Моршанск - дореволюционный центр хлеботорговли (часть 1)

Jul 22, 2015 23:16

В 1662 году на самом севере Тамбовской черты, на границе соснового леса и степи, на реке Кашмата (Кашма) был поставлен Кашматский городок, который ограждал от татарских набегов ряд поселений с центральным селом Морша, впоследствии ставшим городом Моршанск. Обеспеченная таким образом безопасность и удобное географическое положение места способствовали быстрому развитию торговли.



Троицкий собор в Моршанске. Фото 17 июля 2015 года





К XIX столетию Моршанск стал самым богатым населенным пунктом тамбовской земли. Он обрел значение крупного центра хлеботорговли не только губернии, но и всей России. Писатель XIX века С. Максимов, путешествуя по Тамбовщине и описывая ее достопримечательности, особо выделял уездный город Моршанск: «В Моршанске (Тамбовской губернии), сверх знаменитой мельницы на двадцать три постава, по горам, окружающим город с трех сторон, ветряные мельницы стоят почти сплошной стеной: сосчитать трудно». В своей книге «Куль хлеба и его похождения» Максимов с неподдельным восхищением рассказывал о знаменитой на всю страну моршанской мельнице, построенной в конце XVIII столетия: «В городе Моршанске больше 70 лет на рукаве Цны стоит мельница: завод большой, каменная, двухэтажная, вся на толстых дубовых столбах. Это самая большая в целой России <мельница> работает на 23 поставах и мелет тысячу четвертей в сутки: если сказать об этом мелкому и бедному мельнику, то он со страху перекрестится и не поверит» [1].

Примерно тогда же с труппой гастролировавших артистов Моршанск посетил другой писатель, В. Гиляровский, который в своих записях тоже не мог не упомянуть о главной достопримечательной мельнице города: «Моршанск в то время был небольшим городком, известным хлебной торговлей; в нем жило много богатых купцов, среди которых были и миллионеры. Подъезжающих к Моршанску встречали сотни ветряных мельниц, машущих крыльями день и ночь. Внутри города, по реке Цне, стояла когда-то громадная водяная "Кутайсовская" мельница со столетней плотиной, под которой был глубокий омут и в нем водились огромнейшие сомы» [2].



Моршанск. Фото 17 июля 2015 года

В 1875 году во время большого пожара, когда было утрачено много городских построек, знаменитая на всю страну мельница сгорела, а через несколько лет на ее месте фабриканты Асеевы построили суконную фабрику, положив тем самым в Моршанске начало развитию крупной капиталистической промышленности.

На протяжении XVIII-XIX столетий богатство Моршанска привлекало к нему торговцев отовсюду. Приезжая из разных мест России, они оседали в нем на постоянное жительство, строили дома, торговые ряды, мельницы, хлебохранилища, церкви. К примеру, многие знаменитые моршанские купеческие династии были выходцами из Москвы: Медведевы, Житковы, Поповы, Булаткины, Бибиковы, Алексеевы и многие другие.



Река Цна в Моршанске. Фото 17 июля 2015 года

Быстрому росту Моршанска и успешному развитию торговли способствовало его выгодное географическое положение на судоходной части реки Цна, являвшейся главной магистралью по перемещению грузов. В уездный город стягивалось зерно со всех степных тамбовских пространств и близлежащих районов соседних губерний (Пензенской, Саратовской, Воронежской), а затем на сотнях барок сплавлялось купцами в разные части Российской империи: в Санкт-Петербург, на Макарьевскую ярмарку, а позднее - на Нижегородскую. К середине XIX столетия, времени наивысшего расцвета Моршанска, на его пристани ежегодно   грузилось до 2700000 пудов хлеба, а местные купцы скупали его на 5000000 рублей [3].



Река Цна в Моршанске. Фото 17 июля 2015 года

Значение Моршанска как торгового речного порта было отражено в символической композиции герба города, утвержденного в 1781 году. В верхней части щита  поместили герб губернского центра; в нижнем регистре на голубом поле - два четвероконечных якоря.

По материалам моей книги "По наряду из Розряду..." Очерки истории культуры Тамбовского края" (Тамбов, 2004).

[1]   Максимов С. Куль хлеба и его похождения. М., 1982. С. 147, 149.
[2]   Цит. по кн.: Снытко М.К. Город Моршанск. Тамбов, 1963. С. 27-28.
[3] Россия: Полное географическое описание нашего Отечества / Под общ. ред. В.П. Семенова. СПб., 1902. Т.2. С. 493. Н.М. Гамалей в своей пояснительной записке 1835 года к проекту Моршанской железной дороги приводит следующие сведения о количестве грузов, проходящих через моршанскую пристань: «Количество всех товаров, отправляемых ежегодно из Моршанска, простирается иногда до 25/м пуд; в нынешнем году отправлено 525 барок, из коих 300 имели грузу по 6/м кулей 9 пудоваго весу, следовательно 16200000 пуд. Остальныя 225 барок, конечно, имели грузу более половины сего числа. Сверх сего, привозится на барках, взводимых осенью в Моршанск, большое количество железа, алебастру, известки, лесу. С Нижегородской ярмарки - красных и колониальных товаров и пр. За перевозку одного куля девяти пудоваго весу от Моршанска до Рыбинска платится среднею ценою по 4 рубли и более. За перевозку от Моршанска до устья, принимая в соображение время употребляемое на сплав до Устья и затруднения сего пути, можно достоверно положить, по крайней мере, две трети сей цены, то есть по 30 коп<еек> с пуда» (ГАТО).






















Тамбовский губернатор Гамалей и его проект Моршанской чугунной дороги
Моршанск: Из книги М. Бару
Собор святой Троицы в Моршанске
Как спасали моршанский собор
Письмо общественности с просьбой сохранить самостоятельность уникального музея

туристы, города, Цна, экскурсии, Моршанск

Previous post Next post
Up