Квартал несогласия в Барселоне - район Эшампле

Oct 23, 2016 20:03

Как обычно более близкое знакомство с новой страной и новыми городами наступает уже после возвращения домой. Что-то уже знакомо, что-то рассказал экскурсовод, что-то запомнил во время подготовки к поездки. Но вот когда начинаешь разбирать фотографии и пытаться сообразить где это и что это, то начинаешь искать уже более пристально, системно и направленно.








В прошлом году мы съездили в Испанию и три раза выбирались в Барселону. Первые две поездки были с организованной экскурсией, на редкость приятные экскурсоводы, побывали там, где самостоятельно вряд ли бы так быстро смогли попасть.
Третий раз мы решили поехать в Барселону самостоятельно, раз уже все равно было пасмурно, на море высокие волны, купаться не хотелось, а до Барселоны всего 40 минут на автобусе.
Из технических подробностей: автобусных вокзалов в Барселоне несколько, приехали мы на центральный вокзал ближе к площади Каталонии, а уезжали от вокзала, который рядом с парком Цитадели - Северный вокзал - Calle de Alí Bei, 80, 08013 Barcelona.


В первую поездку в Барселону наш автобус проехал по проспекту Грасиа мимо всех самых известных домов Гауди, но не останавливался - остановки экскурсионных автобусов запрещены. Поэтому в этот раз целью поездки было посмотреть поближе все дома, которые сумеем найти и, если получится, попасть внутрь.

От площади Каталонии мы шли вверх по Проспекту Грасиа - Passeig de Gracia в сторону дома Бальо. Проспект Грасиа находится в  районе Эшампле, наверное, самом известном районе в Барселоне. Район Эшампль возник не спонтанно, а чётко по плану. Когда в середине XIX века население перестало помещаться внутри старого города, городские власти решили разом снести старые деревенские поселения, объединить пустые территории между ними и застроить это всё. В названии район до сих пор сохраняет историю своего появления - Eixample переводится с каталонского как «расширение».

На застройку нового района был объявлен конкурс, и выиграл проект Ильдефонсо Серда-и-Суньеры. Это сейчас проект называют простым и гениальным, а тогда проект критиковали практически все. Можно сказать, что этот план воплощал в себе все основные принципы современного градостроительства - впервые в Барселоне была применена прямолинейная планировка, большие площади, зелёные насаждения во внутренних дворах и вдоль проспектов, для каждого вида транспорта свой маршрут, высота домов должна была быть не более 20 м (чтобы не давить на людей).
Улицы перекрещиваются под прямым углом и образуют прямоугольные (часто даже квадратные) кварталы с характерными скошенными углами. Скошенные углы позволяют беспрепятственно перемещаться транспорту и обеспечивает хорошую освещённость и вентиляцию. Благодаря октагональной форме кварталов, достигается улучшенный обзор на перекрёстках, а в настоящее время дополнительная свободная площадь на углу каждого квартала используется для кратковременной парковки автомобилей.



Фонари со скамьями, созданными по эскизам Пера Фалькеса (Pere Falqués, 1906 г.), В сиденья скамеек зимой закладывали горящий уголь и можно было погреться на таких "жаровнях".









Квартал несогласия в Барселоне



На нечётной стороне расположен «Квартал несогласия» в Барселоне (Block of Discord, или «Яблоко раздора» - Manzana de la discordia), названный так из-за стилистической неоднородности образующих его зданий.

Так как мы шли со стороны площади Каталонии, то первым мы увидели дом Лео Морера (Casa Lleó Morera), Passeig de Gracia, 35. Дом был построен в 1864 году, а в 1902 по заказу владельца Антонио Морера-и-Бусо подвергся реконструкции по проекту знаменитого архитектора-модерниста того времени Луиса Доменека-и-Монтарера (Lluís Domènech i Montaner).












Заказчик не дожил до окончания строительства, работу в 1906 году принимал его сын Альберт Лео-и-Морера. В целях увековечивания имени владельца дома Доменек-и-Монтанер вплёл в орнамент, оформляющий здание, многочисленные изображения львов (Lleo) и тутовых деревьев (Morera):



При работе над отделкой дома Доменек-и-Монтарер сотрудничал с художником по керамике Антони Сера-и-Фитер, известным скульптором Эусеби Арнау, мастерами по мозаике Льюисом Бру и Марио Мараглиано, а также мастером декора и мебели Гаспаром Хомаром.

Фасад украшен колоннами, скульптурами, барельефами и лепниной, изображающими различные мотивы. Композиционным центром фасада является угловая застеклённая ротонда и акцентирующая её формы изящная башенка на углу дома:



Колонны первого этажа  выполненны из розоватого мрамора. Это была идея бывшего владельца, чтобы подчеркнуть богатство собственного особняка:



Эусеби Арнау, отвечавший за скульптурное украшение здания, отразил технический прогресс (как его понимали в то время). По краям балконов третьего этажа он посадил девушек, держащих в руках всевозможную технику (фотоаппарат, граммофон, телефон и электрическую лампочку).

К сожалению, увидеть роскошные интерьеры дома нельзя - дом находится в частном владении. А тогда мы еще не научились проникать туда, где висят таблички - не беспокоить :)

Рядом расположены для малоизвестных здания квартала Несогласия. Одно из них - Casa Mulleras архитектора Энрике Санье (Enric Sagnier) на Passeig de Gràcia, 37.

Старый дом Ramon Comas, построенный Полом Марторелле (Pau Martorell) в 1868 году, был приобретен Ramon Mulleras и полностью отреставрирован архитектором Энрике Санье (Enric Sagnier) в 1906 году. Декоративная умеренность и классицизм его оформления резко контрастируют с полными модернизма соседними зданиями. Наиболее характерная особенность фасада - горизонтальные полосы (центральная галерея, которой служит балкон наверху и горизонтальная фриза под ней). Фасад украшен цветочным орнаментом.

Следом идет Casa Bonet,на Passeig de Gràcia, 39, украшенный архитектором Marcel·lí Coquillat i Llofriu. Известный первоначально как Casa Torruella, дом был построен в 1887 году архитектором James Brossa. В 1915 Delfina Bonet заказал переделку фасада, работы провел Marcellin Coquillat. Окруженный лучшими зданиями модернистской Барселоны, в очень консервативной эстетике классицизма, этот дом остался практически незамеченным. Наиболее характерной особенностью является двухуровневый фасад в стиле барокко и декоративные детали, которые украшают перемычки наверху, а также итальянские окна первого и второго этажей и центрального элемента.

Следом идет один из самых знаменитых домов - дом Амалье (casa Amatller), Passeig de Gràcia, 41. Дом, построенный в 1875 году, в 1898 году был куплен кондитером Антонио Амалье и его реконструкция была поручена архитектору Пуиг-и-Кадафалку (Josep Puig i Cadafalch). В ходе работы, в которой участвовала целая группа художников и мастеров прикладного искусства, была выполнена перепланировка и художественное оформление дома.



Владелец дома слыл не только состоятельным и удачливым бизнесменом, но и страстным путешественником. В списке стран, которые посетил кондитер, значились многие европейские государства, а также страны Магриба.






Правильно уловив характер хозяина дома, архитектор перекроил дом под стать владельцу. Ступенчатый фронтон крыши выполненный на манер северных стран, кованные узорчатые перила балконов напоминают об искусстве далекого Востока, большое количество лепнины, двухцветный граффито, разноцветная мозаика, резьба на эркере, барельефы, элементы из железа, дерева и стекла, резьба на эркере - дань готике и модернизму.






В помещениях верхнего этажа располагается Институт испанского искусства Аматлье (Institut Amatller d’Art Hispanic) с большой библиотекой - учреждение, которое в основном занимается исследованиями в области испанского искусства. Вестибюль открыт для посещения.

В 1976 году королевским указом дом Амалье был объявлен памятником национального значения.

Последний в этом ряду - Дом Батльо (Casa Batllo), Passeig de Grasia, 43. Это один из самых изысканных и экстравагантных проектов Антонио Гауди, один из архитектурных символов Барселоны.









У семьи текстильных фабрикантов Бальо на Пасео де Грасиа был дом, они хотели его отреставрировать и обратились к услугам каталонского архитектора. Первоначально у владельца дома, Жузепа Батльо-Казановаса, был план вообще снести здание, построенное в 1875 г., и на этом месте возвести новое. Гауди отклонил эту идею и спроектировал новое здание на основе уже имеющегося, внеся в него значительные изменения.

Порожденный в условиях полной творческой свободы, без какой-либо оглядки на уже существующие образцы, дом получился совершенно фантастический, неправильных геометрических форм, богатейшей расцветки т с множеством необычных декоративных элементов. Его фасад из песчаника, добываемого в Монтжуике, облицованный цветной керамикой, - один из самых эффектных и ярких проектов Гауди. Здесь преобладают изогнутые линии, волнистые рельефы и формы. Отсутствие прямых линий придает зданию отчетливый трехмерный облик.

Существует множество толкований формы и декора этого фасада, в том числе говорится о сходстве с гигантским драконом, пронзенным копьем святого Георгия: в верхней части вздымается башня с пятиконечным крестом, сама крыша выложена цветной черепицей (башня символизирует копье, а крыша - хребет дракона). Разноцветная керамика, которой облицован весь фасад, напоминает чешую дракона:



а окна, эркеры и балконы - черепа и кости сожранных им жертв. За столь необычный вид Дом Бальо был прозван в народе Домом костей.



Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства. Кованные элементы созданы кузнецами братьями Бадия, витражи - стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы - П.Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена на острове Мальорка.

Здание находится в частной собственности, но для посещения публики отведено определенное время, и можно увидеть некоторые залы. Перед домом стоит огромная очередь желающих посетить этот необыкновенный дом, но мы были сильно ограничены во времени, поэтому, к сожалению, внутрь не попали.

В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, в 2005 году включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Испания, Барселона, Гауди, фото

Previous post Next post
Up