Еще раз об усадьбе Ракше: статья в журнале "Мир музея"

Sep 02, 2012 20:59


«…И человечество -

то прах, то бесконечность -

Свой хрупкий зигурат бесцельно

зиждет в вечность».

В. Комаровский «Ракша» (1913).

Запишу здесь еще одну публикацию Настасьи, посвященную усадьбе Ракше, - в журнале «Мир музея» (2006, № 9). В основе своей она повторяет предыдущую (в журнале-газете «История»:  http://marina-klimkova.livejournal.com/10778.html), но в ней есть и новое видение темы с «обыгрыванием» самого слово «ракша», с использованием стихотворения Василия Комаровского и множества цветных иллюстраций.

Кстати, о фотографиях к статье. На нескольких из них представлены книги из усадьбы В.Г.Безобразова из фондов Тамбовского областного литературно-художественного музея, в котором я тогда работала, и судьба которого была печальной. Музей создавался группой энтузиастов, как говорится, с нуля, на пустом месте, и просуществовал всего около пяти лет. В 2006 году, с приходом в управление культуры Тамбовской области нового начальника, началась крупномасштабная «реорганизация» учреждений, продолжающаяся до сих пор. Сначала соединили драматический и кукольный театры, потом была упразднена юношеская библиотека, а затем, в 2007 году, наш музей присоединили  к областному краеведческому, а  попросту упразднили. Просто забрали помещение и фонды, насчитывавшие несколько тысяч экспонатов, которые нам безвозмездно дарили краеведы, и распустили работников. В краеведческом же музее даже не создали одноименного отдела, поэтому литературно-художественное направление в Тамбове было закрыто. А упраздение музея фактически "подписало приговор" дому М.А. Боратынского:http://www.rg.ru/2010/09/23/reg-roscentr/dom.html;  http://gazeta-pravda.ru/content/view/6033/59/

Дарители экспонатов писали письма и звонили в управление культуры, но их усилия оказались тщетными. Поскольку они являлись людьми преклонного возраста, то вскоре, один за другим, почти все ушли из жизни.  И вот что интересно - они были очень разными, а вернее имели разные политические взгляды, порой диаметрально противоположные. Так, например, Владимир Георгиевич Шпильчин (художник, коллекционер, боратыновед) в советский период являлся своего рода местным диссидентом, а Иван Игнатьевич Овсянников - коммунистом. Симона Густавовна Ландау склонялась к либерализму, а  Валентину Андреевну Кученкову, ныне здравствующую, скорее всего, можно отнести к консерваторам. Перед созданием музея и во время его строительства я много общалась с ними и с другими людьми их поколения. Несмотря на разные взгляды, они умели слушать друг друга и объединяться для общего дела. А сегодня никто друг друга уже не слушает и не слышит… А об общем деле и говорить не приходится!  Как «Лебедь, рак и щука»…

Впрочем, я хотела написать не об этом, а еще раз об усадьбе Ракше. О музее и людях напишу позже.

Анастасия Климкова: "В толковом словаре В. Даля дается определение слова "ракша": "птица сизоворонка". Оно необыкновенно созвучно образному восприятию усадьбы Ракши - одного из тысяч дворянских гнезд России..."



















Комаровский, Настасья, Стеллецкий, литературно-художественный музей, Ракша

Previous post Next post
Up