Предлагает сделать жителям Тамбова
внук братьев Замятиных - Алексей Иванович.
Шаг первый - на 50 лет назад: Первый мужчина в Тамбове
Все воспоминания о деде Алексее Ивановиче Замятине, архитекторе
моста через Студенец у Вознесенского монастыря, для меня связаны со знакомством, начавшимся в 1962 году. Дело в том, что я родился в поселении колонистов Тырны-Аузского Вольфрамо-Молибденового комбината НКВД в феврале 1948 года. Только слепо верующие в величие Сталина могут говорить о «собственном желании» работать в таких условиях. Уже в мае мама и я вернулись по месту её довоенного проживания - в Ленинград. В итоге, у мамы - туберкулез, у меня - безотцовщина. Воспитывали меня бабушка, больная мама и еще две тётушки. В те времена общаться с репрессированными было не очень актуально. Но, когда не прожив и 50 лет, умерла моя мама, то первую руку помощи оказала семья Малявиных - еще одна тётушка Лия Алексеевна Малявина (дочь моего деда).
Алексей Иванович Замятин.
Фото 1957 года
И вот именно дядя Алёша (в семье не было принято называть предков иначе) стал в моей жизни первым мужчиной в Тамбове. Мальчишке всего 14 лет, а тут, как с неба посланный, настоящий Мужчина, с которым можно было говорить обо всём. Растущий организм требовал еды. Родственников в Тамбове было много и удавалось за день раз семь «перекусить». Женщины кормили разной едой, и только дядя Алёша всегда предлагал чаёк с вареньем. Варил его он сам. Варил варенье качественно, долго, и оно получалось густым и вкусным. А я, конечно, помогал собирать урожай фруктов и ягод, которые были в достаточном количестве в большом саду двора на Пензенской улице, д. 65. Полазить по деревьям и собрать урожай для меня было просто удовольствием. Но не сахаром заманивал меня дед к себе. Если любовь к естественным наукам может передаваться и через гены, то дед, буквально из рук в руки, передал мне сведения о родных и близких, то, что в современном мире называется «Контакты». Уже в то далекое время на меня он возложил роль «Хранителя рода Замятиных». Серебряная чайная ложка с вензелем «ГЗ», серебряные подстаканник и сливочник - это просто памятная семейная мелочь.
Дом № 65 на улице Пензенской в городе Тамбове
Каждый раз, проходя мимо углового дома, я поднимаю глаза к первому окну на втором этаже и как будто опять нахожусь в его кабинете. Об этом можно писать много, но, думаю, есть ещё люди, которые помнят приятного старичка дядю Алёшу. А на первом этаже ранее доживали свои годы его брат Митрофан Иванович Замятин (1867-1950), сестра Глафира Ивановна Петрова (1879-1969). Во дворе был дом старшего брата Ивана Ивановича (?-1947), который в настоящее время не сохранился. Можно сказать, что этот участок - пристанище трёх братьев Замятиных. Четвертый брат - мой родной дед Николай Иванович (1872-1939), который в 1910-е годы жил в доме на Комсомольской улице, 18 («Дом деловых встреч»), похоронен в пригороде Санкт-Петербурга.
Алексей Замятин-младший
Алексей Замятин: "Мы тамбовские"