Здание электростанции в городе Тамбове

Apr 21, 2020 22:02


На конференции ВООПИиК в 2019 году представляла доклад, имевший название «Городские электростанция и гидроэлектростанция - памятники истории электрификации Тамбова». Он был посвящен общей истории строительства указанных зданий.

За год работы появились новые материалы. Они становятся особенно актуальными в этом году, когда отмечается 100-летие создания Государственной комиссии по электрификации, разработавшей Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), который был утвержден в 1921 году. Опубликую их здесь.



Здание электростанции в городе Тамбове. Фото около 1911 года



В 1908 году в Тамбове вернулись к идее строительства центральной электростанции. Начался поиск подрядчика. Выбор остановился на крупнейшей электротехнической фирме - Русском обществе «Всеобщая компания электричества» (Санкт-Петербург), дочернем предприятии германского концерна Allgemeine Elektrizittts-Gesellschaft (AEG), присутствовавшем на российском рынке с 1892 года. К тому времени основной капитал Общества приближался к 12 млн рублей.

При составлении проекта договора на устройство электрического освещения в Тамбове представители Всеобщей компании электричества тесно сотрудничали с Тамбовской городской думой. В процессе переговоров были разработаны и утверждены смета, технические чертежи с пояснительными записками, достигнута договоренность по вопросу о двигателях-дизелях. Компания ставила условие производить работы и гарантировать качество эксплуатации станции лишь в том случае, если дизели поставит Петербургский механический чугунно-литейный завод «Людвиг Нобель».



Чертеж фасада здания электростанции в городе Тамбове

В 2010 году подрядчик разработал для Тамбова два проекта электрификации на выбор. Первый предполагал строительство здания электростанции на участке городской водопроводной (водонасосной) станции, на высокой и более ровной части берега Цны, с фасадом, выходящим к кафедральному Спасо-Преображенскому собору. Второй вариант соответствовал возведению электрического завода на углу улиц Долевой (К. Маркса) и Дворянской (Интернациональной). К проектам прилагался расчет стоимости сооружений и эксплуатационных расходов. Сравнительный анализ показывал, что первый вариант был более предпочтительным. Его и выбрали для реализации.

Каменное здание городской электростанции построили так, что узким фасадом оно выходило на улицу, а главный продольный был обращен к проезду от города к Цне. Строение состояло из двух частей: большого, широкого одноэтажного машинного зала и двухэтажной жилой пристройки, где на первом этаже располагались кладовая, мастерская, на втором - квартира машиниста и комнаты сторожей.

В строительстве здания использовался новый по тому времени материал - цемент. При устройстве фундаментов было принято во внимание, что постройка будет подвержена сотрясению от действия дизелей, поэтому для того, чтобы его нивелировать, предусматривались следующие особенности: на дне котлована был рассыпан слой мелкого булыжного щебня, на него положен цементный раствор с щебнем. Самую верхнюю часть составляла сплошная кирпичная кладка из твердого кирпича-железняка и полужелезняка на цементном растворе. Кроме того, проектом определялось, что по периметру фундамента, во всю его глубину, будут вырыты рвы для засыпки чистым песком.

Фундамент под стенами машинного зала был спроектирован в форме трапеции (снизу шире, сверху уже). Он должен был состоять из кирпича-полужелезняка или бутового местного камня, сложенного правильными рядами с плотной расщебенкой и заливкой каждого слоя цементным раствором. Выше фундамента - цоколи (снизу у наружных продольных стен зала толще, у поперечных несколько уже), идущие в высоту почти до нижней части окон. Кладка стен производилась в три кирпича на цементном растворе. По длине зала стены были укреплены двойными связями из полосового железа, а через пролет - двумя поперечными двойными связями.

Стены двухэтажной пристройки электростанции были выполнены такой же толщины, что и одноэтажного машинного зала, из того же материала, сложены по той же технологии. По проекту пол нижнего этажа должен был быть бетонным, выложенным метлахской плитой. Ступени всех маршей лестницы - железобетонными.

Стены всего здания внутри были оштукатурены известью с примесью алебастра, снаружи оштукатурены лишь одни пилястры, наличники окон и дверей. Переплеты в окна машинного зала были вставлены железные, летние и зимние, с форточками. На внутренних выступах стенных пилястр для движения вагонетки положены железные двутавровые балки на чугунных подкладках.

18 декабря 1911 года городская электрическая станция начала свою работу - была пущена первая динамо-машина, выдерживавшая напряжение до 480 вольт. Это стало знаковым событием для Тамбова, коренным образом изменившим жизнь.

Здание городской электрической станции, с пристройками сделанными после пожара 1968 года, сохраняется до сих пор. В нем и сейчас размещается предприятие региональных электрических сетей города Тамбова. В 1993 году здание внесено в реестр памятников истории и культуры Тамбовской области (Постановление администрации Тамбовской области от 10.08.1993 № 280).



Здание бывшей электростанции в городе Тамбове. Ныне в нем размещается Акционерное общество «Объединенные региональные электрические сети Тамбова» (АО «ОРЭС-Тамбов»)

электричество, конференция, ВООПИиК, архитектура, история, улица С. Разина, Тамбов, НАСЛЕДИЕ ТАМБОВСКОГО КРАЯ

Previous post Next post
Up