записки московского врача-дагестанца

Nov 16, 2011 22:26



Только что получила письмо от Магомеда Абдулхабирова, врача одной из московских больниц. Его знают не только как замечательного врача, публициста, одного из основателей движения "Дагестан без сирот", но и человека с поистине великим сердцем. Это вы поймете сами. В письме было вложение- его записки из дневника за последние дни. 
   ВЫКИНУЛИ СИРОТУ    
                                                1.Число надежды
         Пятница. Многие ожидали многого  от  11.11.11.  Во многих странах многие назначили  свадьбы в этот  день редкостного сочетания цифр, полагая , что эта  уникальность  единиц  непременно  принесет счастье.  Не верю я в такие  знамения,  но шел на работу  еще в темноте, а в душе была надежда на что-то не обычное,  хотя ничего обычного не могло быть в обыденной работе травматологического отделения городской больницы.  Пострадавшие при автоавариях, бомжи, драчуны, выпившие или пожилые с переломами шейки бедра. Их еще называют прощальными переломами жизни.
    Мне нравится пятница, когда я могу не пользоваться городским, переполненным общественным транспортом, а идти пешком  до больницы в течение часа ходьбы. Это  час уединенного размышления и приятной  ходьбы, которой лишены автолюбители. У меня машины нет и хлопот с гаражом тоже нет.  По пути я наслаждался ландшафтным искусством вблизи Ярославского шоссе и Палехской улицы. При  новом  мэре - С.С. Собянине впервые стали обращать внимание   к заброшенным  ранее окраинам  Москвы. Значит,  жители окраин столицы тоже люди заслуживающего внимания власти! Еще бы и метро сюда, и тогда мы- ярославцы,  лосиновцы и лосиноостровцы-   станем  представлять себя курортниками столицы.
   …Утренняя конференция врачей. Раньше это называлась «пятиминуткой», а ныне эта уже  утренняя врачебная с  разбором  дежурства врачей за прошлую  ночь, рассказ о  вчерашних  и предстоящих на сегодня операциях, и конференция   продолжается  порой  в течение часа. Все обыденно, хотя  врачи высокого класса за унизительную зарплату  в каждодневном режиме решают очень  сложные вопросы  лечения тяжелых больных.
      И вдруг председательствующий  зам. главврача  по хирургии , профессор А.Б.Молитвославов спрашивает дежурного реаниматолога  о состоянии больного     с открытым переломом голени, который находиться в реанимации.  Я не имел  никакого представления об этом пациенте.  Ничего тревожного не выявлено, Консультирован всеми специалистами, в том числе и психиатром, ибо он -пациент после кататравмы ( высотной ) травмы.
   Вернулись с конференции в отделении и заведующий отделением О.Б.Гришанин, прошедший через афганскую мясорубку,  говорит мне: «- Магомед Абдулхабирович! Много сегодня плановых операций. Не смогли бы Вы заняться больным, который находиться в  реанимационном отделении с открытым переломом  костей голени?». «-Без вопросов! Только скажи мне, когда идти в операционную». Дежурившего  ночью врача Павла Черенова спрашиваю об этом больном. «- У него  открытый перелом костей голени. Кость выступает в рану. Вчера я не стал его оперировать из-за тяжести его состояния. Он был в шоке и бредил о чем-то».  Эта обычная рабочая ситуация и ничего  экстраординарного не предвещало. Ждали завершения  нейрохирургами операции  по трепанации черепа и эвакуации кровоизлияния в мозг у пациента с черепно-мозговой травмой. В эту операционную  в давние годы после автоаварии был доставлен в тяжелейшем состоянии даже лауреат нобелевской премии, легендарный  физик-теоретик Лев Ландау.
    А тем временем  я занялся  перевязкой больного , которому была произведена тяжелая операция по перелому плеча.  Послеоперационная рана без воспаления и  гистологическое исследование орогоговевшейся  коричневатого цвета папилломы оказалось  благоприятным. Это здорово, ибо думал, что папиллома,  может быт перерождаться  в злокачественность.
                                        2. Его выкинули
    Мне позвонили из экстренной операционной о том, что можно подняться в операционную. Попросил  клинического ординатора  РУДН Кирилла Иванова придти через 10 минут, а сам поднялся в операционную. Привезли больного из реанимации. Худощавый, субтильный, бледный с кровоизлиянием вокруг глаз ( симптом «очков»), что говорит о возможном переломе костей  основания черепа. Сразу что- то тревожное подкралось в душе.  Расспрашиваю.
    Диме  17 лет. Учиться  в московском  университете по туризму и гостиничному бизнесу.  Отец умер год назад от пьянства.   Через три месяца  мама привела  здорового  мужика  в  семью.   Сожитель-  злой человек. Отношение  с ним не сложились. Он начал его  избивать.  Мама  тоже  стала выпивать  вместе с ним. « Мне было очень  тяжело. Идти не куда.  Обо мне никто не заботился . И пошел к дворовым пацанам. Они предложили   кодеиносодержащий  (декстрометорфан) наркотик.  Понравился, ибо это помогало  на время  забыть все плохое. Возвращаться домой не хотелось. Стал частенько ночевать с пацанами в чердаках, подвалах, вагонах поездов, заброшенных домах. Пропускал занятия в университете.  У меня не было денег на хорошую еду и теплую одежду. Я  худел.  В школе я был отличником. Хорошо знаю английского  языка. Мечтаю  устроиться  в  зарубежную  турфирму. И еще хотел бы попробовать работать в клубе кинопутишественников.
    …А вчера, когда я пришел домой,  мамы не было дома, а этот   здоровый  мамин хахаль набросился на меня и выбросил меня с балкона шестого этажа  и больше я ничего не помню…».
    У анестезиолога Валентины Сергеевны  увлажняются глаза от сострадания, а у меня не вольно сжимались  кулаки от негодования и желания уничтожить этого хахаля-шакала.

3.Сохранить или убрать?
      Интубационный наркоз. Уже можно снять повязку и лонгету. Решил проверить состояние правой голени. Ушиб мягких тканей и ссадины по внутренней стороне голени. Пульс на стопе четкий. Стопа теплая.  Нет угрозы для жизни пострадавшего от этой конечности.  Гипсовую повязку оставили и решили заняться этой ногой позже  после улучшения общего состояния больного.
    Снимаю промокшую кровью повязку и гипсовую лонгету с левой голени. И вдруг я почувствовал  гнилостный запах. Откуда? Приблизился к ране. Нюхаю. Боже мой, неужели начинается газовая гангрена?   Так быстро? А ведь  с момента травмы прошли  лишь  сутки.  Молниеносная   форма газовой гангрены?  Не пальпирую пульса на стопе. Другие коллеги чувствуют слабую пульсацию. Или им хочется, чтобы пульсация была? Стопа холодная на ощупь. Все это кардинально изменяет ситуацию в худшую сторону, усугубляют ситуацию и усложняют  тактику.
     Приглашаю сосудистого хирурга,  врача-специалиста по УЗИ и зав отделением Гришанина О.Б..  Принимаем решение: для быстроты операции будем   фиксировать отломки костей специальным стержневым аппаратом ( вначале планировали использовать  спицевой  аппарат Илизарова), рассекать с двух сторон фасцию голени для улучшения кровоснабжения мышц ноги. Решено-сделано. Заметно улучшился цвет кожи стопы.  Стопа стала чуточку теплой. Пришел и руководитель клиники, многоопытный профессор Сергеев С.В.  Консилиумом   решили не ампутировать ногу, провести  интенсивную, дезинтоксикационную, противогангренозную и противовоспалительную    терапию.    И  н а б л ю д е н и е  по дежурству!  
   Перед уходом из больницы собираемся в кабинете профессора.  Созвонимся и  в любое время и  в случае  осложнения приступим  к кардинальному и печальному решению-ампутации ноги, но при четких показаниях! Будем помнить, что мальчику всего - то 17 лет!
                                        3. Мадина с сыном
    В отделение у нас идет ремонт. На  диванчике перед моим кабинетом сидит женщина в дагестанском  одеянии.   Ко мне?  … Ее сыну предстоит операция по пересадке печени. Уже хотели оперировать, но выявили у еще  и туберкулез легких. Его вылечили и перевели в Центр хирургии для пересадки печени. Ей помогает  дагестанец-руководитель  какой-то строительной фирмы ( я  не знаком с ним) . Она  предполагала, что имеется Фонд помощи сиротам, и поэтому отыскала меня. А старшая дочка ее имеет своих троих сирот после убийства  мужа и еще двоих сирот от первой жены мужа».
   «- Уважаемая Мадина!  К сожалению, не существует никакого Фонда. А была у меня  попытка с помощью друзей и отзывчивых дагестанцев организовать помощь остро нуждающимся сиротам.  Сильно помогал мне в эти годы коллега и друг Али Дагестанли из Сирии, но ныне ситуация и там резко ухудшилось. Сегодня я получил  зарплату. Вот  распечатанный чек о моей месячной зарплате за октябрь.  Зарплата для столицы не большая. Совершенно искренне передаю эту сумму Вам полностью. Они Ваши!  Халал! Прошу не отказать!  И в будущем звоните и приходите не стесняясь. Я буду  счастлив  быть полезным Вам!».
    Как она меня нашла?   Кажется, что мир насыщен страданиями. Почему даже короткий миг, названный жизнью, человек должен проводить в страданиях и в нужде?  Почему?
                                             4. Во   сне о Диме
        С грустью и устало сажусь в маршрутку.  Обычно  я с радостью возвращаюсь  домой по пятницам, ибо за неделю устаю от операций основательно. Впереди суббота-воскресенье. Могу не выходить  в город! Могу выходить в лес! Могу копошиться в книгах и записях!
      Вспоминаю свое сиротство. Аппетит плохой. Появились боли в поджелудочной области. Меня не отпускают думы о Диме!  О, тысяча раз нужно думать матерям с детьми прежде, чем выходить замуж. За кем выходите? Кому доверяете судьбу своих детей и дочерей? Подумайте тысяча и один раз!
    Звонил пару раз в реанимацию и интересуюсь состоянием Димы. Ничего. Можно наблюдать до утра!
      Сон тревожный.  Мне приснилось свое детство.  Не уходить от меня детство и детство так и не отпускает  меня. Не отпускает.  В полночь проснулся и не могу заснуть! Дима, сирота, студент, 17 лет, бледный, истощенный и  несчастный, страдающий.  За  что? Почему? Сколько таких в России?
      Суббота. Утро. Звоню дежурившему  аспиранту Роману Дендимарченко, который вчера  помогал мне на операции. Состояние такое же.  Не спокойно на душе. Решил поехать  в больницу. На маршрутке и трамвае добрался до больницы. Приезжает  в больницу и профессор Сергей Сергеев. Пришли оба не зависимо друг от друга.   Это уже  надежнее!
                               5. Судьба! Печален  лик твой
     Совместный осмотр. Решение безаппеляционное  ампутировать! Вызываем из дому маму. Женщина- блондинка, ей где-то 40 лет, средней степени симпатии . Интеллект ее  представился мне не высоким. Мама хотела повести сына к психиатру из-за его увлечения наркотиками. О взаимоотношениях в семье я не стал расспрашивать, ибо  надо было торопиться в операционную.
      Дима на том же операционном  столе, что и вчера. Быстро демонтируем  стержневой аппарат и ампутируем ногу на уровне перелома, но  гнилостно-некротические изменения мышц   простираются  почти на все мышцы голени,  и поэтому повторно и быстро проводим ампутацию на уровне верхней трети голени, хотя были и мысли  даже об ампутации на уровне средней  трети бедра. Всех сосудов перевязали. Помыли рану очень тщательно. Никаких швов. Открытая рана. Повязка  с перекисью водорода и хлоргексидином. 
      Собираемся фиксировать отломки правой голени стержневым аппаратом. И  вдруг газовый пузырек из точечной ранки в нижней трети голени. Неужели газовая гангрена и тут?  Как это могло случиться?  И вновь ампутация? Это же катастрофа? Мысли молниеносные и не утешительные.
    Вызываем ответственного  дежурного хирурга  по больнице на консилиум  по вопросу   ампутации и второй голени.  Срочно вызываем маму для получения согласия на ампутацию.  Странно! А,  мама-то оказывается, уехала домой, не дожидаясь завершения тяжелой  и калечащей операции-ампутации ноги собственному сыну. Как же можно быть столь безучастной?  Будь -то  бы каждый день ампутируют ногу ее сыну.  Такую  черствость не понять и не простить.  Все ли у нее в порядке с душевным и психическим  здоровьем? По телефону мать дала согласие на ампутацию ноги. Почему таким дают детей? А другие страдают от отсутствия детей.
    За это время мы еще раз тщательно осмотрели  ногу,  и оказалось, что  на этой ноге имеется ссадина. Вероятно, инфекция попала через эту ссадину, а закрытость перелома сыграла даже отягощающую  роль, ибо для гниения, некроза и газообразования в зарытом пространстве  условия более подходящие. При наличии отрытой раны имеется возможность для частичного выхода газов и поступления кислорода к тканям. Рентгенограмма на операционном столе четко указывает на наличие газа под кожей и в межмышечных пространствах голени.  И так, мышцы поражены, магистральная артерия тромбирована на протяжении 10 см,     и нет никакой надежды на сохранение ноги.
     Вопрос ампутации всегда был психологически  тягостным  для врачей. После такой операции лично  я  не могу в течение недели  прикасаться к мясным продуктам. Помню,  как армяне выражали  сомнения в правомочности ампутации ног пострадавших после страшного землетрясения в Спитаке. Поэтому этих калечащих- спасительных операций  тогда  московские врачи всегда проводили вместе с армянскими коллегами.
     Юноше 17 лет. Студент. Сирота. Дома условия жуткие, а тут  во имя сохранения ему жизни необходимо  ампутировать и вторую  ногу. Тяжелое решение и горькая правда. В один раз  ампутировать обе ноги юноше. Такого не было в моей практике.  И врачам нужно мужество, чтобы решиться за один подход ампутировать обе ноги семнадцатилетнему  пареньку.
    Ампутация. Перевязка сосудов. Промывание раны антисептиками. Рану не зашиваем. Повязка с перекисью водорода и хлоргексилином. Все это еще нужно записывать в историю болезни и в операционный журнал.   
                                           6. А Россия-то спивается
   До изнеможения опустошенный сажусь в маршрутку и еду домой. Водитель среднеазиатской внешности.  Рядом садится  шумный и развязанный парень с девушкой.  В  руках у обоих энергетические напитки.  Лексикон привокзальный.  Смех  громкий и бессмысленный. А на улицах большие портреты политиков и громкие лозунги политических партий. Боже, сколько же лжи?
   Россия! Куда ты несешься, родная? Когда одумаешься? Есть ли будущее у твоих дочерей и сыновей  с таким лексиконом и с такими напитками.  Почему ты ищешь  врагов  на Кавказе, Израиле, США, Европе? Нам бы, как немцам,  отрезвление,  прозрение и покаяние перед собственным народам, чтобы осознать наше падение, наше опустошение и нашу обреченность, и нашу одичалость, нашу безответственность. Нам бы очиститься от алкоголя, наркотиков, озлобленности,  черствости, примитивности,  ослепленности и лживости.
    Подхожу к нашему панельному, девятиэтажному и ни разу  не отремонтированному дому. Возле дома магазинчик. Хлеб, молоко, овощи,  вода и много-много пива, водки и вина. Неужели россияне должны  выпить тоннами алкоголя?   Очереди  за  качественным и паленым  алкоголем по всей России.  Приходят и все, почти все покупают алкоголь. Этому  физическому, нравственному, генетическому и гражданском у самоуничтожению  России и россиян  не вижу конца.
                      Беру воду и иду домой. Мне очень  плохо.  Я в отчаянии!
     К 22 часам звоню в реанимацию. Дима в сознании. Поел. Температура  небольшая. Повязки умеренно промокли кровью. А рядом с ним жгут на случай кровотечения. Где, кто  и что  будем держать , чтобы   россияне  не спились и Россия  не пропала?   
                                 Доктор   Магомед   Абдулхабиров. 12.11.2011

личное

Previous post Next post
Up