В ходе написания статьи просматривала очередной диалог на очередном форуме
о расстановках по Хеллингеру. Радует, что отзывы не поголовно восторженные, и люди видят опасности, подстерегающие участников действа:
Плин, приходилось работать с такими "жертвами горе-тренеров", у которых потом то нервные срывы, то гипертонические кризы (при нормальном здоровье!), то "черная меланхолия" или прочие соматизации. А это чудо что - прочитало пару книжуль или побывало на презентации у "мэтра", а чаще у "тех, кто сидели рядом с двоюродным плетнем мэтровского забора", приехало на гастроли, набрало полный зал, бабок срубило и досвидос.
знакома с методом около 8 лет
мне реально помогает.
Но если быть справедливым - то работа (расстановки) самого Хеллингера - это уже что то между психологией и оккультными ритуалами племени тумба-юмба))))
одним словом - не для всех.
Ходила на расстановки несколько раз. Помогает понять некоторые причинно-следственные связи. Выходишь, конечно, под впечатлением и действительно меняется представление о том, как все устроено в роду. Но мне ИМХО метод не подошел, потому что изменения произошли, но хватило недели на две, дальше все встало на свои места. Т.е. в кач-ве понимания причинно-следственной связи сходить стоит, но как "лечение" и изменение ситуации мне лично метод не подошел. Предпочитаю индивидуальную работу с психотерапевтом (так медленнее, но устойчивее) Хеллингер - это как обух по голове, а недельки через две жизнь плавно возвращается в свое русло... Но это мои личные впечатления...
Насчёт обуха по голове - и у меня сходные впечатление; думаю, что нередко эффективность расстановок оценивается участники по тому эффекту эмоциональной встряски, которую они получают в процессе действа. Но я, собственно, не об этом.
Первая мысль - о причинах страстного стремления вкопаться "в род". В архаике человеку было "хо-ро-шо", согласно орденоносице Глинской, именно потому, что индивидуальные жизненные выборы каждого отдельного человека были крайне невелики. Если ты, например, родилась в VI веке до Рождества Христова от свободных родителей на Лесбосе, предков которых, тем не менее, на этой земле "не стояло", то прямой тебе путь, девонька, к тёте Сапфо в её храм, где будешь служить Афродите (или, по уточнённым данным, Артемиде) и где старшие девочки научат младших всему-всему, а сама тётя Сапфо доведёт шлифовку до блеска и напишет тебе прочувствованные стихи, что не помешает ей, впрочем, когда придёт пора, сдать тебя какому-нибудь малоазиатскому тирану за пару дорогих сандаликов (реальный случай, восстановленный по документам Т.Г. Мякиным в его монографии о Сапфо). Можно, конечно, не послушаться тётю Сапфо и в порту, возле самых сходней, плюнуть ей в её лицемерно заплаканную рожу, и убежать... Куда? Да некуда - особенно если родителей уже нет в живых или они бедны. Придётся податься к матросам и портовым грузчикам и жить, радуя их премудростями, коим научила тётя Сапфо и старшие однокашницы. Ну, можно ещё в рабыни себя продать. Тогда попадёшь в лапы не столько хозяину, сколько хозяйке. Нет уж, лучше к тирану. Прощай, тётя Сапфо, я пришлю тебе ещё одну пару сандаликов с первого заработка. Прекрасный выбор, не правда ли? Главное - предельно суженный, так что рефлексии минимум. И с самоидентификацией всё просто. Сначала - не-гражданка Митилены. Потом - ученица и жрица в храме. Потом - гетера высокого класса. Потом - наложница тирана. Если повезёт, могу стать женой почтенного и знатного мужчины и матерью его законных детей. Вот и весь спектр социальных ролей. Что значит - не нравится? Все так живут, тебе ещё повезло. А свои индивидуальные предпочтения, девонька, спрячь-ка знаешь куда? В твоём положении не ломаются, а на тётю Сапфо ты должна по гроб жизни всем мыслимым богам молиться - за то, что пристроила тебя в хорошие руки.
В наши дни для огромного числа людей диапазон важных жизненных выборов и разнообразие стратегий расширились несказанно. Да, разумеется ограничения есть - как индивидуальные, так социокультурные, но жёсткая детерминированность жизненного пути как неизбежность для многих перестала существовать. Но вместе со свободой, с возможностями реализации индивидуальных предпочтений пришло и ощущение потери твёрдой почвы под ногами. "Раньше" родители могли женить - и не надо было самому отягощаться хлопотами в поисках невесты (это была прямая обязанность старших), и не надо было принимать решение о свадьбе и о том, где жить. Ну и что, что с жена могла оказаться сварливой змеёй? Не повезло, бывает. Все так живут - а станет совсем невтерпёж, можно же и вожжами поучить. Ты сам ни в чём не виноват - это выбор родителей. Теперь же приходится искать себе спутницу или спутника жизни самостоятельно. И последствия твоего выбора будут только твои. И работу выбирать приходится самостоятельно. И технический прогресс ставит перед тобой такие задачи, которые родителям могут оказаться не по зубам, и ты можешь оказаться тем яйцом, которое будет учить курицу (классический пример - внуки, обучающие бабушек и дедушек компьютерной грамотности). И вообще жизнь в меняющемся мире как никогда подобна морю, что играет волнами. Младший ты или старший? На работе ты в свои двадцать пять можешь быть уже начальником, старшим, а дома для дедушки - самый младший. Работа может увести тебя в чужую страну - и кто ты там? Иностранец, всегда хоть немного да "чужой" - или "свой" как член рабочей команды? Как быть со своей этнической или гендерной самоидентификацией? Где чёткие критерии принадлежности? Их нет, а потому приходится постоянно думать, чтобы совершить выбор. А это нелегко. И выбор может оказаться неверным.
Но есть нечто, не подлежащее сомнению. Это твои гены, переданные тебе твоими предками. Кровь - вот самый чёткий критерий принадлежности. Род - это то, к чему ты неопровержимо принадлежишь, даже если умерли все твои родные. Припасть к корням - значит получить опять твёрдую почву под ногами. Это, видимо, очень хорошо понял или почувствовал Хеллингер и сумел этим воспользоваться.
Мне скажут: что же плохого в знании своих истоков? Отвечу: в знании - ничего. Но вы уверены, что та информация, которую получает протагонист на расстановках, есть действительно знание о предках, а не фантазии заместителей, спроецированные ими на основании вводных на замещаемые фигуры? Иными словами, не сочиняют ли они что-то своё, глубоко личное, о предках и иных родственниках протагониста? Тогда это знание о них, заместителях, но отнюдь не о корнях и кроне того, кто делал запрос. Лично я, как человек грубый и не возвышенный, считаю, что полезней предпринять самому или заказать генеалогическое исследование и записать мемуары старших родственников. Это единственная реальная информация об ушедших - хотя и с разной степенью достоверности. Обычный интеллектуальный анализ такой информации прекрасно помогает без всякого эмоционального надрыва увидеть, где в тебе проявляются лучшие родовые черты, а где ты топчешься по любимым семейным граблям и какова может быть причина такого упорства в нескольких поколениях.
А вот погружение в фантомный мир "своего" рода, слепленный из пены фантазий заместителей и ведущего, может быть откровенно вредным. Почему? Потому что аффект, характерный для расстановок, делает родовое прошлое человека эмоционально окрашенным и по этой причине иногда более притягательным, чем трудное настоящее. Иначе говоря, становится интересней копаться в сундуке с прошлым своего рода, пытаясь установить некие мистические причинно-следственные связи между родом и своей текущей ситуацией, чем делать повседневную, порою скучноватую, рутинную работу по разгребанию завалов во внутренней и внешней жизни в собственном настоящем.
Каждый из нас живёт в настоящем. Собственно, как показал Н. Лесков, именно текущий момент, проживание его между прошлым и будущим и есть "час воли Божьей", самое главное время. Да, знание своих корней может дать мощный приток силы. Да, какое-то количество ситуаций в моей жизни определили как гены предков, так и их поступки, их жизненные выборы. Но значит ли это, что МОИ личные выборы - здесь и теперь - ими детерминированы? Конечно, нет. За это взрослый человек в каждый момент своей жизни отвечает только сам. Даже если сознательно или неосознанно берёт пример с предков.
Как говорил нам на группе по похуданию психиатр Алексей Юрьевич Музыра, "с большой долей вероятности могу предположить, что у моего прадеда были вши. Но с какой стати они должны быть и у меня?"
Ни с какой. Поэтому не вижу особого смысла сотрясать праздным любопытством родовое древо. Дайте мёртвым покоиться и не тащите их вшей в свою жизнь сегодня. Пусть тоже почиют с миром.
This entry was originally posted at
http://maria-gorynceva.dreamwidth.org/31469.html. Please comment there using OpenID.