Дорогой наш московский доктор Магомед Абдулхабиров прислал мне статью, которую я с удовольствием размещаю здесь.
- Не вытеснить бы классическое искусство
Коренная москвичка, объездившая мир. Из окон коммунальной квартиры в детстве она рисовала Кремлевские башни. Кажется, что она родилась с кисточкой в руках. Много, очень много тысяч кисточек она перевела в жизни. Кисточек много у нее и в мастерской в большой вазе как цветочный букет. Уникальный бы натюрморт получился. Клара с кисточкой в руках, как солдат с автоматом у могилы Неизвестного солдата. Оба служат Родине!
«Смысл жизни не в роскоши и веселье, а в гармонии с самым собой и окружающим миром, в творчестве. Не могу представить свою жизнь без работы. Часто я работаю для продолжения работы. Краски, кисточки, холсты и подрамники ныне стали до бессовестности дорогими. Приходится их приобретать самой, ибо у меня же нет меценатов, именуемых ныне спонсорами. Не встречаю ни Мамонтовых, ни Третьяковых, ни Морозовых. В современной России художники и другие деятели искусства оказались выброшенными на само выживание. Даже выставки художники вынуждены организовать за свои же средства. Меня-то знают и у моих картин еще приобретают. Посетил меня недавно даже французский бизнесмен, который изъявил желание приобрести оптом все мои картины, но я воздержалась, ибо хочется, чтобы они остались в России. Да, и не привычно оптом лишиться всего, созданного тобой всю жизнь. Я бы ощутила себя одинокой, осиротевшей художницей.
А как же быть начинающимся художникам, если даже они очень талантливые? На что им жить? Как прокормить семью? Идти на рынок капустой торговать? Лишаем Россию новых Васнецовых, Левитановых, Суриковых, Айвазовских и Репиных, будущих Кустодиевых, Врублевых и Верещагиных ? При всех своих пороках в Советском Союзе у художников была гарантированная зарплата и работа, а само искусство имело высокое измерение. Халтура и пошлость не проходила. Кто умел создавать реальное искусство, тот всегда имел заказы, звания и зарплату. Да и по всей огромной стране я ездила в абсолютной безопасности. Могла ночевать в горах на сене, посещать чабанские пастбища. Никто и никогда не оскорблял меня. Не следует оплевывать прошлое, а нужно беречь лучшее из прожитого и пережитого. И главное: не пристало вытеснять классическое искусство мазнями недорослей, которые шальными деньгами и продажной рекламой возносят себя до Микеланджелло. Реалистическое искусство трудное и не всякому дано ею овладет. Нужна школа. Нужен еще и талант».
2. Дагестан -моя Мекка
… Зимняя и туманная Москва. Шумный Белорусский вокзал. Поблизости мастерская художницы Клары Власовой. Кажется, что в этом большом зале более тысяч картин, и сесть в центре мастерской могут не более трех человек. Как разобраться в этом нагромождения картин, где центральную часть занимают картины, посвященные Дагестану? «Они же мои картины. Я знаю время, место рождения и полку их прописки в мастерской. Найду любую картину. В детстве я увлекалась фехтованием, занимала призовые места и меня даже уговаривали идти в институт физкультуры, но я предпочла искусство, и нисколько об этом не жалею. И Дагестан я полюбил всем сердцем. В мире много прекрасного, но Дагестан, благодаря незабвенному супругу и коллеге Омару Ефимову, стал для меня по-настоящему родным. Я разрываюсь между Москвой и Дагестаном. Дагестан- красивейшая республика с очень добрыми, открытыми, интеллигентными и талантливыми людьми. Ныне некоторые хотят навязать дагестанцам человеконенавистническую, агрессивную, братоубийственную, заморскую идеологию, чуждую истории, достоинству, красоте, культуре и величию Дагестана. Каждое село в Дагестане имеет свою историю, свои традиции и свои краски и даже манеры женского одевания. Дагестанские девушки и женщины должны ходить уже в чадре? Не понимаю, почему нужно укутать и спрятать красоту.
Я была просто потрясена величавостью Чоха, что приобрела там даже саклю с древнейшими надписями на стене неизвестным дагестанским Пиросмани. Поменяли крышу, ремонтировали саклю и теперь ежу каждый год в Дагестан, который для меня стал Меккой духа и вдохновения. В Махачкале у меня давние и чудесные друзья: Камиль и Фатима Чутуевы; в Каспийске проживает моя добрая подруга- дагестанская чеченка -Роза Далгатова, а чохинцев я очень полюбила. И они отвечают мне взаимностью. Правда, одному бравому чохинцу, который этим летом предложил мне свою руку и сердце, я отказалась, ибо это пока не входит в мои творческие планы».
Клара Филипповна с мольбертом за спиной объездила Дагестан. Плодом этих поездок, любви к республике, и восторга от увиденного, стали множества картин, посвященных Дагестану: «Балхарские мастера», «Курушские ковровщицы», «Чохские женихи», « Дагестанские девушки», «Расул Гамзатов», «Дорога в Чох», «Праздничный день в Дагестане», «Радуга», «Въезд в село Чох», «Селение Ахты», «Колыбельная», «И снова день», «Базарный день в Кумухе», «Пакият. Дагестанская девочка», «На кладбище», «Вид на гору Вацилу», « Выступление народных канатоходцев», «В сакле», «Натюрморт», «Мечеть в Чохе», «У очага», «Кавказ», «Дом Мамолова в Чохе», «Окрестности Гергебеля. ГЭС», «В горах Дагестана», «Селение Чох», «День Победы в Дагестане», «Свадьба в Балхарах» и, наконец, величавый «Дагестан», изумительный «Автопортрет с дагестанскими украшениями» ( приобретена Третьяковской галереей) и сказочный «Мой дом в Чохе».
Мне показалось очень символичным, что рядом с картиной «Чох» были картины «Самарканд», «Нотр Дам де Пари», «Сад Камней. Япония» И все это выполнено на высочайшем художественном уровне! Ее картины приобретены и Дагестанским музеем Изобразительного искусства им. П.С.Гамзатовой. Дагестан в ее сердце основательно и всюду. Как-то Клара Власова была на французских Альпах и восхищенно сказала: «Прямо как в Дагестане». А знаменитый скульптор Вадим Шелов посмотрел на нее с ухмылкой. В очередную свою поездку в Дагестан она встретила Шелова в горах Дагестана, и он согласился: «Ты права. Дагестан фантастичен».
- В Московском Доме Национальностей
Для Московского Дома Национальностей нет разделение россиян и культур народов России на наших и не наших. Здесь все и всегда свои и желанные. Это самое излюбленное место встречи и для московских дагестанцев тоже. Залы и коридоры этого красивого, старинного имения в центре столицы были представлены картинам Клары Филипповны. Центральное место занимали картины дагестанской тематики. Кстати, на выставках в Совете Федерации и ГосДуме РФ ей дипломатично подсказали, что «желательны картины русской тематики, а не дагестанской». Мы должны и об этом знать, ибо антикавказскую идеологию и практику в России вырабатывают, пропагандируют и реализуют не орущие пацаны на Манеже, а серьезные госчиновники в солидных госкабинетах и на большие госденьги. Они не помнят (или помнят?) судьбу СССР?
Выступали многие с очень высокой оценкой ее творчества. « Клара Власова участница более ста выставок, ее картины хранятся в самых престижных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом, в том числе в Японии. Чехословакии, Германии, Франции, США, Италии. Живопись Клары Власовой яркая, солнечная, жизнерадостная, как и сама художница. Она носительница лучших традиций русского реалистического искусства. Она- достойная ученица своего учителя- блистательного советского художника, бывшего ректора Суриковского университета Сергея Герасимова. Годы не властны над творчеством Клары Власовой» ( художник Олег Пирбудагов).
«Художественный талант Клары Власовой врожденный, от Создателя. Ей дана возможность постичь суть вещей и своим мастерством свидетельствовать эту суть нам- ее зрителям и почитателям. Клара Власова- большая труженица и редкое явление в искусстве. Она достойна звание Художника. Я редко, кого отношу к Художнику» ( Леонид Тихомиров, Заслуженный художник РФ).
«Клара Филиппова-художница особого дарования. Она очень бережно хранит богатства, чистоту, доброту и теплоту живописи предыдущих поколений. Ей подвластна реальность жизни. Она, ведь, училась в особой школе одаренных детей, и когда фашисты были под Москвой, руководители страны, будучи уверенными в Победе и необходимости беречь талантливых детей, отправила их в Башкирию, где Клара Власова стала примером и стимулятором для других. К сожалению, Клара Власова не удостоена официальными званиями, хотя она давно заслужила самых высоких званий, но она равнодушна к ним и не предпринимает никаких усердий в этом направлений. Я не был в Дагестане, но по правдивым, красивым, живым и естественным картинам Клары Власовой, я успел полюбить Дагестан. Скажу Вам, что Клара Власова- прекрасный педагог. Сильно повезло детям, которые приходят к ней в мастерскую, ибо Клара Власова- большой художник божественного дарования. Ей удаются создавать шедевры без напряжения и потуга» (Виктор Иванов, Действительный член Академии художеств России).
Все два часа выступления многих почитателей ее таланта Клара Филипповна стояла на высоких каблуках, поблагодарила всех, говорила эмоционально и пригласила через пять лет непременно придти на ее юбилейную выставку в честь 90-летия со дня ее рождения! Планов у нее много, и поэтому она пока воздержалась даже от лестного предложения красивого чохинца о создания семейного союза с ней. А там видно будет, ибо она еще полна энергии, жизнелюбия, оптимизма и планов.
4.Еще штрихи из биографии
С малых лет Клара увлеклась рисованием, стала заниматься в детской изостудии при Центральном Доме художественного воспитания детей. Первую свою премию на Первом Всесоюзном конкурсе детского рисунка Клара получила в 11-летнем возрасте. В 13-летнем возрасте Клара поступила в Московскую среднюю художественную школу и первый же год нарисовала портрет отца. Эту картину она хранит и никому не продает. А отец ее -Филипп Власов-водитель прошел всеми дорогами войны от Москвы до Берлина. И Клара хранит все письма отца с фронта, в том числе, и последнее письмо из Берлина. Мама ее - София Владимировна из дворянского сословия, работала медицинской сестрой. Выдающийся искусствовед Игорь Грабар в своей статье еще в те далекие годы отметил в своей статье талант Клары Власовой к цвету и живописи.
После начала войны талантливых детей вместе с частью учителями были эвакуированы в село Воскресенск Башкирии. Дети и учителя там много работали, а по возвращению в Москву, все они завершили учебу в Художественной школе и сразу же выпускников двух классов этой школы были БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ зачислены ( единственный раз в истории института !) в Московский государственный художественный институт им В.И.Сурикова. В 1950 году Клара Власова блестяще окончила институт в мастерской С.В.Герасимова, а затем участвовала во всех молодежных, московских, зональных, республиканских, всесоюзных и многих зарубежных выставках, в том числе групповых и персональных, но при этом она никогда не стремилась за дешевым успехом.
«Я не достигла всего, о чем мечтала, но я стремлюсь к своей вершине. И честно скажу: если бы знала, что, умерев, смогу попасть в такое место, где можно рисовать, я бы не грустила о близком конце жизни».
Клара Филипповна неугомонная и неутомимая. Она с детства мечтала куда-то уехать и повидать, как живут люди в разных странах. И однажды, будучи еще ребенком, когда жила в Новгороде у тети решилась, путешествовать. По пути зашла на рынок за продуктами на дорогу, но соседка узнала ее и вернула домой «с мирового турне». Тем, не менее, Клара Власова много путешествовала. Даже в Японию полетела, не зная языка, но со справочником и русско-японским словарем. Не потерялась. И там она рисовала. В знак благодарности ей даже автомобиль «Мазда» прислали на пароходе. А затем она на этом самом мазде ездила из Москвы в Махачкала, и обратно! Вот, такая она отчаянная и беспокойная с молодым духом и молодецким сердцем.
5. Светом осененные мысли и картины
И как благословление взошло солнечное освещение в мастерскую, что крайне редко случается зимой в столице. Аура свыше, аура рядом, аура вокруг и аура доброты и светлости в сердцах наших. Вероятно, этот и есть лечение искусством (арттерапия) в реальности. Редкостная гармония рядом с талантливой художницей с богатой биографией. « Я же в четвертом году жизни я начала рисовать красками. Мою страсть к рисованию заметили родители, и определили меня в детскую школу живописи. А по окончании Суриковского института мне было поручено написать панорамную картину «Таджикистан». Для этого даже ездила в Таджикскую ССР». У нее много картин, посвященных Башкортостану и Таджикистану. Поэтому ее, безусловно, можно с полным на то основанием назвать также народной художницей Башкортостана и Таджикистана тоже.
Она художник возвышения, вдохновения и отдохновения! Она- мастер высокого, классического стиля, не любит тусовок и саморекламы, и поэтому о ней знают лишь профессионалы и умеренный круг друзей и знакомых. Представители прессы и состоятельные приобретатели картин, редкие госты в ее мастерской. Она лично от этого не страдает, ибо живет в мире своего высокого искусства и высоких человеческих ценностей.
Общение с Кларой Филипповной доставляет огромное душевное наслаждение. Она- великая оптимистка, которых так мало в урбанизированной ,суетливой, стрессовой, суетливой и спрессованной жизни столицы. А ее искусство обладает целительной, гармонизирующей и созидательной силой! Это искусство истинно народное, интернациональное, понятное, а не вычурное и замученное. Это искусство общечеловеческих ценностей! Это искусство доброты, теплоты, любви, дружбы, красоты, братства, человеколюбия и возвышения человека труда и творчества! Это искусство во времени, над временем и вне времени с печатью вечности! Все выставки Клары Филипповны проходят как манифестация песни любви и величия Дагестана!
Самое странное то, что эта мудрая, современная, оптимистичная, отважная и одновременно беззащитная художница не имеет никакого официального звания Дагестана. Первый постпред Республики Дагестана Зумруд Мугутдинова, Президент Московского центра культуры «Дагестан», профессор Арсен Гусейнов и помощник Министра культуры Дагестана Фатима Гаммадова заявили, что уже подготовили ходатайства и документы для устранения досадного и запоздалого присвоения Кларе Власовой официального звания Заслуженного художника Республики Дагестан. Значит, упущенное будет восстановлено. Это будет справедливо и заслуженно. И это мое эссе тоже прошу принять как просьбу почитателя большого таланта большой художницы нашего времени. Она- легенда во всем, в том числе в таланте и доброте! И в любви к Дагестану тоже! Я видел много добрых людей, но доброту, искренность и улыбку Клары Власовой можно занести в книгу рекордов Гиннеса и за это получить гонорар не только для приобретения красок, но и для издания красивого альбома с ее картинами. Эта моя давняя мечта, как сон младенца. Этот бы альбом я вручил каждому россиянину в день получения им паспорта, а в паспорте Клара Филипповна дописала бы «Берегите Россию и культуру всех ее народов!».
Хочется, чтобы масштабная выставка славной художницы Клары Филипповны прошла и в городах Дагестана тоже! Ей бы присвоить еще звание Почетного профессора дагестанского педагогического университета, и пригласить бы ДГПУ ее для чтения студентам лекции об истории и направлениях живописи и жизни выдающихся художников России! Приобрести бы картин Клары Власовой для замечательного музе Гунибского района Дагестана!
Доктор Магомед Абдулхабиров, член Общественной палаты Республики Дагестана.