Marseille

Oct 08, 2015 01:06

Итак, я начинаю писать о своём сентябрьском путешествии по Франции. За 17 дней мне удалось объехать 5 регионов и 14 городов. Это было волшебное путешествие. Правда, забытый в Ренне трэвелбук заставляет меня восстанавливать по памяти всё, что происходило в эти дни, но, может быть, тем лучше для меня: я снова получаю возможность прожить эти потрясающие мгновения.
Своё повествование я решила сгруппировать по городам в максимально хронологической, когда это возможно, последовательности - возможно, Парижу я посвящу несколько постов (хотя пока не знаю). Что ж, приступим.

12 сентября 2015.
Моё утро началось просто отвратительно. Таксист, вызванный на 3 часа ночи (вылет был в 5) приехал в половину второго и, разумеется, оповестил меня об этом звонком, отняв последние драгоценные 40 минут сна после тяжёлого последнего рабочего дня. Уснуть снова мне не удалось, поэтому во время пути до Домодедово огромным усилием я заставляла себя поддерживать разговор с водителем при невыносимой мигрени. Настроение было испорчено, потому что я предчувствовала, что так теперь будет целый день, а ведь мне предстояло 2 перелёта - да и в самом городе терять время на сон не очень-то и хотелось. В Марсель я летела на сей раз испанским лоукостером Vueling, у которого не предусмотрен обед на борту и у которого три тарифа эконом-класса, один из которых не предусматривает наличие багажа. Я накануне изучила условия своего тарифа вдоль и поперёк, так что, когда на регистрации меня спросили, оплачивала ли я багаж, ответила, что по тарифу у меня 23 кг. Проблема в том, что люди, шедшие передо мной, уходили доплачивать почти все, поэтому, друзья, внимательно изучайте свои билеты, ведь, если бы я не прочитала условия, то лопухнулась бы и, конечно, согласилась.
Недовольная дама на регистрации также не вняла моей просьбе посадить меня у окна (онлайн-регистрации не было), но в самом самолёте мне повезло - прямо передо мной оказалось 3 свободных сидения, я пересела и проспала все 4 с половиной часа полёта до Барселоны.
В Барсе я вышла в уже хорошо знакомый Эль Прат (у меня было полтора часа свободного времени), выпила смузи, взяла тарелку фруктов и поняла, что отпуск действительно наконец-то начался. Собственно, это улучшило моё настроение и я радостно села на рейс до Марселя (где, кстати, мне тоже досталось три свободных места).
До сих пор очень хорошо помню минуты подлёта к Марселю. Синее-синее небо, зелёная и оранжевая земля, тёмное море. Когда я вышла из аэропорта, я ощутила настоящий удар по всем своим органам чувств. В глазах словно изменили контрастность, настолько нереально яркими и сочными оказались цвета. Громкость тоже повернули на максимум - столпотворения людей, множество автомобилей, шорох колёс чемоданов приезжих. В аэропорту я купила билет на автобус, следующий до Сен-Шарль (это вокзал и автостанция в центре города): именно там была назначена моя встреча с каучсёрфером Николя.


Нашлись мы быстро. Николя оказался самым крутым хостом, которого мне приходилось встречать за недолгую карьеру в CS. Мне повезло и я приехала в уик-энд, так что все два дня он водил меня по городу и рассказывал истории. Работает он фотографом и графическим дизайнером; разумеется, обсуждая сложившуюся экономическую ситуацию, мы коснулись и вопроса зарплат и цен на квартиры. Так вот, получает Николя столько же, сколько я за месяц на двух работах, но... за четыре дня. А квартира его, уютная однушка в центре Марселя, стоит столько же, сколько моя двухкомнатная в Волжском. То есть в этом городе собственное жильё - это реальность, в отличие от Москвы. Кроме того, его работа нереально интересная: нередко ему делают заказы представители туристических департаментов каких-то стран (например, соседнего Алжира) и он едет туда снимать разные малоизвестные природные памятники или те места, куда местные хотели бы привлечь туристов.
Как оказалось, Николя ещё и не очень-то далёк от русской культуры, правда, произведения, с которыми ему пришлось познакомиться, прямо скажем, не самые лучшие. Например, он видел фильм "Сталинград" и читал "Метро 2033". Вообще, мне было очень приятно общаться с Николя и я не испытывала того вечного чувства неловкости, которое преследует меня, пока я тусуюсь у чужих людей на вписках. А в целом, мне очень повезло во Франции с хостами!
Когда мы поднялись в квартиру, я была очарована уже одним лишь видом из окна - и это я даже не видела сам город!


Конечно, я была голодная, как чёрт, и мы направились пообедать в какой-то маленький ресторанчик на соседней улице. Меню было на французском, и Николя пытался мне разъяснить, что салат с осьминогом (слово octopus он забыл), когда к нам подошла официантка. Я тогда по инерции сказала себе под нос что-то, и она мгновенно среагировала: "О! Вы русская!". Сама она оказалась узбечкой, но боже, она была так стильно одета и так отлично говорила по-французски, что её выдавали только раскосые глаза!
Вот, кстати, тот самый салат из октопуса


Мы направились в порт. Вот так выглядят обычные улочки города Марселя






























Старая богадельня, в былые времена служившая приютом для нищих






Когда мы пришли в Старый порт, я была уже абсолютно очарована городом, но вид этого места просто поразил меня. Внезапно я поняла: здесь сошлось всё самое лучшее из всех моих любимых уголков. Щемящее изящество Парижа, узкие линии Барселоны, мультикультурализм Стамбула и лазурные волны Индонезии - здесь было то, что я больше всего любила по всему миру. И ведь Лазурный берег - он действительно лазурный! Какой-то тут совсем несказанный цвет воды. К сожалению, из-за ветра (которого, правда, я совсем не почувствовала) в тот день кораблики до замка Иф не ходили, но, возможно, это и к лучшему, ведь будет повод снова приехать сюда.






Городская Ратуша - единственное здание Северной Портовой набережной, уцелевшее после Второй мировой войны.


Белая церковь Сен-Ферреоль на Бельгийской набережной.






Зеркальный павильон сэра Нормана Фостера на той же набережной Бельж






Говорят, что в Марселе людей разглядывать даже интереснее, чем здания


гребля - любимая забава европейцев


Холм с Нотр-Дамом. Об этом месте я ещё расскажу подробнее.






В Старом порту можно увидеть два форта - форт святого Николая и форт святого Иоанна. Именно в форт Сен-Жан мы и зашли. Место это с древней историей: согласно преданию, именно здесь в VI веке до нашей эры высадились фокейцы - основатели и первые жители тогдашней Массалии. Потом Сен-Жан был гарнизоном, а Николя говорит, что долгое время он служил не для того, чтобы охранять марсельцев от захватчиков, а для того, чтобы охранять мир от марсельцев. Сейчас там что-то вроде выставочного пространства, рассказывающего об истории города. В одном из залов, например, есть экспозиция "связь времён", где насыпан участок из земли трёх разных цветов, характеризующих три этапа развития человечества, и стоит множество тикающих метрономов.












Рядом с портом - два значимых места - Музей Средиземноморья, гениальный пример современной архитектуры, и собор Ля Мажор, кафедральный собор Марселя.




Вообще-то, правильно это место называется Музей европейских и средиземноморских цивилизаций. Здание в форме параллелепипеда из чёрного кружева было спроектировано автором здания музея Кокто в Ментоне Руди Риччотти. Кружево изготовлено из какого-то особенного бетона и, по задумке архитектора, символизирует вытащенный из воды камень морской. Сама эта необычная сеть поразительно смотрится при солнечном свете




В "водном дворике" музея молодые (и весьма рельефные) парни упражнялись в разных водных видах спорта.
Кафедральный собор Сен Мери Ля Мажор - в общем-то, новодел конца XIX века, что и заметно. Рядом с ним сохранились останки предыдущей церкви, но туда не пускают.
























Вообще, меня поразили люди, живущие здесь - именно местные. Их как-то сразу выделяешь из толпы: идеальные фигуры, высокий рост, постоянный загар. Николя рассказал мне, что снег идёт здесь примерно... раз в 40 лет! И постоянное солнце. Девушки не стесняются носить необычайно короткие юбки и не выглядят пошло, парни здесь как с рекламных плакатов. Что удивительно, когда я рассказывала жителям других городов Франции, что больше всего мне понравился Марсель, они удивлялись: "Ты что! Там же полно эмигрантов! Это город чёрных!". Но, на самом деле, Марсель оказался ярким и праздничным и люди другой национальности здесь казались абсолютно своими - чего я не могу сказать о Париже, который периодически напоминает Гарлем.
После осмотра порта мы пошли бродить по городу, держа направление в сторону дворца Лоншан - это место я увидела на фотографии в лавке с открытками и, разумеется, начала проситься туда. Вечером шагомер показал, что находили мы за день 17 километров.
Дворец Лоншан оказался потрясающим, очень напомнил мне фонтан в парке Барселоны, только ещё лучше. В двух крыльях справа и слева расположены музеи - изящных искусств и естественной истории, а позади - парк.




ой, много кадров я сделала с этим местом!




















Кстати, иногда, бродя по улицам Марселя, можно увидеть летающих попугаев. Оказывается, в городе есть такая легенда: некогда здесь жил очень богатый человек, который завёл у себя множество канареек и попугаев. После его смерти наследники не хотели возиться с птицами - просто открыли клетки и выпустили их на волю в надежде, что с наступлением холодов они сами перемрут. Однако птицы не умерли, а стали жить счастливо в прекрасном Марселе и размножаться, так что и сегодня их потомки периодически показываются людям.
С канарейкой связана ещё забавная история. Вечером мы вернулись поужинать в порт. Я заказала мидий и получила их целый чан, а Николя заказал magret de canard. И надо же такому случиться, что я забыла, что canard - это утка, а Николя забыл слово duck. Он просто сказал мне - ну, это птица такая. Я подумала - канарейка, наверное. Странно, ну ладно, перепела вроде тоже габаритами не отличаются. Может, тут у них откормленные канарейки. В итоге ему приносят гигантский такой стейк. Я с ужасом пялюсь в его тарелку и спрашиваю - "извини, это что, мясо десяти канареек как-то переработали?! она же малюсенькая!". В общем, не всегда иностранные слова похожи.
Вот, собственно, мой ужин - мидии, тушёные в томатах и вине, и кир роял.


Вернулись домой мы не очень поздно, но я вообще не могла стоять на ногах. К тому же, мои самые милые и удобные босоножки, в которых я обошла половину Куала Лумпура в прошлом году, стёрли мне стопы почти в кровь. Помню, как мы шли до дома Николя, а вокруг пахло каннабисом - люди курят прямо на улицах и никого не стесняются.
Засыпая, я поняла одну вещь: мой вектор путешествий сдвинулся. Раньше я путешествовала так, как голодающий накидывается на стол с деликатесами: пыталась всё вобрать, всё узнать, посмотреть как можно больше. Теперь я вдруг увидела то место, где хочется замереть, остаться навсегда, сделать его своим домом. И, кажется, следующие путешествия станут какой-то попыткой увидеть этот дом. Именно тогда я осознала: для меня теперь Марсель - лучший город Земли.

13 сентября 2015
После почти суток бодрствования (не спала нормально 22 часа) я спала достаточно долго. Ночью прошёл дождь с грозой - пару раз полыхнуло, но местные назвали это штормом. На утро подоконник был в каплях. Николя с утра сходил в буланжери и принёс круассанов и багет: здесь не очень-то любят есть вчерашний хлеб, да и как можно, когда под твоими же окнами его выпекают, заполняя всю улицу просто божественным ароматом.
Мы направились к Нотр-Дам де Ля Гард - самой высокой точке Марселя, базилике на холме, построенной на фундаменте древней крепости. Её видно с любой точки города. Золотую статую Мадонны, которая венчает базилику, здесь называют La Bonne Mère или Good Mama. В это место приходят все, вне зависимости от вероисповедания, а марсельцы говорят: ты можешь не верить в бога, но в Добрую Маму верят все.


Отсюда открывается потрясающий вид на город и ты понимаешь, что он действительно огромный! Вот, например, не посещённый нами замок Иф и Фриульские острова - "чумные", использовавшиеся для карантина








таблички с благодарностью Гуд Маме за помощь








Виды города
















Внутри Базилики. Мне повезло попасть на мессу - это было невероятно вдохновляюще.




















крипта


После мы зашли пообедать и Николя уговорил меня выпить местный напиток - пастис. Это такая крепкая анисовая настойка, которая пахнет, как самбука. Правда, пьётся она разбавленной и кажется не такой крепкой. Для местных это любимый аперитив (я пыталась делать вид, что мне нравится, но всё было не так). Вообще, меня поразило, сколько пьют французы. Ты приходишь в кафе, заказываешь аперитив, выпиваешь, а потом берёшь бутылку вина. Потом ты приходишь домой и выпиваешь ещё одну за вечерними хлопотами. Тут в любое время суток, во всех ресторанах все обязательно выпивают!
На обед же я заказала бейгл - такой огромный!


После мы поехали в каланки Сюжитона. Возможно, у меня не возникло бы идеи там побывать, если бы не Николя - он многих своих гостей туда водил. Каланки - это такие узкие бухты, вонзающиеся в сушу. Их называют "средиземные фьорды". Чтобы посмотреть сюжитонские, нужно взбираться на гору. У меня немножко даже голова закружилась, а гора сама похожа была на Монсеррат.
На самом деле, пешее путешествие меня так захватило, хоть я и устала лазать. От увиденного просто захватывало дух - и это была ещё облачная погода, мне кажется, попади я сюда во время синих-синих небес, точно бы ушла жить в леса и не в какую Москву бы не вернулась. На самом деле, это, кажется, то самое место, которое я никогда не забуду, настолько поразительной оказалась его дикая красота.
О, вот кстати вам шанс увидеть моего хоста (некоторые фотографии будут его авторства, ну да, я думаю, вы разберётесь, какие тут снимал профи, а какие я).


Ветер был неугомонный, особенного труда мне стоило фотографировать, потому что волосы постоянно застилали объектив.








































Боже, я надеюсь, что хоть кто-то это посмотрел! На самом деле, фото всё равно не передаёт истинные мои чувства, ведь там, например, мы стояли на отвесном обрыве или я карабкалась на смотровую площадку по острым камням, боже, как же это было круто, даже сейчас вспоминаю и просто чувствую этот запах - соснового леса и желудей (которые нападали с каких-то маленьких и колючих кустарников... почему жёлуди растут на кустах?), солёного моря, тёплого камня...


Устала я просто нереально. День мы решили закончить рано, ведь мне нужно было встать в 5 утра, чтобы отправиться дальше - изучать Лазурный берег. Поужинали в марокканском ресторане - я, наконец, попробовала настоящий тажин, с фигами и грецким орехом. Николя заказал кус-кус и я порадовалась, что сама не решила его заказать - там просто неподъёмное количество еды в составе одного блюда, ею заставили весь стол! Боже, какое во Франции всё вкусное (даже если это не французская кухня!). Сейчас, когда я пишу это, мне приходится пересматривать фотографии и внутри просто всё сводит от воспоминаний.


Когда ехали назад, увидели на улицах толпу футбольных фанатов - в белом и голубом цветах. Они там даже подрались где-то на улицах - я не видела, но автобус пассажиров высадил. Тут, кстати, все большие болельщики - многие заведения закрываются во время матчей, потому что служащие хотят посмотреть.

14 сентября 2015
Уезжала я очень рано - с вокзала Сен Шарль.
Встала, когда было ещё темно, в темноте дошла до метро. Город был как после войны - перевёрнутые мусорки, обрывки газет. Не знаю, может, футбольная команда проиграла? Впрочем, к рассвету здесь снова будет идеально-чисто.
На вокзале поезд опаздывал. Когда пришёл, я ехала по светлеющим деревушкам, дачным городкам, приморским курортам и думала - хорошо бы жить дальше, точно зная, что однажды - в каком-то далёком, а может, и не очень, будущем, я смогу вернуться сюда, в Марсель, в этот самый лучший город на свете.

жызненное, Прогулки, Средиземное море, Осень, События, Природа, что посмотреть в Марселе, Франция, Впечатления, Фото, каланки Сюжитон, Прованс, Маргарита, Лазурный берег, Путешествия, Город, Марсель, Рассказ, Марсель за два дня, несколько дней из жизни М.П.

Previous post Next post
Up