3 января 1799 года в Тамбовскую духовную консисторию был прислан документ такого содержания: «Сообщение из Тамбовского губернского правления о допросе пономаря Григорья Кирилова в том, что точно ль при нем приставленный для караула к казенным кирпичным заводам, состоящим за больницею, следит Дмитрий Федоров и жена его. Иподиакону Ивану Григорьеву про пропавшую его корову сказывали, что ее загоняли находящиеся в тех сараях рабочие люди и та де корова ими припрячена…» (в тексте расставлены дополнительные знаки препинания).
Кирпичная кладка конца XVIII века архиерейского дома в Казанском монастыре города Тамбова
В 1787 году, при главе Тамбовского наместничества Г.Р. Державине, в Тамбове, за речкой Чумарсой, были построены казенные кирпичные сараи с печами для обжига. В том году, в связи с началом Русско-турецкой войны, все государственное строительство в городах остановилось. Открывшимися возможностями действующего завода в Тамбове смог воспользоваться епископ Феофил (Раев), активизировавший каменное церковное строительство. В то время шло возведение храмов и других зданий во всех тамбовских монастырях:
Казанском,
Вознесенском,
Трегуляеве. Часть казенных кирпичных сараев церковное ведомство взяло в аренду.
Из текста архивного источника, приведенного выше, можно сделать вывод о размерах кирпичного завода. Если в нем можно было корову спрятать, то, значит, его территория была немалой. В действительности только при Державине, как свидетельствуют документы, было возведено 20 восьмидесятиметровых сараев для сушки кирпича и три печи для обжига.
О концепции города: Тамбов державинский