После открытия в драматическом театре
нашей выставочной экспозиции и присутствия
на выступлении Патриарха, мы пошли во флигель кафедрального Спасо-Преображенского собора, где с нами должны были провести инструктаж по поводу встречи со Святейшим. На Соборной площади установили памятник святителю Питириму работы Александра Рукавишникова и готовили его к освящению.
Подойдя к монументу ближе, я испытала потрясение - на постаменте были отлиты уточненные даты жизни и смерти святителя, о которых в последнее время я постоянно писала в статьях и изданиях. В Жжурнале я тоже рассказывала, как в архиве обнаружился
документ, датированный апрелем 1698 года - указ епископа Игнатия, приемника святителя Питирима на Тамбовской кафедре. Он свидетельствовал о том, что святителя уже не было на свете, а это означает, что он скончался в 1697 году.
Проблема заключалась в том, что перед канонизацией Питирима утвердились совсем другие даты жизни и смерти: 1645-1698. И хотя тогда историк Сергей Введенский пытался доказать, что они неверны, его доводы никто не принял во внимание. Так они и были зафиксированы в официальном Житии - жизнеописании святого. А, как известно, что написано пером, то не вырубишь топором!
Свою находку я обнародовала на разных конференциях. См.:
О том, как тамбовцы прибавили святителю Питириму год жизни Форум журналистов и духовенства Тамбовского края Надо сказать, что некоторые представители церкви восприняли эти сведения в штыки: мол, нечего переписывать историю, тем более канонически утвержденную и записанную в Житии; мол, такие попытки весьма зловредны.
При встречах с митрополитом Феодосием несколько раз говорила об историческом несоответствии. Владыка проблемой заинтересовался и, изучив ее, принял решение переиздать незаслуженно забытую работу Сергея Введенского -
сначала в журнале "Тамбовские епархиальные ведомости", а затем и в виде
отдельной книги.
И вот теперь эти даты увековечены на памятнике!