Во имя ПЕТИПА

Feb 13, 2010 18:20

К столетию ухода Мариуса Ивановича буду потихоньку публиковать ряд работ о нём

Самое солидное, "академическое", издание следующее:

Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи
Издание Ленинградского государственного театрального музея
Тираж 40.000, 446 стр, с илл., "Искусство", 1971



Содержание

Ю. Слонимский. Предисловие ... 7

  • Мемуары. Дневники. Документы. Письма. Интервью
    Мемуары ... 23
    Дневники 1903-1905 годов ... 68
    Документы. Письма. Интервью ... 113 ...Контракт 1847 г...

  • Музыкально-сценические планы балетов
    П. И. Чайковского и А. К. Глазунова
    "Спящая красавица" ... 129
    "Щелкунчик" ... 137
    "Раймонда" ... 145

  • Балетмейстерские экспликации
    Комментарии Ф. В. Лопухова
    "Царь Кандавл" ... 155
    "Бандиты" ... 166
    "Баядерка" ... 169
    "Млада" ... 176
    "Спящая красавица" ... 190
    "Щелкунчик" ... 206
    "Лебединое озеро" ... 210

  • Воспоминания о М. Петипа
    Е. Вазем. Воспоминания балерины ... 227 ( ...English...)
    Е. Гельцер. Совет молодым ... 235
    Е. Гердт. Что вспомнилось ... 236
    С. Григорьев. Реплика ... 238
    Л. Егорова. На репетиции ... 239
    Н. Легат. Памяти великого мастера ... 241
    А. Молчанов. Листки из милого прошлого ... 244
    В. Петипа. Наша семья ... 245
    Н. Солянников. Глава русского балета ... 259
    А. Ширяев. Рядом с Петипа ... 266

  • Статьи
    Ф. Аштон. О Мариусе Петипа ... 275
    Д. Баланчин. Выше всех мастеров ... 277
    Ю. Григорович. Уроки балетмейстера ... 282
    П. Гусев. Заметки о хореографии "Спящей красавицы" ... 287
    Т. Карсавина. Романтика и волшебство танца ... 303
    С. Лифар. Всегда с нами ... 313
    Б. Нижинская. Петипа победил ... 315
    М. Рамбер. Смелая простота ... 319
    К. Сергеев. Живой Петипа ... 320
    Л. Якобсон. Тайна власти художника ... 325

  • Новые материалы к биографии М. Петипа
    Н. Рославлева. Семья Петипа в Европе ... 335
    Л. Мор. Петипа в Америке ... 347
    Примечания. Сост. А. Нехендзи ... 350
    Генеалогия ... 356

  • Приложения
    Постановки М. Петипа в России ... 377
    Библиография ... 389
    Указатель имён ... 420

    = = = = =
    Другие издания
    Ежегодник Императорских театров 1890-1891...(1)... Спящая красавица...
    Ф. В. Лопухов, "Хореографические откровенности", 1972 Тени...
    F. V. Lopukhov, "Choreographic Revelations", 2002 Shades...
    В. М. Гаевский, "Дом Петипа", 2000 глава 1...
    R. J. Wiley, "Tchaikovsky's Ballets", 1985 chapter 3 "St Petersburg"
    "A Century of Russian Ballet 1810-1910", 1990 E. Vazem
    "Oxford Int Encyclodepia of Dance", 1998 Marius Petipa
    C. W. Beaumont, "Complete Book of Ballets", 1937 Marius Petipa / Candaulus...

    Петипаведение ((c) 2010 Mad-about-Mariinsky) следует разделить на:
    а) хореографическую часть (Слонимский, Лопухов, другие);
    б) историческую (капитальных трудов нет);
    в) культуроведческую (здесь pele-mele);
    г) балетоманский бред (Бомонт и его российские последователи)

    Часть первая относится к академическим дисциплинам, научным, и русские балетные издания в полной мере отвечают задаче своими точностью, скрупулёзностью, тщательностью и добросовестностью изучения и освещения материала: это работы Слонимского, Лопухова и многих других выдающихся русских балетоведов. Неуклюжие попытки иностранных авторов внести свою лепту в изучение русской классики мне представляются стремлением занять пустую нишу, вместо того, чтобы добросовестно перевести написанное в России.

    Культуроведение и последний пункт - самые востребованные темы)))
    Здесь надо отделять агнцев от козлищ, ибо есть добросовестные работы Богданова-Березовского, Красовской, Константиновой и других серьёзных и достойных людей, и есть безобразные махинации от Гаевского до московского Мих. Александровича с их любимыми подружками Кузнецовой ( настрочила книжонку) и Яковлевой (тоже настрочила книжонку) - здесь всё субЪэктивно и ажиотажЪно, как и положено быть околобалетному делу в самой балетной стране мира. В любом случае, в этих двух позициях тропы не зарастут во век, радуя читателей и яркими озарениями, и пошлыми извращениями.

    Зато с историей слабо. Как я указал выше, капитальных трудов нет. По простой и очевидной причине: Мариус Иванович жил и творил в нескольких эпохах, социальных и культурных, а наследие его столь многогранно и необъятно, что создать единый полноценный труд задача неподъёмная. Как итог, удовлетворить интерес читателей к жизни великого балетмейстера можно лишь сборниками разрозненных работ, самым ярким из коих и есть вышеупомянутое издание 1971 года. И как в любых исторических работах, в биографических трудах о Петипа есть недочёты, упущения, разночтения, иногда и головотяпство с другими историографическими грехами, иногда помноженные на балетоманство.

    В публикуемом мною недоработанные, нераскрытые моменты буду выделять синим (= ошибка, недочёт, неаккуратность) и красным (= непрофессионализм, ложь).
    Разумеется, это относится к истории, которую мне хотелось бы прояснить в наших общих национальных интересах.

    (Comments)

    "... на совести отечественного балетоведения - грех отсутствия научной монографии о Петипа" (цит. Вестник АРБ №15, 2006, стр. 35)

    Советско-французский х/ф о М. И. Петипа "Третья молодость", 1965













    Производство СССР-Франция, 1965 год
    С участием артистов ГАТОиБ им. Кирова и учащихся ЛГХУ им. Вагановой
    Постановка танцев И. Бельского
    Дирижёр В. Федотов
  • Петипа

    Previous post Next post
    Up