Как и обещала, начинаю рассказывать о своей
новой книге, тираж которой пришел в Тамбов 21 декабря. Издание, посвященное истории и культуре Саровской пустыни, является приложением к серии книг «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках».
Из предисловия
2 (15) сентября 1793 года в Архиерейском доме города Тамбова епископ Феофил (Раев [Раевский]) рукоположил в сан иеромонаха насельника Саровской Успенской пустыни Серафима (Мошнина), впоследствии ставшего любимым в народе святым, основоположником и попечителем Серафимо-Дивеевского Троицкого женского монастыря. Саровская обитель тогда располагалась в самой отдаленной, северной, части Тамбовской губернии - в Темниковском уезде (ныне город Саров Нижегородской области).
С 1758 года Темниковский уезд с духовным правлением относился к Тамбовской епархии, в 1779-м - вошел в состав Тамбовского наместничества (с 1796-го - Тамбовской губернии). Темников имел славу старейшего населенного места края. В ходе административно-территориальных преобразований Саровская пустынь переходила из ведения одной епархии в другую. В 1758-1764 и 1788-1927 годах она подчинялась Тамбовской епископской кафедре.
Саровская обитель стояла в лесном урочище на мысовой горе, где в реку Сатис впадала Саровка, поэтому сначала называлась Сатисо-градо-Саровской. Неподалеку от нее проходила Темниковская Большая дорога, соединявшая Тамбов, Шацк, Темников, Арзамас, Ардатов, Нижний Новгород.
На протяжении своего существования многие насельники пустыни вели праведную жизнь. Однако лишь один из них удостоился быть причисленным Церковью к лику святых, преподобных - величайший подвижник христианского мира старец Серафим. Торжества в честь его прославления состоялись 19 июля (1 августа) 1903 года.
Преподобными (очень подобными) в православии называют лучших представителей монашества, кто благодаря внутреннему совершенствованию добился сходства с Христом и явил собой живую икону. Это был удел немногих, почувствовавших главную жизненную потребность в достижении такого идеала и нашедших в себе силы выдержать условия строжайшей аскезы - полного самоограничения, смирения, молитвенного сосредоточения, жертвенности.
Состояние святости в православном монашестве, в христианской культуре вообще, считается высшей целью существования человека. Отцы Церкви учили, что конец доблестной жизни - обожение, уподобление Божеству, соединение с Богом. В дореволюционной России каждый представитель общества если и не стремился к такому высочайшему идеалу, то знал о нем и принимал его, поэтому примеры жизни таких редких подвижников, как преподобный Серафим Саровский, находили живой отклик в душе народа, вызывали уважение, почитание и желание подражать. На подобные образцы ориентировалась русская культура, очень разная в своих проявлениях, имевшая примеры больших взлетов и падений, но всегда призывавшая людей к самосовершенствованию, к духовному преображению.
* * *
Сегодня вышло много изданий о жизни преподобного Серафима, о Саровской пустыни. В нашей книге рассказывается об основных событиях Сарова конца XVII - начала XX века, увиденных сквозь призму главных явлений культуры имперской России и истории Тамбовской епархии, в состав которой почти два века входил монастырь. Последняя тема пока оставалась в стороне от интересов исследователей и писателей, а архивные документы не были востребованы.
Надеемся, наша публикация поможет узнать больше о прошлом и, возможно, ответить на некоторые вопросы современности, связанные с традиционным самобытно-русским пониманием мира и человека, исторического пути и предназначения России в глобальном мире, где происходит конфликт цивилизационных ценностей.
Акцент в книге сделан на издание документальных источников - текстовых и изобразительных, многие из которых публикуются впервые. Среди них документы Саровской пустыни из фондов Центрального Государственного архива Республики Мордовии (ЦГАРМ) и Тамбовской духовной консистории - Государственного архива Тамбовской области (ГАТО).
В качестве иллюстраций использованы дореволюционные открытки с видами Сарова, Дивеева, Понетаевки из частных коллекций А. И. Гнатюка, Д. А. Гнатюка, К. Е. Зайцева, В. Н. Ганькина.
Выражаем благодарность за помощь в работе кандидату искусствоведения старшему научному сотруднику отдела древнерусской живописи Государственного исторического музея, старшему научному редактору Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Я. Э. Зелениной, старшему научному редактору Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» А. А. Назаровой, автору книг об истории и памятниках города Сарова А. М. Подурцу, руководству и сотрудникам Центрального государственного архива Республики Мордовия и Государственного архива Тамбовской области. Благодарим заведующего Моршанским историко-художественным музеем имени П. П. Иванова Т. С. Гуркову и заведующего Темниковским историко-краеведческим музеем имени Ф. Ф. Ушакова Г. Н. Позднякову и сотрудников этих учреждений за предоставление экспонатов и возможность их съемки для публикации, а также директора «Городского музея» Сарова С. М. Федорову за знакомство с музейными материалами и архитектурными памятниками Саровской пустыни. Выражаем признательность монахине Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Макарии (Огудиной) за экскурсии по монастырскому комплексу, музею монастыря, дому-музею блаженной Паши Саровской, что помогло в систематизации изобразительного материала и в написании книги.