Вот тут людина (феминитив "человека" мне пока корябает слух, так пусть будет украинское слово, которое допускает женский род) меня спросила, в чём архаичность менталитета русских
( Read more... )
Спасибо. Численно у нас крестьян мало - так откуда же сельский менталитет? Нашу страну, так сказать, вывезли из деревни, а деревню из страны не вывезли, как в той поговорке. Сейчас в феминистках в комментах к вашему посту образованные женщины ругаются, как деревенские соседки через забор, считая дырки на чужом белье :(
Прежде ваши комментарии, где бы я их ни встречала, всегда вызывали у меня интерес и уважение к вам. После этого текста я с еще большим уважением и удовольствием подписываюсь на ваш блог :)
Сам факт ругательств ещё не говорит об аграрно-мифологическом менталитете. НО: у А.М. Панченко есть работа, где он доказывает, что быть грубым для древнерусского обывателя XVI-начала XVII в. означало быть естественным, соприродным, таким, как Бог задумал, а вот всякая утончённость манер - это "еллинские борзости". Это при том, что, разумеется, в Древней Руси существовали свои нормы поведения, был свой этикет (как был и есть он у крестьян).
Правда, то, что он выявил - это не только и не столько крестьянское, сколько общее древнерусское для рассматриваемого им периода, характерное, наверное, скорей для городских жителей.
На мой взгляд, грубость и ругательства не являются самостоятельными элементом менталитета. Они выступают как привычные инструменты выражения неуважения к границам личности, о котором вы говорили. Конечно, не уважать их можно и с улыбочкой и в версальских выражениях) Я ни в каком случае не предлагаю обсуждать то обсуждение здесь, просто ну никак не мог не прийти в голову этот пример.
>> Однако - и это во-вторых - близость оврага на жизненном горизонте приводит к тому, что старый человек с усиленной работой мифогенных механизмов осознаёт себя эдаким без пяти минут предком, который не просто имеет жизненный опыт, но приобщён к высшему знанию, а потому всё сказанное им (даже когда не просили говорить) имеет особую ценность.
И вот тут я где сидел, там и упал.
>> Земля - мать, люди - дети, мать, если она мать, не может прекратить кормить дитя, даже если ей придётся жертвовать собой.
Говорят аграрии, во весь путь занимавшиеся инфантицидом :( Да и если мать, жертвуя собой, умрёт ради детей, это может продлить им жизнь весьма ненадолго...
Одно не противоречит другому. Божественная, нуминозная мать имеет набор функций, которые выглядят противоречиво, но на самом деле складываются в цельную картину сущности, обладающей властью над чужой жизнью. Она может быть безгранично милосердна, а может - совершенно безжалостна. Инфантицид ведь осуществлялся ради чего? Ради того чтобы а) либо выжили более старшие дети; б) либо, особенно в голодные годы, чтобы ресурс достался старшим представителям коллективного тела рода (см. пункт про ценность коллективного тела versus ценность индивидуума).
О смерти матери при кормлении детей речь для мифологизирующего сознания не идёт - на этом кончится её нуминозность.
Да, и добавим, что смерть в такой парадигме не воспринимается, как нечто ужасное: умерший от голода (не кормили) крещёный младенец прямиком устремляется в рай, и хоть грех на матери есть, зла она не сделала.
Мария, какой прекрасный рассказ. Факты, образы, манера повествования - всё связано, всё гармонично. И очень точно доходит до слушателя. По-моему, вы можете написать учебник, или речь политику, или адвокатское заключительное слово.
Исключительно интересно, как и все ваши этнографические статьи. Насчет родов, как инициации... Видимо, с этим еще и связана общественная установка "скорей сходить замуж" - не побывавшая замужем и не родившая женщина полноценной не считается, будь у нее хоть три диплома о в/о, хоть свой прибыльный бизнес. А сколько интересного можно выявить еще в отношении работы! И зависть к богатым, и нежелание/неумение хорошо зарабатывать (при том, что работать могут много и тяжело), и привычка к бедности и прибеднению на словах... Мне "12 писем из деревни" Энгельгарта понравилось читать - там много интересного о жизни и психологии крестьян 19в. Ну и об отношении к властям тоже безумно интересно!
Спасибо. Именно - про отношение к власти: только что у френдессы комментатор спрашивал: "И почему глава государства у нас не может заболеть?" А именно потому: болезнь Правителя = ослабление земли, с которой он состоит в священном браке.
Да, много зарабатывать - это гневить некие надмирные силы, как бы отсасывать себе больше ресурса, который должен быть равномерно размазан по коллективному телу.
Comments 124
Численно у нас крестьян мало - так откуда же сельский менталитет?
Нашу страну, так сказать, вывезли из деревни, а деревню из страны не вывезли, как в той поговорке. Сейчас в феминистках в комментах к вашему посту образованные женщины ругаются, как деревенские соседки через забор, считая дырки на чужом белье :(
Прежде ваши комментарии, где бы я их ни встречала, всегда вызывали у меня интерес и уважение к вам. После этого текста я с еще большим уважением и удовольствием подписываюсь на ваш блог :)
Reply
Сам факт ругательств ещё не говорит об аграрно-мифологическом менталитете. НО: у А.М. Панченко есть работа, где он доказывает, что быть грубым для древнерусского обывателя XVI-начала XVII в. означало быть естественным, соприродным, таким, как Бог задумал, а вот всякая утончённость манер - это "еллинские борзости". Это при том, что, разумеется, в Древней Руси существовали свои нормы поведения, был свой этикет (как был и есть он у крестьян).
Правда, то, что он выявил - это не только и не столько крестьянское, сколько общее древнерусское для рассматриваемого им периода, характерное, наверное, скорей для городских жителей.
Reply
Я ни в каком случае не предлагаю обсуждать то обсуждение здесь, просто ну никак не мог не прийти в голову этот пример.
Reply
Reply
И вот тут я где сидел, там и упал.
>> Земля - мать, люди - дети, мать, если она мать, не может прекратить кормить дитя, даже если ей придётся жертвовать собой.
Говорят аграрии, во весь путь занимавшиеся инфантицидом :(
Да и если мать, жертвуя собой, умрёт ради детей, это может продлить им жизнь весьма ненадолго...
Reply
О смерти матери при кормлении детей речь для мифологизирующего сознания не идёт - на этом кончится её нуминозность.
Reply
Reply
По-моему, вы можете написать учебник, или речь политику, или адвокатское заключительное слово.
Reply
Экспертные заключения писала, было дело.
Про учебник была мысль, но, во-первых, не пропустят, я ж не на должности теперь, во-вторых, за это не заплатят.
Reply
Reply
А сколько интересного можно выявить еще в отношении работы! И зависть к богатым, и нежелание/неумение хорошо зарабатывать (при том, что работать могут много и тяжело), и привычка к бедности и прибеднению на словах... Мне "12 писем из деревни" Энгельгарта понравилось читать - там много интересного о жизни и психологии крестьян 19в.
Ну и об отношении к властям тоже безумно интересно!
Reply
Именно - про отношение к власти: только что у френдессы комментатор спрашивал: "И почему глава государства у нас не может заболеть?" А именно потому: болезнь Правителя = ослабление земли, с которой он состоит в священном браке.
Да, много зарабатывать - это гневить некие надмирные силы, как бы отсасывать себе больше ресурса, который должен быть равномерно размазан по коллективному телу.
Reply
Leave a comment