КЛАРА ВЛАСОВА - ХУДОЖНИК ОСОБОГО ДАРОВАНИЯ

Jan 13, 2012 22:40


              Дорогой наш московский доктор Магомед Абдулхабиров прислал мне статью, которую я с удовольствием размещаю здесь.

  1. Не вытеснить бы классическое искусство

     Коренная москвичка, объездившая мир. Из окон   коммунальной квартиры  в детстве  она рисовала Кремлевские башни.  Кажется, что она родилась с кисточкой в руках. Много, очень  много тысяч  кисточек  она перевела в жизни. Кисточек много у нее и  в мастерской в большой вазе как цветочный букет.  Уникальный  бы натюрморт получился. Клара с кисточкой в руках, как  солдат  с автоматом у могилы Неизвестного солдата.  Оба служат   Родине!

«Смысл жизни не в роскоши и веселье, а в  гармонии с самым собой и окружающим миром,  в творчестве. Не могу представить свою жизнь без работы.  Часто я работаю для  продолжения работы. Краски,  кисточки, холсты и подрамники  ныне  стали до бессовестности  дорогими.  Приходится  их приобретать самой, ибо у меня же   нет  меценатов,   именуемых ныне   спонсорами.   Не встречаю  ни Мамонтовых, ни Третьяковых, ни Морозовых.  В современной России художники  и другие деятели искусства оказались выброшенными на само выживание.  Даже выставки художники вынуждены организовать за свои же  средства.  Меня-то знают и  у моих картин   еще приобретают.  Посетил меня  недавно даже  французский  бизнесмен, который изъявил желание приобрести оптом все мои картины, но я воздержалась, ибо хочется, чтобы они  остались в России.  Да,  и не привычно оптом лишиться всего, созданного  тобой всю жизнь. Я бы ощутила себя  одинокой, осиротевшей  художницей.

А как же быть начинающимся художникам, если даже они очень талантливые?   На что им жить? Как прокормить семью?  Идти  на рынок капустой  торговать?  Лишаем  Россию  новых  Васнецовых, Левитановых, Суриковых, Айвазовских и Репиных, будущих Кустодиевых,  Врублевых и Верещагиных ?   При всех своих пороках в Советском Союзе у художников  была гарантированная зарплата и работа, а само  искусство имело высокое измерение.  Халтура и пошлость  не проходила. Кто умел  создавать реальное искусство, тот всегда имел заказы, звания  и зарплату.  Да и по всей огромной  стране я ездила в абсолютной безопасности. Могла ночевать  в горах на сене, посещать чабанские  пастбища. Никто и никогда не оскорблял меня.  Не следует  оплевывать   прошлое, а нужно беречь лучшее из прожитого и пережитого. И  главное: не  пристало   вытеснять классическое искусство   мазнями недорослей, которые шальными деньгами и продажной рекламой возносят себя до  Микеланджелло.  Реалистическое искусство  трудное и не всякому дано ею  овладет.  Нужна школа.  Нужен еще и талант».

2.  Дагестан -моя Мекка

… Зимняя и туманная Москва. Шумный Белорусский вокзал.   Поблизости мастерская художницы Клары Власовой.  Кажется, что  в этом большом зале  более  тысяч картин, и  сесть в центре мастерской могут не более трех человек. Как разобраться в этом нагромождения картин, где центральную часть занимают картины, посвященные Дагестану? «Они же мои картины. Я знаю время, место рождения и полку их прописки в мастерской. Найду любую картину. В детстве я увлекалась фехтованием, занимала призовые места и меня даже уговаривали идти в институт физкультуры, но я  предпочла искусство, и нисколько об этом  не жалею. И Дагестан я полюбил всем  сердцем. В мире много прекрасного, но  Дагестан, благодаря незабвенному супругу и коллеге Омару Ефимову,   стал для меня по-настоящему родным. Я разрываюсь между Москвой и Дагестаном. Дагестан- красивейшая республика с очень добрыми, открытыми, интеллигентными  и талантливыми людьми. Ныне  некоторые  хотят навязать дагестанцам  человеконенавистническую, агрессивную, братоубийственную,  заморскую идеологию,  чуждую  истории,  достоинству, красоте,  культуре и величию Дагестана.  Каждое село в Дагестане имеет свою историю, свои традиции и  свои краски и даже манеры  женского  одевания. Дагестанские девушки и женщины должны ходить уже в чадре?  Не понимаю,  почему нужно укутать и спрятать красоту.

Я была  просто потрясена  величавостью  Чоха,  что приобрела там даже саклю с древнейшими надписями на стене неизвестным дагестанским Пиросмани.  Поменяли крышу, ремонтировали саклю и теперь ежу каждый год в Дагестан, который для меня стал Меккой духа и вдохновения. В Махачкале у меня давние и чудесные друзья: Камиль и Фатима Чутуевы;  в Каспийске проживает моя добрая подруга- дагестанская чеченка -Роза Далгатова, а  чохинцев я очень полюбила. И они отвечают мне взаимностью. Правда, одному  бравому чохинцу, который  этим летом предложил  мне свою  руку  и  сердце,  я отказалась, ибо это пока  не входит  в мои творческие планы».

Клара Филипповна с мольбертом за спиной объездила  Дагестан. Плодом этих поездок,  любви к республике,  и восторга от увиденного,  стали  множества   картин,  посвященных Дагестану: «Балхарские мастера», «Курушские ковровщицы»,  «Чохские женихи», « Дагестанские девушки», «Расул Гамзатов», «Дорога в Чох», «Праздничный день в Дагестане», «Радуга», «Въезд в село Чох», «Селение Ахты»,  «Колыбельная», «И снова день», «Базарный день  в Кумухе», «Пакият. Дагестанская девочка»,  «На кладбище»,  «Вид на гору Вацилу», « Выступление народных канатоходцев», «В сакле»,  «Натюрморт», «Мечеть в Чохе», «У очага»,  «Кавказ», «Дом Мамолова в Чохе», «Окрестности Гергебеля. ГЭС», «В горах Дагестана», «Селение Чох»,  «День Победы в Дагестане», «Свадьба в Балхарах» и, наконец,  величавый «Дагестан», изумительный «Автопортрет с дагестанскими украшениями» ( приобретена Третьяковской галереей) и  сказочный  «Мой дом в Чохе».

Мне показалось очень символичным, что рядом с  картиной «Чох» были картины «Самарканд», «Нотр Дам де Пари», «Сад Камней. Япония» И все это выполнено на высочайшем художественном уровне! Ее картины приобретены и Дагестанским музеем Изобразительного искусства им. П.С.Гамзатовой.    Дагестан в ее сердце основательно и всюду.  Как-то Клара Власова  была на  французских Альпах и восхищенно  сказала:  «Прямо как в Дагестане».  А знаменитый скульптор Вадим  Шелов посмотрел на нее с  ухмылкой.  В очередную свою поездку в Дагестан она   встретила  Шелова в горах  Дагестана,  и  он согласился:  «Ты права. Дагестан фантастичен».
  1. В Московском Доме Национальностей

    Для Московского Дома Национальностей нет разделение россиян и культур народов России  на наших и не наших. Здесь все и всегда свои и желанные. Это самое излюбленное место встречи и для московских дагестанцев тоже. Залы и коридоры этого красивого, старинного имения в центре столицы были представлены картинам Клары Филипповны. Центральное место занимали  картины дагестанской тематики. Кстати, на выставках в Совете Федерации и ГосДуме РФ ей дипломатично подсказали, что «желательны картины  русской тематики, а не дагестанской». Мы должны и об этом знать, ибо антикавказскую идеологию и практику  в России вырабатывают, пропагандируют и реализуют  не орущие пацаны  на Манеже, а  серьезные  госчиновники в  солидных  госкабинетах и на большие госденьги.  Они не  помнят (или помнят?) судьбу СССР?

Выступали многие  с очень высокой оценкой  ее творчества. « Клара Власова участница более ста выставок, ее картины хранятся в самых престижных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом, в том числе в Японии. Чехословакии, Германии, Франции, США, Италии. Живопись Клары Власовой яркая, солнечная, жизнерадостная, как и сама художница. Она носительница лучших традиций русского реалистического искусства.  Она- достойная  ученица своего  учителя- блистательного советского художника, бывшего ректора Суриковского  университета Сергея Герасимова. Годы не властны над творчеством Клары Власовой» ( художник Олег Пирбудагов).

«Художественный талант Клары Власовой врожденный, от Создателя.  Ей дана возможность постичь  суть вещей и своим мастерством свидетельствовать эту суть нам- ее зрителям и почитателям. Клара Власова- большая труженица и редкое явление в искусстве. Она достойна звание Художника. Я редко,  кого отношу к Художнику» ( Леонид Тихомиров, Заслуженный художник РФ).

«Клара Филиппова-художница особого дарования. Она очень бережно хранит богатства, чистоту, доброту  и теплоту живописи  предыдущих поколений.  Ей  подвластна реальность жизни. Она, ведь, училась в особой школе одаренных детей, и когда фашисты были под Москвой, руководители страны, будучи уверенными в Победе и необходимости  беречь талантливых детей, отправила их  в Башкирию, где Клара Власова  стала примером и стимулятором для других.  К сожалению, Клара Власова не удостоена официальными званиями, хотя она давно заслужила самых высоких званий, но она  равнодушна к ним и не предпринимает никаких усердий в этом направлений. Я не был в Дагестане, но по правдивым, красивым, живым  и естественным картинам Клары Власовой, я успел полюбить Дагестан. Скажу Вам, что Клара Власова- прекрасный педагог. Сильно повезло детям, которые приходят к ней в мастерскую, ибо Клара Власова- большой художник божественного дарования.  Ей удаются  создавать  шедевры без  напряжения и  потуга»  (Виктор  Иванов, Действительный член Академии художеств России).

Все два часа выступления многих почитателей ее таланта Клара Филипповна стояла на высоких каблуках, поблагодарила  всех, говорила эмоционально и пригласила через пять лет непременно придти  на ее юбилейную выставку в честь 90-летия со дня ее рождения! Планов у нее много, и поэтому она пока воздержалась  даже от лестного предложения красивого чохинца о создания семейного союза с ней. А там видно будет, ибо она еще полна энергии, жизнелюбия, оптимизма и планов.

4.Еще штрихи из биографии

С малых лет Клара   увлеклась рисованием, стала заниматься  в детской  изостудии при Центральном  Доме художественного воспитания детей. Первую свою премию на Первом Всесоюзном  конкурсе детского рисунка  Клара получила в 11-летнем  возрасте.  В 13-летнем возрасте Клара поступила в Московскую среднюю художественную школу и первый же год нарисовала  портрет отца. Эту  картину она хранит и никому не продает. А отец ее -Филипп Власов-водитель  прошел всеми дорогами войны от Москвы до Берлина. И Клара хранит все письма отца с фронта, в том числе,  и последнее письмо из Берлина.  Мама ее - София Владимировна  из  дворянского сословия, работала медицинской сестрой.  Выдающийся искусствовед  Игорь Грабар  в своей статье еще в те далекие годы отметил  в своей статье  талант Клары Власовой  к цвету и живописи.

После начала войны  талантливых детей вместе с частью учителями были эвакуированы в  село Воскресенск Башкирии. Дети и учителя там много работали, а по возвращению в Москву, все они завершили учебу в Художественной школе и сразу же выпускников двух классов этой  школы были БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ зачислены ( единственный раз в истории института !) в Московский государственный художественный институт им В.И.Сурикова. В 1950 году Клара Власова блестяще окончила  институт в мастерской С.В.Герасимова, а затем участвовала во всех молодежных, московских, зональных, республиканских, всесоюзных и  многих зарубежных выставках, в том числе групповых и персональных, но при этом она никогда не стремилась за дешевым  успехом.

«Я не достигла всего,  о чем мечтала, но я стремлюсь к своей вершине.  И честно скажу: если бы знала, что, умерев, смогу попасть в такое место, где  можно рисовать, я бы не грустила о близком конце жизни».

Клара Филипповна неугомонная и неутомимая. Она с детства мечтала куда-то уехать и повидать,  как живут люди в разных странах. И однажды, будучи еще   ребенком, когда жила в Новгороде у тети решилась,  путешествовать.   По пути зашла на рынок за продуктами на дорогу, но соседка узнала ее и вернула домой  «с мирового турне». Тем, не менее,  Клара Власова много путешествовала. Даже в Японию полетела,  не зная языка, но со справочником и  русско-японским словарем.  Не потерялась.  И там она рисовала. В знак благодарности ей даже   автомобиль  «Мазда»  прислали на пароходе. А затем она на этом самом мазде   ездила из Москвы в Махачкала, и обратно!  Вот, такая она отчаянная и беспокойная с  молодым духом и молодецким сердцем.

5. Светом осененные мысли и картины

И как благословление   взошло  солнечное освещение в  мастерскую, что крайне редко случается зимой в столице.  Аура свыше, аура рядом,  аура вокруг и аура доброты и светлости в сердцах наших. Вероятно, этот и есть лечение искусством (арттерапия) в реальности.  Редкостная гармония рядом с талантливой художницей с богатой биографией.        « Я же в  четвертом году жизни я начала рисовать красками.  Мою страсть к рисованию заметили  родители, и  определили меня в  детскую школу живописи.  А по окончании Суриковского института мне было поручено написать панорамную картину «Таджикистан».  Для этого даже ездила в  Таджикскую ССР». У нее много картин, посвященных Башкортостану и Таджикистану. Поэтому ее, безусловно, можно с полным на то  основанием  назвать  также  народной  художницей Башкортостана и Таджикистана тоже.

Она художник возвышения, вдохновения и отдохновения!   Она- мастер высокого, классического стиля, не любит  тусовок и саморекламы, и поэтому о ней знают лишь профессионалы и умеренный круг друзей и знакомых.  Представители прессы  и состоятельные приобретатели картин,  редкие госты в ее мастерской. Она лично от этого не страдает, ибо живет в мире своего высокого искусства и высоких человеческих ценностей.

Общение с Кларой Филипповной доставляет огромное душевное наслаждение. Она- великая оптимистка, которых так мало в урбанизированной ,суетливой, стрессовой, суетливой  и спрессованной  жизни столицы. А ее искусство обладает целительной, гармонизирующей и созидательной силой! Это искусство  истинно народное, интернациональное, понятное, а не вычурное и замученное.  Это искусство общечеловеческих ценностей!  Это искусство доброты, теплоты, любви, дружбы, красоты, братства, человеколюбия и возвышения  человека труда и творчества!  Это искусство  во времени,  над временем и вне времени с печатью вечности! Все  выставки Клары Филипповны  проходят как манифестация песни любви и  величия Дагестана!

Самое  странное  то, что эта мудрая, современная, оптимистичная,   отважная и  одновременно беззащитная  художница не имеет никакого официального звания Дагестана.     Первый постпред Республики Дагестана Зумруд  Мугутдинова,  Президент Московского центра культуры «Дагестан», профессор  Арсен Гусейнов и помощник Министра культуры Дагестана Фатима Гаммадова заявили, что уже подготовили ходатайства и документы для устранения  досадного  и запоздалого присвоения Кларе Власовой  официального звания Заслуженного художника Республики Дагестан. Значит, упущенное будет  восстановлено. Это будет справедливо и заслуженно. И это мое эссе тоже прошу принять как просьбу почитателя большого таланта большой художницы нашего времени. Она- легенда во всем, в том числе в таланте и доброте! И в любви к Дагестану тоже! Я видел много добрых людей, но доброту, искренность и улыбку Клары Власовой можно занести в книгу рекордов Гиннеса  и за это получить гонорар не только для приобретения красок, но и для издания красивого альбома  с ее картинами. Эта моя давняя  мечта, как сон  младенца. Этот бы альбом я вручил каждому россиянину  в день получения им паспорта, а в паспорте Клара Филипповна дописала бы «Берегите Россию и культуру всех ее народов!».

Хочется, чтобы масштабная выставка славной  художницы Клары Филипповны прошла и в городах Дагестана тоже! Ей бы присвоить еще звание Почетного профессора дагестанского педагогического университета, и пригласить бы ДГПУ ее для чтения студентам лекции  об истории  и направлениях живописи и жизни выдающихся художников  России! Приобрести бы картин Клары Власовой для замечательного музе Гунибского района Дагестана!

Доктор  Магомед Абдулхабиров, член Общественной палаты Республики Дагестана.

русские в Дагестане, Клара Власова, искусство

Previous post Next post
Up