Оригинал взят у pavel_shipilin в Оленевод Айпин против «Лукойла» Компании «Лукойл - Западная Сибирь» не повезло - она пришла за нефтью на родовые угодья семьи хантов-оленеводов Айпиных. Которые сказали, что никаких дырок бурить в своей земле не разрешат. За пять миллионов рублей, так и быть, разрешат на болоте, а там, где растет ягель - ни за какие деньги.
Семен Айпин переезжал уже несколько раз. Больше ни за что не переедет.
Правда на стороне оленеводов. То есть, Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». [Spoiler (click to open)] Который был изменен и дополнен сначала в 2007, а потом и в 2008 годах. А еще есть «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», утвержденная распоряжением правительства 4 февраля 2009 г. N 132-р. Там все расписано, если кому интересно - полюбопытствуйте.
Например, в статье 15 (охрана окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования) сказано: «Охрана окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования обеспечивается органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов». Вот они ее и охраняют. Потому что нефтяники здесь деньги зарабатывают, а оленеводы - живут.
Битумную корку на нефтяных разливах 20-30-летней давности можно наблюдать и по сей день. В условиях вечной мерзлоты нефть разлагается очень медленно, а торф впитывает ее, как губка. Дичь исчезает из отравленных лесов, а в загрязненных реках все меньше рыбы.
Разумеется, стране нужна нефть - я и сам об этом часто пишу. Но страна - это и семья оленеводов Айпиных тоже. Так что авторитетному и очень богатому «Лукойлу» придется с этим считаться. Не знаю, как он выйдет из положения, но ящиком водки, как раньше, дело не обойдется. Айпины готовы добиваться правды на Всемирной конференции ООН по правам коренных народов, и я их понимаю.
Среди хантов фамилия Айпиных влиятельна, около ста человек в округе принадлежат к этому клану. Один из них - вице-спикер думы Ханты-Мансийского автономного округа Еремей Айпин. Он вступился за своих дальних родственников (а численность ханты всего-то 31 тыс. человек, так что родственников между ними много) и, возможно, на международный уровень дело не выйдет.
Впрочем, современные оленеводы - люди грамотные и наняли себе юриста. Надеюсь все же, авторитета Еремея Айпина будет достаточно, чтобы отвоевать свои права у «Лукойла» без судебных издержек.
А чтобы до конца прочувствовать, как будущее семьи Айпиных может отразиться на будущем России, приведу почти полностью текст мудрого чеченца Германа Садулаева - очень хороший и правильный. Ни убавить, ни прибавить.
Русские националисты - большие поэты. У них есть красивые поэтические образы: Россия для русских, Россия - русский дом и так далее. Отрицательным персонажем прекрасной русской поэтики выступает Кавказ, который хватит кормить. Такой дуализм получается: с одной стороны Россия, с другой Кавказ.
А ханты? Ханты тут где? Или, например, манси? А якуты и Якутия? Или вот еще - Карелия. Давайте пока оставим Кавказ, ну его, надоело. Отгородим колючей проволокой и заживем спокойно. А с Якутией как быть? Если Россия для русских, то для кого Якутия? Если Якутия - часть России, значит, Якутия тоже для русских? А для якутов что? Россия - русский дом. А где карельский дом? Или карел пусть остается без дома? Где дом для ханты и манси? Или всех отделить? И Якутию отделить? Так ведь некоторые якуты не против.
Некоторые ханты тоже не против. И уже открыто вспоминают о своем праве на самоопределение. Они считают, что земля, из которой мы качаем себе нефть, и все за счет этой нефти живем, это их, хантов, земля. Представляете? И нефть, получается, их, хантов. А не русских, например. И они сами хотят решать, качать или не качать. Деньги? Засуньте себе в задницу ваши деньги. Вы денег дадите три копейки, а изгадите землю на миллиард. И потом, ягель. Ягель ханты ни за какие деньги не смогут купить. А без ягеля олени умрут. А без оленей умрут ханты. Превратятся в бездомных «мигрантов», поедут к вам в город посуду мыть, а вы, русские, будете хантов обливать помоями и кричать, чтобы грязные ханты убирались вон из вашего чистого русского дома. А наш, хантов дом, будет стоять загаженный вашими нефтепромыслами, а олени все будут мертвые.
Зачем нам такое будущее?
Поэтому, дорогие русские нефтяники, скатертью дорога в большую Россию, в русский дом. Бурите свои скважины у себя под Москвой. Мы же не ведем свои оленьи стада к вам в Московскую область. Зачем нам Московская область? Там ягеля нет. А у нас в Югре есть и ягель, и нефть. И мы сами решим, что с этим делать. Будете вы кормить Кавказ, не будете кормить Кавказ - это ваше с Кавказом дело. Хотите кормите. Только не за наш счет. Мы, ханты, не хотим кормить ни Кавказ, ни вас. Давай, до свидания.
Какие наглецы эти ханты! Хотя, с другой стороны, их возражения против российской нефтедобычи вполне согласуются с логикой сепаратного национализма, которую продвигают и наши, «русские» (лучше называть их «узкие», они не русские, ибо русский широк, а они узки; узкие - вот их определение) националисты. Вот только с этой, с северо-восточной стороны, на проблему «своего дома» узкие националисты не смотрят. Смотрят только на юг, на Кавказ. Отделить, хватит кормить, и так далее.
Им кажется, что проблема национальных отношений у нас только в том, кто на московских и питерских рынках будет торговать овощами. Но Россия - это не только Питер, Москва и Кавказ. Чепуха все это - Питер, Москва, Кавказ. Перхоть. Настоящая мощь России там, за Уралом. Главные богатства русской земли на востоке, а не в Москве. Надо понимать это. Москва светит не своим светом, а отраженным. Москва отражает Сибирь, как луна отражает свет солнца, но темной ночью капитализма не видно источника света и богатства, видны только шулеры и торговые посредники.
Метр земли в Москве стоит несметных богатств потому, что Москва владеет Сибирью, Дальним Востоком, землями хантов, манси, якутов, ненцев и прочих. Не было бы Сибири, ничего бы не стоила Москва. Ни копейки не давали бы за московские земли. Никто бы в Москву не ехал полными поездами, чтобы за москвичами дерьмо убирать. А в Сибири тоже живут русские, но они немного другие. Или даже очень другие. Сибиряки. Вы поговорите с сибиряками о концепции «Россия для русских» в том смысле, что Сибирь - это только для русских, русский дом. Можете почувствовать некоторое напряжение: для каких конкретно русских Сибирь? Для тех, которые в Москве дизайнерами работают? Нет. Зачем им Сибирь? Они отморозят здесь свои нежные ягодицы. Сибирь - для сибиряков.
Или, если хотите, давайте посмотрим на юг. Увидим Кубань, Краснодарский край, места богатые, плодородные, с приятным климатом, имеющие выход к морю. Давайте скажем кубанцам, что Краснодарский край теперь будем называть русской краснодарской республикой, и будет она домом только для русских. Опять непонимание: для каких именно русских? Это для вас, для москвичей, что ли? Да ну. Лучше мы назовемся казачьей кубанской республикой. Потому что мы, конечно, русские. Но не москвичи, а кубанские казаки. И есть, знаете ли, разница.
Мы все больны москвоцентризмом. Мы не понимаем, какие процессы идут на огромных пространствах нашей страны, где живут разные немодные народы, такие, как ханты. Мы уперлись в стенку: Кавказ, иммигранты, гастарбайтеры из Азии. Ерунда все это, дорогие мои, ерунда. Узкие националисты не способны понять, что какой мерой они отмеряют другим, такой же мерой будет отмерено и им. И ответ придет не с шумного, но пустого Кавказа и не от бесправных азиатских рабов, а с Кубани или Сибири. Сюрприз! Принципы сепаратизма, которые провозглашают узкие националисты, могут распространиться на «незапланированные» территории и народы. И трудно будет по-человечески объяснить хантам почему, если Москва - для москвичей, родовая земля хантов - не для хантов, а тоже для москвичей. Трудно будет объяснить манси, хакасам, эвенкам и юкагирам, что русский делает на их земле. Раньше русский строил школы, больницы, учил и лечил, кормил, поил (не только спаивал), возил в университеты, помогал народному творчеству, спасал от любой беды и во всем вел себя как старший брат. И брал нефть, брал газ, алмазы, меха, лес, все брал, но для общего блага. Это было понятно. А теперь русскому надоело, русский ни о ком не заботится, русский не хочет быть старшим по общежитию, русский хочет жить в своем отдельном русском доме. Пожалуйста. Но почему тогда русский продолжает приходить и брать нефть, газ, алмазы, меха, лес и все что найдет?
Что им скажут узкие националисты? Можно, конечно, продолжать брать силой. Ведь ханты и манси слабы, малочисленны. Можно администрацией и армией задавить. Можно даже всех аборигенов уничтожить. Но тот, кто такое сотворит, будет уже не русский. Русский так не делал, это все помнят. Русский - значит справедливый.