Литкафе. Про план, который не курят, но пишут.

May 19, 2011 17:45

Посвящается Куперу

Сегодня я снова начала писать план. Не пугайтесь! Это не значит, что я в очередной раз решила переделывать мое творение. Просто так получилось, что в плане, ближе к концу, есть слишком резкий «рояльный» и «богоизмашинный» переход к собственно кульминации и развязке. На голову бедной ГГ вываливается ушат информации, а этого быть не должно.
И вот, в связи с этим, я решила поговорить о плане.
Первый вопрос, который стоит перед писателем - делать или не делать план? И если делать, то какой?
Мне кажется, что те, кто говорят, что пишут без плана, немного лукавят. Он у них есть, просто не на бумаге, а в голове. Общий - да, крайне схематичный - да, но есть.
Ваше дело, каким будет план, но я все-таки посоветовала бы его писать. Так, мне кажется, гораздо проще понять, что же вы собираетесь создать, а еще - увидеть недочеты.
Конечно, если план выглядит так: К ГГ приходят гномы, он отправляется с ними у путешествие, они возвращаются с кучей денег - тут сложно что- либо сказать. Поэтому лучше, чтобы план был более объемным, тогда можно заметить провисания сюжета и прочие гадости.

- На момент написания плана у меня уже есть готовые персонажи, завязка и концовка (хотя бы примерная), а еще - идея произведения.
- Я пишу план достаточно подробно, в конце он получается в алку-полторы. Но это - лично мое, мне так проще. Плана в пол алки или даже меньше вполне достаточно. Некоторые вполне успешно и достаточно подробно пишут планы-синопсисы, на пару страниц.
Почему же я пишу такой подробный план?
У меня все очень запутанно. Как я уже говорила, в книге есть что-то наподобие детективной линии, поэтому мне обязательно нужно было заранее знать, кто, кого и зачем.
Я уже писала про двухуровневый план. Так вот, для сложного повествования, где у каждого персонажа есть свои скрытые мотивы, по ходу действия герою ( и читателям) подбрасываются намеки и подсказочки - двухуровневый план почти необходимость. Он дает не запутаться во всех хитросплетениях, не оставить «ружье» в воздухе и не дать читателям догадаться до всего сразу.
- Далеко не всегда у меня получается так, чтобы герои послушно шли согласно всем пунктам. Часто случается так, что они перемешивают события, изменяют их - я им не мешаю. Главное, чтобы они прошли через основные точки, узнали основные вещи и сказали самые важные слова.
Некоторые мысли приходят уже во время писания и если они не противоречат главной идее, я их радостно включаю в повествование. По-моему, текст от этого только выигрывает, а автору по-прежнему интересно писать =)
- Опять же, совсем не всегда план получается идеальным с первого раза. Точнее, почти всегда - нет. И тогда в дело вступает ручка или карандаш, и план правится прямо «на месте».
Есть мнение, что план не должен правиться после того, как писатель приступает к рукописи. Мол, нужно создать идеальный план и писать строго по нему. Может быть, и так. Но у меня не выходит, да я и не стремлюсь к этому. Мне кажется, автор лучше представляет, что не так и что нужно поправить уже «внутри» текста.
Именно так у меня и вышло. Только подойдя почти вплотную к концовке, поняла, что она излишне поспешная, а еще очень многое не сказано.
Если вы помните, в прошлый раз это привело к тому, что я начала почти с нуля, переписала план и за ним текст. Почему же сейчас этого не происходит? А потому как раз, что все мои персонажи поступают согласно своим целям, и если в прошлый раз я поняла, что не могу дальше «пихать их», то сейчас это совершенно не нужно. Только подумать, так, если убрать ушат информации, сваливающийся на героиню ( и естественно поворачивающий все на 180 градусов), чтобы она ( и остальные персонажи) стали бы делать. И понимаю, что через пару глав она сама все узнает, кто-нибудь не выдержит ее натиска и расколется.

Другие посты из серии «Литкафе» можно почитать тут

писательские будни

Previous post Next post
Up