Вчера состоялись
I Вениаминовские чтения "Духовное наследие
митрополита Вениамина (Федченкова)". Организатором конференции была недавно образованная Уваровская и Кирсановская епархия в лице епископа Игнатия. Саму идею подал
livekraeved, который, работая над диссертацией по близкой теме, знакомится в архивах с множеством интересных документов. В чтениях принял участие и другой мой друг по ЖЖ -
takelot78.
Для проведения чтений был выбран самый удаленный от областного центра населенный пункт - районный поселок Умёт, жители которого последнее время были незаслуженно обделены каким-либо вниманием. Однако именно в этом районе Тамбовской области расположены знаковые места, связанные с фамилиями
Боратынских, Чичериных, Кривцовых, Федченковых.
Чтобы добраться до Умёта к 9 часам нам пришлось выехать из Тамбова в 7 утра (за нами, за шестью участниками, прислали микроавтобус).
Утро выдалось хмурое, пасмурное, но это обстоятельство нисколько не испортило общего приподнятого настроения, обусловленного возможностью совершить путешествие (пусть небольшое) и получить новые впечатления. Путь наш лежал через град Кирсанов.
Перед конференцией владыка Игнатий вместе со священниками своей епархии совершил молебен в Казанском храме. Мы приехали немного раньше, поэтому нам удалось погулять по Умёту, осмотреть окрестности и приобщиться к местным достопримечательностям.
Потом все участники и гости переместились в Дом культуры, расположенный в парке.
К нашему удивлению, слушателей набралось в зале весьма порядочно - священники, прихожане, учителя. Потом подтянулись и школьники.
Совсем не была готова, ни морально, ни физически, к тому, что придется сидеть в президиуме с главой администрации Умётского района, епископом и проректором Тамбовской духовной семинарии.
Я надеялась, что буду слушать выступления и обсуждать их с Сергеем Андреевым и Татьяной Анатольевной Кротовой (сотрудницей нашего областного архива), между которыми и заняла уютное местечко во втором ряду. Ан, нет, не получилось...
У Ростислава Просветова, на мой взгляд, был самый конкретный и обстоятельный доклад.
Я, как всегда, построила свое выступление на показе большого количества изображений. Оно было посвящено Боратынским и Федченковым. Ведь митрополит Вениамин (Федченков) родился в семье дворового служащего усадьбы Боратынских Ильиновка. В своих мемуарах "На рубеже двух эпох" он впоследствии рассказывал о своей малой родине, восхищаясь красотой мест, о людях, которые его окружали в детстве и юности, в том числе о Боратынских, Чичериных, поэте Алексее Жемчужникове.
Владыка Игнатий, недавно назначенный на эту кафедру, произвел на меня очень хорошее впечатление. Он оказался заинтересованным, сосредоточенным слушателем и во всех отношениях неформальным человеком.
Из Ильиновки на конференцию приезжала Галина Михайловна Желудкова - директор школы, заядлый краевед и большой энтузиаст своего дела, с которой мы знакомы очень давно.
После конференции был концерт, в котором главное участие приняли дети.
А потом все участники чтений побывали на месте бывшей усадьбы Боратынских Мара (ныне село Софьинка). К сожалению, некрополь и парк не посетили, а ограничились осмотром музея Евгения Боратынского в школе. Я, конечно, расстроилась, поскольку надеялась погулять по этим любимым мною местам и запечатлеть все увиденное на фотографиях...
Мара, по-видимому, еще не знала такого большого наезда священников, как произошло на этот раз. Лишь осенью 1812 года, по архивным документам, сюда к Александре Федоровне Боратынской, матери поэта, приезжал епископ Иона, чтобы уговорить ее начать строить церковь.
Печально, что в результате реформ софьинская школа потеряла самостоятельность, став филиалом уметской, а вместе с тем утратила и имя поэта Евгения Боратынского... Всё это теперь выглядит как-то коряво...
Но школьный музей Боратынского жив. И Елена Жарикова, учитель русского языка и литературы, все также водит по нему экскурсии. Спасибо ей огромное и низкий поклон! В очередной раз с большим удовольствием слушала ее бодрый, вдохновенный, профессиональный рассказ. К сожалению, хорошей фотографии Елены у меня не получилось.
Жаль было уезжать, не пообщавшись, не погуляв по округе.
Провожать нас вышла Валентина Николаевна Носкова, директор этой замечательной школы, с который мы тоже знакомы очень-очень-очень давно. А на заднем плане на этой фотографии - Елена Жарикова.
Здание школы постепенно разваливается, ветшает.
Запустение становится всё более запустелым... Сергей Андреев правильно сказал, что Мара в очередной раз умирает...
Из Софьинки мы вернулись в Умёт, где в здании при Казанском храме был приготовлен обед, во время которого можно было пообщаться, обменяться мыслями и впечатлениями - сразу со всеми, сидящими за одним большим столом, во всеуслышание. Человек, которому давали слово, вставал и говорил то, что хотел сказать. Его внимательно слушали, принимая во внимание все сказанное, после чего звучало: "Многая лета!" Совсем не ожидала, что и мне будет предоставлена такая возможность. Поблагодарив за приглашение приехать на эту землю и в очередной раз прикоснуться душой к историческим местам, связанным с удивительно талантливыми людьми, я выразила сожаление, что нам на этот раз не удалось постоять у могил Боратынских, побродить по парку Мары и съездить в Ильиновку. Мне очень приятно, что в конце обеда в своей заключительной речи владыка Игнатий откликнулся на мой сердечный плачь и пообещал, что в следующий раз чтения будут запланированы на более благоприятное время года и тогда обязательно состоятся прогулки по перечисленным мною местам.
На этом день неожиданностей для меня не закончился. Когда мы сели в автобус, который должен был нас везти назад, в Тамбов, водитель вдруг спросил меня: "Домой или куда?" Опешив от неожиданности, я бессвязно залепетала: "Если вы не против... Если вы все-таки не торопитесь... Если возможно, то... поедемте, пожалуйста, в Ильиновку" И мы поехали! Но об этом расскажу в следующий раз.