«Экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации».
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Глава 4. Статья 33.
Вступил в действие 01.09.2013
Краткий справочник по терминологии
Семейное обучение часто путают с надомным обучением. Надо понимать, что на надомное обучение ребенка переводят только по медицинским показаниям. Обычно это дети, которые по состоянию здоровья не могут ходить в школу. Занимаются с ним приходящие из школы учителя по определенному графику. Для оформления такого обучения требуется пройти специальную комиссию.
Интенсив - это очные занятия, обычно платные, которые тоже ведутся преподавателями, как правило, в специальных центрах, по сокращенной, ускоренной программе. Обычно занятия идут 3-4 раза в неделю. Нередко два школьных класса в интенсиве проходится за год. Путаница между интенсивом и экстернатом пошла от того, что на интенсив часто переводят детей в старших классах для более ускоренного прохождения программы, чтобы высвободить время для подготовки к ЕГЭ. Аттестуют детей в тех же интенсивах. Часто формально.
Домашнее обучение - бытовой термин, не используемый в документах. Обозначать может что угодно. И надомное, и семейное, и экстернат.
В дальнейшем нас будут интересовать только те формы обучения, когда ребенок получает образования в семье непосредственно силами родителей и за их средства.
Обучение в семье - было и стало
По прежнему закону об образовании к интересующим нас формам обучения в семье относились семейная форма образования и экстернат. Во вступившем в силу законе - экстернат как форма образования исключен и остался только как способ аттестации, зато там по-прежнему прописана семейная форма обучения и есть еще загадочное заочное обучение.
Как выглядели семейная форма образования (СО) раньше?
Родители писали заявление, носившее уведомительный характер, что информируют учебное заведение, что ребенок будет получать образование в семейной форме. Школа заключала с родителями договор, в приложении к которому обязательно указывалось какие предметы ребенок должен сдавать (физкультура, ИЗО, труд - обычно в этот список не входят) и график аттестаций: по четвертям, по полугодиям или экстерном сразу за год. Ребенок был в контингенте школы, числился в конкретном классе, даже вписывался в классный журнал.
Что было с экстернатом?
В противоположность ребенку на СО, ребенок, обучавшийся на экстернате, в школе не числился. В этом, собственно, была вся разница, если не считать того, что дети на экстернате пользовались обычно большими свободами. Аттестации им назначали реже - раз-два в год, никаких текущих контрольных с них не требовали и сдавали они обычно более узкий круг предметов. Однако ровно так же могло быть и при семейной форме обучения. Все зависело от конкретного договора. По типовому московскому договору о семейном обучении, например, дети в начальной школе сдавали только пять предметов: русский, математику, окружающий мир, иностранный язык и литературу. Количество аттестации оставалось на усмотрении школы. Обычно школы хотели «раз в четверть», а родители настаивали на «раз в год».
Что же теперь?
Все запуталось, когда вступил в силу новый закон. Дело все с том, что там сказано:
«В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)». (Ст. 17, пункт 1)
Вот это «вне организаций» и стало камнем преткновения.
Вы же помните, что по сложившейся практике СО было как раз «в организации», а «вне организации» - это называлось экстернатом. Экстерната как формы образования сейчас нет вообще. А что составители имели в виду под семейной формой образования - пока загадка. Известно, правда, что:
«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе». (Ст. 34, пункт 3)
И есть еще один нюанс:
"Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме". (Ст. 17, пункт 2)
Так что может быть то, что раньше называлось семейной формой, теперь станут называть заочной, а то что раньше называлось экстернатом, теперь станет называться семейной формой? Нет ответа на данный вопрос. И не ищите!
Однако чтобы всех так запутать, это надо было очень постараться.
Так чего все-таки хочет экстерн?
1) Экстерн хочет внятных правил игры. Раньше эти правила игры отражались в договоре. Чем руководствоваться сейчас - непонятно.
2) Обычно экстерн не хочет лишних аттестаций. Одного раза в год - более чем достаточно. Если школа так переживает, что ребенок не усвоит программу, можно проводить аттестации с опережением. Заявления же о том, что за один раз школа не способна определить уровень знаний ребенка - вообще не выдерживает никакой критики.
3) Экстерн так же хочет иметь возможность выбирать, когда ему проходить аттестацию. Если предмет готов, уже, скажем, в ноябре, нет никакой необходимости ждать до мая. Таким образом, удобнее всего было бы, если бы школа давала возможность сдавать аттестации четыре раза в год, но выбирать что, когда и в каком объеме сдавать и сдавать ли вообще в эту аттестацию или еще поучить и дождаться следующей, могли бы сами экстерны. Главное, уложиться со всеми аттестациями к концу года и не отстать от своих одногодок очников. Но вариант все сдать уже в ноябре - он тоже вполне актуален. Экстерны как раз гораздо чаще опережают, чем отстают.
4) Наконец, экстерн не хочет сдавать ничего сверх базисного учебного плана. Не потому что он ленив, а просто потому, что у детей, обучающихся в семье, есть своя логика и своя философия образования. Они сами определяют, что и когда учить и любые внешние рамки и утвержденные программы только мешают. Минимум обязателен - его и сдаем. На все остальное время - есть собственные планы.
В начальной школе, напомню, обязательными являются всего пять предметов: русский, математика, иностранный язык, литература и окружающий мир. В пятом классе добавляется история. И так далее. Ни физкультура, ни ИЗО с трудом - никогда не попадают в этот список. Все эти изыски конкртных программ - типа Петерсон или Аргинской - тоже лишнее.