В архивных документах XVIII века Студенцу, который в весеннее половодье сносил плотины и устраивал другие в Тамбове бедствия, дается определение - «свирепый». Сегодня, глядя на маленький ручеек, который мирно течет по городу, трудно представить, чтобы он был «свирепым»… Однако и в наше время, когда идут ливни, он становится полноводным, а иногда даже перекрывает дорогу пешеходам, следующим по низкому мосту, расположенному ниже каменного,
Державинского.
Сегодня вечером, когда заканчивался рабочий день, в Тамбове наконец-то случился сильный дождь (видно, не зря вчера по небу бродили
тучки). Где-то вдали погромыхивал гром. И вода в Студенце, ускоряясь в своем движении к реке Цне, подступила к самому краю мостика, по которому я обычно возвращаюсь домой.
А что же Державинский мост? Его каменный образ в этот пасмурный вечер создает ощущение устойчивости и незыблемости:)
Кстати, о том, что это сооружение было построено во времена наместничества Г.Р. Державина, писали во многих дореволюционных и советских источниках, только почему-то этого никто не замечал. Приведу краткую библиографию.
1. Самое раннее упоминание о мосте через Студенец находим у священника, краеведа Стефана Березнеговского в его статье «Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор», изданной в 1862 году в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Вспоминая церковные постройки в Тамбове времен епископа Питирима, он писал о судьбе архиерейского двора: «Из всех этих зданий в настоящее время уцелели одни только кладовые, построенные за соборной колокольней к Студенцу, и то, вероятно, только потому, что как в то, так и в настоящее время, они заняты казенною продажною солью. Все прочие здания во время постройки большого каменного моста чрез речку Студенец светским правительством, для сбережения казенного интереса, сломаны, а материалы их употреблены на основание моста».
Таким образом, в фундаменте моста лежат кирпичи XVII века от архиерейского двора, некогда возведенного святителем Питиримом Тамбовским!
С. Березнеговский называет мост «большим», а, значит, в 1860-е годы у него еще не были заложены арки, ведь только это отличало его от других двух каменных мостов, расположенных выше по течению Студенца.
2. В 1869 году в томе 5, публикующем «Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота», приводится письмо, в котором упоминается о повелении генерал-губернатора И.В. Гудовича строить в 1786 году каменный мост в Тамбове.
3. В 1876 году граф Евгений Андреевич Салиас в «Русском вестнике» (№ 9), в статье «Поэт Державин, правитель наместничества», пишет о каменном мосте через Студенец как о постройке державинского времени.
4. В 1883 году историк И.И. Дубасов вспоминает о мосте, когда в «Очерках из истории Тамбовского края», рассказывает о губернаторе Н.М. Гамалее: «…отделан заново Никольский мост, который прежде назывался Галкинским».
5. Все эти исследовательские труды перечеркнул историк П.Н. Черменский в своей книге «Прошлое Тамбовского края». По-своему прочитав слова Дубасова (мост «отделан заново»), он написал: «Заново отстроили Никольский мост через Студенец» (согласитесь, что «отстроить заново» совсем не то, что «отделать заново», т.е. отремонтировать). Книга Черменского вышла в Тамбове в 1961 году 10-тысячным тиражом. Все местные историки по ней приобщались к краеведению, поскольку остальные дореволюционные источники были почти недоступны, как и архивы. Здесь, в этом издании, видимо, следует искать исток тех ошибочных сведений, которые перекочевали в работы современных краеведов.
6. В новое время о построенном Державиным мосте через Студенец пишет в разных статьях и очерках Б.И. Илёшин, но его материалы вышли не в Тамбове, а где-то далеко - в Москве. В книге «Литературные тропинки отчего края» (М., 1986), рассказывая о державинском времени в Тамбове, Илёшин писал: «Появились кирпичные дома. При въезде на Большую Астраханскую улицу построили каменный мост, приступили к благоустройству дорог».
7. В 2006 году вышла в свет книга Ю.В. Мещерякова «Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности (1786-1788)», где впервые были опубликованы документы Государственного архива Тамбовской области. Среди них и те, в которых говорится об организации Державиным строительства моста при въезде в город с Московской дороги.
8. И лишь в 2011 году в своей книге «Соборная площадь города Тамбова» я повторила тему моста, опубликовав некоторые другие архивные материалы.
Таким образом, говорить сегодня о каком-то открытии, связанным с мостом, не приходится. В связи с этим советую тамбовским историкам, а особенно историкам-чиновникам, начать все-таки читать книги, чтобы не остаться в истории в неприглядном виде...