Об архаичности русского менталитета

Mar 17, 2015 17:22

Вот тут людина (феминитив "человека" мне пока корябает слух, так пусть будет украинское слово, которое допускает женский род) меня спросила, в чём архаичность менталитета русских ( Read more... )

размышлизмы, Россия, русские, мифы

Leave a comment

Comments 124

11th_maximum March 17 2015, 14:01:07 UTC
Спасибо.
Численно у нас крестьян мало - так откуда же сельский менталитет?
Нашу страну, так сказать, вывезли из деревни, а деревню из страны не вывезли, как в той поговорке. Сейчас в феминистках в комментах к вашему посту образованные женщины ругаются, как деревенские соседки через забор, считая дырки на чужом белье :(

Прежде ваши комментарии, где бы я их ни встречала, всегда вызывали у меня интерес и уважение к вам. После этого текста я с еще большим уважением и удовольствием подписываюсь на ваш блог :)

Reply

maria_gorynceva March 17 2015, 14:06:47 UTC
Спасибо.

Сам факт ругательств ещё не говорит об аграрно-мифологическом менталитете. НО: у А.М. Панченко есть работа, где он доказывает, что быть грубым для древнерусского обывателя XVI-начала XVII в. означало быть естественным, соприродным, таким, как Бог задумал, а вот всякая утончённость манер - это "еллинские борзости". Это при том, что, разумеется, в Древней Руси существовали свои нормы поведения, был свой этикет (как был и есть он у крестьян).

Правда, то, что он выявил - это не только и не столько крестьянское, сколько общее древнерусское для рассматриваемого им периода, характерное, наверное, скорей для городских жителей.

Reply

11th_maximum March 17 2015, 14:18:38 UTC
На мой взгляд, грубость и ругательства не являются самостоятельными элементом менталитета. Они выступают как привычные инструменты выражения неуважения к границам личности, о котором вы говорили. Конечно, не уважать их можно и с улыбочкой и в версальских выражениях)
Я ни в каком случае не предлагаю обсуждать то обсуждение здесь, просто ну никак не мог не прийти в голову этот пример.

Reply

maria_gorynceva March 17 2015, 14:21:54 UTC
Может быть.

Reply


volchik_lamyra March 17 2015, 14:15:38 UTC
>> Однако - и это во-вторых - близость оврага на жизненном горизонте приводит к тому, что старый человек с усиленной работой мифогенных механизмов осознаёт себя эдаким без пяти минут предком, который не просто имеет жизненный опыт, но приобщён к высшему знанию, а потому всё сказанное им (даже когда не просили говорить) имеет особую ценность.

И вот тут я где сидел, там и упал.

>> Земля - мать, люди - дети, мать, если она мать, не может прекратить кормить дитя, даже если ей придётся жертвовать собой.

Говорят аграрии, во весь путь занимавшиеся инфантицидом :(
Да и если мать, жертвуя собой, умрёт ради детей, это может продлить им жизнь весьма ненадолго...

Reply

maria_gorynceva March 17 2015, 14:20:12 UTC
Одно не противоречит другому. Божественная, нуминозная мать имеет набор функций, которые выглядят противоречиво, но на самом деле складываются в цельную картину сущности, обладающей властью над чужой жизнью. Она может быть безгранично милосердна, а может - совершенно безжалостна. Инфантицид ведь осуществлялся ради чего? Ради того чтобы а) либо выжили более старшие дети; б) либо, особенно в голодные годы, чтобы ресурс достался старшим представителям коллективного тела рода (см. пункт про ценность коллективного тела versus ценность индивидуума).

О смерти матери при кормлении детей речь для мифологизирующего сознания не идёт - на этом кончится её нуминозность.

Reply

skeily_ramires March 17 2015, 18:04:31 UTC
Да, и добавим, что смерть в такой парадигме не воспринимается, как нечто ужасное: умерший от голода (не кормили) крещёный младенец прямиком устремляется в рай, и хоть грех на матери есть, зла она не сделала.

Reply


gayatree March 17 2015, 14:22:46 UTC
Мария, какой прекрасный рассказ. Факты, образы, манера повествования - всё связано, всё гармонично. И очень точно доходит до слушателя.
По-моему, вы можете написать учебник, или речь политику, или адвокатское заключительное слово.

Reply

maria_gorynceva March 17 2015, 14:29:42 UTC
Спасибо.

Экспертные заключения писала, было дело.

Про учебник была мысль, но, во-первых, не пропустят, я ж не на должности теперь, во-вторых, за это не заплатят.

Reply


livejournal March 17 2015, 14:38:12 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


kavolekat March 17 2015, 14:54:27 UTC
Исключительно интересно, как и все ваши этнографические статьи. Насчет родов, как инициации... Видимо, с этим еще и связана общественная установка "скорей сходить замуж" - не побывавшая замужем и не родившая женщина полноценной не считается, будь у нее хоть три диплома о в/о, хоть свой прибыльный бизнес.
А сколько интересного можно выявить еще в отношении работы! И зависть к богатым, и нежелание/неумение хорошо зарабатывать (при том, что работать могут много и тяжело), и привычка к бедности и прибеднению на словах... Мне "12 писем из деревни" Энгельгарта понравилось читать - там много интересного о жизни и психологии крестьян 19в.
Ну и об отношении к властям тоже безумно интересно!

Reply

maria_gorynceva March 17 2015, 15:05:14 UTC
Спасибо.
Именно - про отношение к власти: только что у френдессы комментатор спрашивал: "И почему глава государства у нас не может заболеть?" А именно потому: болезнь Правителя = ослабление земли, с которой он состоит в священном браке.

Да, много зарабатывать - это гневить некие надмирные силы, как бы отсасывать себе больше ресурса, который должен быть равномерно размазан по коллективному телу.

Reply


Leave a comment

Up