Музыку», без музыки нельзя…

Nov 21, 2015 23:49

Сегодня исполнилось 85 лет со дня рождения скульптора Татьяны Георгиевны Вельцен. Она родилась 21 ноября 1930 года в городе Каттакурган Самаркандской области республики Узбекистан, а в Тамбов попала после окончания в 1955 году Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР. Самой значительной работой женщины-скульптора, прожившей всего 38 лет, стала композиция «Музыка» для здания концертного зала города Тамбова, выполненная совместно с москвичкой Лилией Евзыковой.



Татьяна Вельцен


Неприглядной страницей ушедшей в 2015 году областной власти стало уничтожение художественного облика концертного зала и передача на баланс города двух скульптур, в распиленном виде, для того, чтобы им нашли в какое-нибудь место.



«Скульптуры скрипачки и флейтиста, снятые с филармонии,
бросили под забором недалеко от очистных сооружений»

Единственное, чем может сегодня городиться Тамбовская область и что отвечает высокому уровню культуры - это музыка. Внимание к ней связано с именем дирижера, композитора и музыканта Сергея Рахманинова, часто посещавшего Тамбовский край и жившего в усадьбе Ивановка. В Тамбовской области создана классическая система специального трехступенчатого образования: музыкальные школы + училище + музыкально-педагогический институт. Ни в какой другой области художественной деятельности такой системы в нашем городе нет. Например, отсутствие художественного училища ставит вопрос о качестве образования на факультетах визуальных искусств и архитектуры в местных университетах, куда зачастую поступают выпускники художественных школ, минуя училище.

Решением власти от культуры реконструировать здание концертного зала и навсегда  лишить его скульптурной композиции «Музыка» нанесен очередной удар по сохранению культурного наследия. Ведь уничтожается последний образец архитектурного памятника, в котором был достигнут синтез искусств - архитектуры и скульптуры.


Сегодня скульптуре Вельцен и Евзыковой пытаются найти новое место в городе, но сделать этого не могут - все решения выглядят нелепо. События, связанные с «Музыкой», выглядят так, что неумение создать что-либо достойное из категории нового является поводом отыграться на классических образцах прошлого.

Не так давно из уст главы администрации Тамбова А. Боброва, теперь уже бывшего, прозвучала новость, что композицию «Музыка», снятая с концертного зала, разместят на гостинице «Театральная». Однако от этой идеи отказались.



Гостиница "Театральная"
Сегодня местом для сбора разных, в том числе, как видно, «списанных» вещей в Тамбове стала набережная реки Цны, благо места на ней много. Вот и решили, что монументальные скульптуры «Народная музыка» и «Классическая музыка» надо тоже поместить здесь - на холме, на фоне здания бывшего «Дворца пионеров», где поспешили соорудить фундаменты из бетона. Однако если бы люди, принимавшие решение, подумали о том, как монументы будут смотреться из двери и окон здания, где занимаются школьники, то поняли бы, что скульптуры, рассчитанные на обзор с одной стороны, обернутся к юным зрителям грубыми формами темных силуэтов. Достойны ли дети видеть изнанку чиновничьей глупости? Как можно было додуматься соединить монументально-декоративную скульптуру 1960-х годов с архитектурой сталинского классицизма? Одно будет забавно - теперь каждый школьник, посещающий дом творчества, сможет представить себя на крыше бывшего концертного зала…



Здание Центра творчества (бывший Дворец пионеров)
Почти 50 лет назад для того, чтобы поместить композицию «Музыка» на здание филармонии, был придуман фасад с подобием пилонов, которые зрительно играли роль постаментов для скульптур. Все найденные отношения объемов скульптурной композиции определялись размером и пропорциями здания - от большего к меньшему. Поэтому сегодняшняя идея найти местоположение «Музыке» в среде города заведомо обречена на неудачу, разве, что придется построить новое здание.



Здание конфертного зала. Фото 1970-х годов
Все организации, надеющиеся заработать на реконструкции концертного зала, и власти, которые могут что-то решать, должны понять, что страна сегодня находится в состоянии кризиса, не только экономического. Разве не является кризисом умственным, когда вместо одного памятника архитектуры, пусть и советского времени, в городе появится два бездарных объекта?  Если на концертном зале не будет «Музыки», то может так случиться, что ее вскоре не окажется и внутри.

Сегодня еще можно пересмотреть проект фасада, сэкономив значительные деньги. Ситуация с признанием здания выявленным объектом, его реставрацией, а потом снятие охранного статуса, реконструкция, скандалы с торгами - всё  это выглядит апофеозом неэффективности использования бюджетных средств.



Татьяна Вельцен лепин скульптуру "Классическая музыка"

Использованы фотографии из личного архива Т.Г. Вельцен, которые хранились
в фондах Тамбовского областного литературно-художественного музея (закрыт в 2007 году)

Архитектор Владимир Самородов: здание концертного зала в Тамбове Скульптурная композиция "Музыка" на здании концертного зала
О зданиях "Модерна" и концертного зала
Воспоминание о лете
Реконструкция памятника законом не допускается
Еще раз о тамбовском концертном зале
"Классическая музыка" Татьяны Вельцен
Почему "законы геометрии" важнее законов сохранения наследия?

концертный зал, охрана памятников, Тамбов, Вельцен Т.Г.

Previous post Next post
Up