Да уж, друзья мои, торможу безбожно, но тут столько всего разом накатывается, что времени нет писать «многабукаф». К тому же сессия вовсю, так что сами понимаете. Но - минувшая неделя стоит внимания, ибо это была последняя неделя «Шанса». Жаль, конечно, что я не все спектакли программы смотрела (на будущий год постараюсь это исправить! Но подлую сессию ставят в одни даты почему-то).
24 мая - СПбГАТИ, курс Г.Козлова «Грёзы любви. Страдания юного Бальзаминова» (А.Островский; реж. Г.Козлов). Любимый курс не из Москвы, каюсь в пристрастности. Долго ждала их приезда - жаль, что узнала о них так поздно и посмотрела всего 3 спектакля (правда, «Идиота» - дважды). На самом деле, сначала «Грёзы» мне не очень понравились - было слишком много какого-то движения и напора на русский национальный колорит, да и сама пьеса казалась странноватым выбором, но потом я этим спектаклем в должной степени очаровалась. Он одновременно и смешной, и грустный, и светлый и безнадёжный какой-то. Вот сам Бальзаминов (его играл потрясающий Максим Студеновский, тот же, что исполнял роль Мышкина в мой первый просмотр) - это не просто маменькин сынок и мечтатель, он одновременно и Обломов, и маленький человек из повестей Гоголя. Студеновский очень точно его играет, он в каких-то моментах комичен, а потом… в общем, когда он говорил, что лучше перестанет вовсе мечтать, а то другим от этого хуже только, я даже поплакать успела. Как потом сказала Татьяна: ты Бальзаминов, и я тоже Бальзаминов.
Остальные роли тоже хороши, очень чётко, немного гротескно сыграны. Бальзаминову играла Алёна Артёмова, которая была и Иволгиной в «Идиоте» и феечкой в «Сне». Удивительная девушка - при том, что она меня всего на 2 года старше, ей удаётся так играть материнские чувства, что она словно даже внешне переменяется: на обсуждении была обыкновенная девочка, в спектакле - такая замоскворецкая дама в возрасте, до безумия своего сына обожающая. Ещё замечательна была Полина Воробьёва. Она, на мой взгляд, самая красивая девушка на курсе, а играет Белотелову - дородную и не очень молодую женщину, очень харизматичную! В этом спектакле вообще каким-то странным образом каждому актёру удалось совместить гротеск и тонкость игры.
А на самом деле, спектакль хороший. Даже не смотря на то, что он очень студенческий (но на мой взгляд, все виденные спектакли у этого курса студенческие, но это ни в коем случае не делает их плохими! тем более, что взрослых спектаклей они ещё наиграются, так что…). У них очень хороша музыкальная подборка и танцы уместны и качественно поставлены. Вот в предыдущую неделю я смотрела кошмарнейшую «Хануму» - казалось бы, и там тоже комедийный спектакль, и там тоже про сватовство, но там-то было ни капельки не смешно и вообще ощущение осталось несказанной тупости, а вот от этого спектакля очень тёплые воспоминания.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/blood_milk/theatreatre/i-10558.jpg)
(с)я
Обсуждение было тоже хорошим, хотя в основном состояло из знакомства с труппой и преподавателями. В конце они даже спели песню, которую сочинили во время работы над спектаклем (кажется). Очень хорошие ребята оказались.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/blood_milk/theatreatre/i-10729.jpg)
(с)я
Григорий Козлов и Мария Валешная
Максим Студеновский
ещё Мария Валешная
Полина Сидихина
Полина Воробьёва
28 мая - ГИТИС, курс С. Голомазова «Бесы» (Ф.Достоевский; реж. О.Ларченко). Вы не поверите, первое действие тоже прошло мимо меня! Было чувство, словно не все поняли, что надо сыграть, и напрягало постоянное мельтешение с переставлением композиции из множества табуреток (хотя сама идея весьма нетривиальна и подчас демонстрировала, как можно икеевские табуреты функционально и красиво использовать). К тому же, в первом действии было очень много провисаний… не только в действии, но и, кажется, в самом понимании Достоевского. Но второе действие компенсировало с лихвой: во-первых, концентрация событийности как-то увеличилась (в первом действии в принципе почти ничего не случилось).
Теперь по паре слов про персонажей. Я, конечно, не смогла избежать сравнения с прошлогодними «Бесами» женовачей, но, к счастью, повторов не было, за исключением сцены приезда Мари Шатовой - всё было почти так же, но, быть может, просто её по-другому нельзя поставить? Вообще, у них слабоваты почти все девушки. Понятное дело, в «Бесах» нет таких ярких женских образов, хотя есть те, над которыми (на мой взгляд зрителя-читателя) было бы интересно поработать и что-то открыть в них, но они и играют совершенно проходяще, а некоторые и вовсе как в капустнике. У женовачей девушки не терялись, кстати - та же Мари Шатова какой была, или Виргинская у Кати (тут Виргинской вообще словно не существует). А вот парни оказались хороши. Правда, я не со всем согласна, но хозяин-барин. Но вообще, второстепенные роли в принципе кажутся несколько непродуманными.
Ставрогин (Артемий Николаев) сам оказался как-то нереально похож на Достоевского. В самом начале спектакля он сидел в той же позе, что и Достоевский возле РГБ. Он красивый, яркий мужчина, да, я верю, что такой может подчинить своей воле, но Ставрогин в этом спектакле слишком подвержен рефлексии, слишком много времени уделяет мукам совести и метаниям, слишком задумывается над своими действиями, и вообще - чересчур эмоционален. Если верить специалистке по «Бесам» Гаяне Аванян, то его из себя-то и не выведешь, а тут какой-то кающийся грешник получается. Я это пытаюсь оправдать тем, что у Достоевского Ставрогин - личность манящая, притягивающая, и одновременно человек, упавший очень низко. Так вот это самое притяжение у зрителя должно пойти от его движений души, наверное. Но, чёрт возьми, Ставрогин - он ХОЛОДЕН! Он один не теряет лица, не реагирует, он - не беснуется, как все остальные персонажи романа, потому что он сам - бес, начало всех сумасшествий и горестей. Он как сторонний наблюдатель за действием запущенного им же механизма - и у Коручекова в спектакле это было очень точно, хотя мне Чирков совсем не нравился. Здесь же он словно сам страдает от всего происходящего едва ли не больше всех. Почему вокруг него всё время ходит Матрёша? В финале её образ очень интересно интерпретирован, но почему она на сцене чуть ли не всегда? Нет, я не верю, что Ставрогина всё это ТАК мучило!
Шатов (Юрий Тхагалегов) - понравился своими интонациями, хотя о персонаже мало что можно узнать. Не думается, что он поменяет свою жизнь.
Верховенский (Дмитрий Сердюк) - о! вот он был потрясающим! Настоящий бес, блестящий, расчётливый, обаятельный. Одно удовольствие было наблюдать за ним на сцене. Он невозмутим и при этом инфернален, но становится беспомощным, осознавая своё разочарование в Ставрогине, которому оказывается безразличен.
Кириллов (Александр Бобров) совсем не похож на Кириллова в моём представлении, он - совсем мальчик ещё по своему мироощущению, и всё в нём какое-то детское. Кажется, что сама мысль самоубийства за идею - юношеский бунт, желание что-то доказать и сделаться полезным. Впрочем, получился очень яркий Кириллов, ему сочувствуешь более всех, и когда он уходил стреляться, было мощное чувство, ему очень верилось.
В общем и целом осталось ощущение сырости, хотя, как было сказано на обсуждении, над спектаклем работали три года. Не всегда было слышно текст отчего-то (видимо, поэтому актёры предпочитали несколько излишне истерические интонации). Но, стоит заметить, что это - режиссёрская работа студента курса, что весьма и весьма примечательно.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/blood_milk/theatreatre/i-10696.jpg)
(с)я
![](http://content.foto.mail.ru/mail/blood_milk/theatreatre/i-10698.jpg)
(с)я
После спектакля, кстати, в фойе была выставка графических работ Ксении Орловой, студентки Мастерской Кудряшова. Это что-то, друзья! Если у неё будут ещё вытавки - посмотрите всенепременно!
30 мая - Театральная академия Флоренции (Италия) «Вакх в Тоскане» (Ф.Реди; реж. П.Стурак). По сравнению со всеми виденными спектаклями на «Шансе» - полный провал. Это и спектаклем-то назвать можно с натяжкой - нечто музыкально-пластико-вакханальное. Ни одного образа, весь текст произнесён хором, яркий грим, да и пластика итальянцев не поразила: всё было слишком однообразно: псевдоэротические движения и две девушки, умеющие высоко задирать ноги. Смысла там тоже особенно не было. Зато продолжительности всего ничего - на 40 минут. Утомиться устаёшь, но стоять в проходе не так напрягает, тем более, что можно заняться куда более интересным делом, чем созерцание корчащихся итальяшек - понаблюдать за зрителями =)) на самом деле, жаль, что фестиваль закрывался именно «Вакхом» - потому что в прошлом году был потрясающий курс Кудашова со спектаклем «Мы», одним из самых, на мой субъективный взгляд, удачных спектаклей программы.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/blood_milk/theatreatre/i-10704.jpg)
(с)я
Но, собственно, большая часть зала пришла не за итальянцами, а на церемонию награждения! Понятное дело, нервы были на пределе. Я долго гадала, кто же выиграет «Шанс-2010», и пришла к выводу, что выиграть должны кудряши, но второй раз им палюбому не дадут, так что победит либо курс Овчинникова, либо курс Голомазова.
На закрытии над нами измывались добрых минут 5, и в итоге объявили, что выиграли КУДРЯШИ!!!!!!!!!!!! Ну вы понимаете, что тут началось - объятия с незнакомыми людьми, дикие крики, прыганья и вообще… я была просто счастлива, в общем! Удивительное дело - в том году я расплакалась от обиды, потому что их ещё не любила, а сейчас от счастья, потому что очень люблю! Теперь, надеюсь, всё сложится наилучшим образом! Но эта победа - не пристрастность жюри, по-моему. Просто у них нет и не может быть конкурентов сейчас.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/blood_milk/theatreatre/i-10718.jpg)
(с)я
![](http://content.foto.mail.ru/mail/blood_milk/theatreatre/i-10719.jpg)
(с)я
А на самом деле, даже обидно, что фестиваль так быстро пролетел! Ведь ему по-настоящему посвятила месяц своей жизни, и нисколько не жалею - даже если учесть то, что не все спектакли оставили положительное впечатление, это был такой заряд энергии и просто стимул просыпаться по утрам! Теперь ждать целый год!...